УДК 338

 

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛЕСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

DIRECTIONS FOR IMPROVING REGIONAL FOREST PLANNING

 

Мураев И.Г.

(Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, РФ)

 

Muraev I.G.

(The Ministry of Natural Resources and the Timber Industry of the Arkhangelsk Region)

 

Проанализированы направления совершенствования лесного планирования и применение лесных планов субъектов Российской Федерации в разрезе тактического и стратегического управления развитием лесного сектора и лесного комплекса. Разработанный на основе научных и практических методов лесной план может способствовать повышению эффективности лесного сектора и конкурентоспособности регионального лесного комплекса в целом.

 

The directions of improving forest planning and the application of forest plans of the subjects of the Russian Federation in the context of tactical and strategic management of the development of the forest sector and the forest complex are analyzed. A forest plan developed because of scientific and practical methods can contribute to improving the efficiency of the forest sector and the competitiveness of the regional forest complex as a whole.

 

Ключевые слова: лесной план, лесоустройство, расчетная лесосека, «интенсивная» модель использования и воспроизводства лесов

 

Keywords: forest plan, forest management, estimated cutting area, "intensive" model of forest use and reproduction

 

К настоящему времени наработан опыт внедрения и применения лесных планов субъектов Российской Федерации, который показал необходимость пересмотра системы лесного планирования в регионах. На основании этого анализа, взамен действовавшим лесным планам сегодня в регионах разработаны и введены в действие новые лесные планы. Таким примером может стать лесной план Архангельской области на период 2019-2028 гг. (далее – Лесной план 2018). Соответственно в лесной план региона [9], включены масштабные мероприятия лесного хозяйства и лесопользования, комплексная переработка лесных ресурсов. Новый Лесной план Архангельской области обосновывает направления развития лесной политики и лесной экономики региона с учётом не только экономических целей, но и социальных и экологических приоритетов развития.

Основными отличиями Лесного плана 2008 и Лесного плана 2018 являются изменение подходов со стороны государственных органов к планированию освоения лесного фонда, организации охраны лесов и его воспроизводства, периодичности актуализации информации о лесе (проведению лесоустройства), а также значительное изменение Лесного кодекса Российской Федерации по сравнению с редакциями 2006 и 2018 годов. Так, например, в Лесном плане 2008 предусматривалось планирование мероприятий по лесоустройству, но эти мероприятия финансировались по остаточному принципу, в то время как Лесной план 2018 (в редакции до 2023 года, когда полномочия по лесоустройству были переданы на федеральный уровень) предусматривал объемы лесоустройства по годам в разрезе лесничеств, и этот план выполнялся (табл. 1). Благодаря проведению лесоустройства в период 2018 - 2023 гг., по сравнению с Лесным планом 2008 расчетная лесосека увеличилась с 21,9 млн. куб. м до 27,8 млн. куб. м в год (рис. 1), что связано в том числе с изменением лесного законодательства и стратегии развития лесного хозяйства в Российской Федерации до 2030 года [3].  Актуальность лесоустройства повысилась с 20% до 54%. 

 

Таблица 1 - Изменение площади лесов Архангельской области

по Архангельской области

Площадь лесов на землях лесного фонда, га

01.01.2009

01.01.2022

Изменение

га

%

на землях лесного фонда

28 385 958

28 368 099

-17859

-0,1

на землях населенных пунктов

35 508

26 922

-8586

-24,2

на землях обороны и безопасности

189447

199535

10088

5,3

на землях особо охраняемых природных территорий

532 270

717 055

184 785

34,7

на землях иных категорий

4 105

29 839

25 734

626,9

 

Лесным планом 2018 предусмотрено возможность арендаторами лесных участков, осуществляющими заготовку древесины в Двинско-Вычегодском лесном районе Архангельской области, выбирать возможность перехода на «интенсивную» модель использования и воспроизводства лесов. Расчетная лесосека при проведении ликвидных рубок ухода увеличилась с 1,7 млн. м3 (Лесной план 2008) до 1,9 млн. м3 (Лесной план 2018). С учетом возможности перехода на «интенсивную» модель лесопользования, по состоянию на 01.01.2024 расчетная лесосека по ликвидным рубкам ухода составляет уже 3,9 млн. м3/год (рис. 2, 3).

Рисунок 1 - Динамика использования расчётной лесосеки и заготовки древесины в Архангельской области

Источник: составлено автором по данным Министерства природных ресурсов Архангельской области : офиц. сайт. – URL: https://dvinaland.ru/gov/ (дата обращения: 10.02.2024).

 

 Для лесопользователей законом установлена обязанность восстановления лесов на вырубленных участков. Лесным планом 2018 запланировано лесовосстановление в среднем 83,3 тыс. га ежегодно. При этом планируется создать лесные культуры на площади 50,8 тыс. га (6,1 % от площади лесовосстановления), преимущественно посадкой сеянцев (48,7 тыс. га), в том числе с закрытой корневой системой – 39,7 тыс. га (78,1% от площади создаваемых лесных культур) (рис.3).

Рисунок 2 - Динамика лесовосстановительных работ в Архангельской области

Источник: составлено автором по данным Министерства природных ресурсов Архангельской области : офиц. сайт. – URL: https://dvinaland.ru/gov/ (дата обращения: 10.04.2024).

 

Ежегодный планируемый объем лесовосстановления рассчитан исходя из условия полного освоения расчетной лесосеки и с учетом достижения показателя федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» - «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» к 2024 г. в размере 100%. При этом, масштабное лесовосстановление в регионе предусматривает сохранение существующего породного состава лесов. Согласно нормативным требованиям, для Двинско-Вычегодского лесного района Архангельской области установлены целевые породы, которыми являются местные древесные виды, соответствующие лесорастительным и экономическим условиям, древесина которых наиболее востребована в лесопромышленном производстве: сосна, ель и берёза. Установление лиственных быстрорастущих пород как «целевых» может нарушить выстроенную годами систему воспроизводства коренных лесных формаций в области, поэтому Лесным планом 2018 для данного лесного района предусматриваются минимально допустимые доли по площади создаваемых насаждений целевых древесных пород, обеспечивающие сохранение хвойных в составе лесов (хвойные породы - 66%, лиственные породы - 34%). При этом создание лесных культур планируется с участием хвойных пород с доминирующим использованием сеянцев закрытой корневой системой в объеме не менее 50% от площади создаваемых лесных культур.

Существенным отличием старого и нового лесных планов региона является активное искусственное лесовосстановление - 50,8 тыс. га (6,1 % от общей площади лесовосстановления), преимущественно с посадкой сеянцев (48,7 тыс. га), в том числе с использованием сеянцев с закрытой корневой системой – 39,7 тыс. га (78,1% от площади создаваемых лесных культур). Переход на создание лесных культур с применением сеянцев с закрытой корневой системой повлиял и на планирование объема его выращивания. Так Лесным планом 2008 планировалось ежегодно выращивать порядка 20 млн. сеянцев, в том числе с закрытой корневой системой 3,5 млн. штук (17,5 %). Лесным планом 2018 при тех же объемах выращивания сеянцев доля сеянцев с закрытой корневой системой возрастает до 60% -75 %. Такая потребность объясняется и изменением лесного законодательства. За период реализации лесного плана 2018 среднегодовой объем таких лесных культур составит от 360 – 474 га, при чем такие лесные культуры должны создаваться только с применением сеянцев с закрытой корневой системой.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к составу лесного плана, в Лесном плане 2018 на период его действия внесены сведения о лесных участках в разрезе лесничеств по годам, планируемых к передаче в пользование в целях заготовки, строительства и эксплуатации линейных объектов, осуществления рекреационной деятельности и охотничьего хозяйства.  Данный раздел лесного плана коррелируется со стратегией развития лесного комплекса Архангельской области, в том числе по предоставлению лесных участков в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса [3].

Кроме лесного плана важным документом планирования и развития лесного комплекса является государственная программа «Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2024-2026 годы» [10]. Данная программа в большей степени является тактическим инструментом управления с десятилетним периодом действия, который охватывает период действия старого и нового лесных планов. Данная программа по сути должна обеспечивать преемственность управления в лесном секторе.

Анализ действия лесного плана и государственной программы в Архангельской области подтверждается рядом показателей, важным из которых является рост запаса древесины (рис. 4). С 2008 г. по 2022 г. запас древесины в Архангельской области вырос с 2,5 млрд м3, до 2,6 млрд м3 (+100 млн м3), при этом наблюдается незначительное сокращение запаса хвойных лесов - 26,9 млн м3. Уменьшение запаса по хвойному хозяйству связано с увеличением заготовки древесины. По мягколиственному хозяйству с 2008 г. наблюдается положительная динамика роста запаса – с 394,7 млн м3 до 522,5 млн м3 (+127,8 млн.м3). Увеличение запаса по мягколиственному хозяйству может быть связано с началом применения интенсивной модели ведения лесного хозяйства в Двинско-Вычегодском лесном районе Архангельской области, который является основным объектом для внедрения данной модели.

 

Рисунок 3- Динамика изменения запасов древесины в Архангельской области с 2008 по 2022 гг.

Источник: составлено автором по данным Министерства природных ресурсов Архангельской области : офиц. сайт. – URL: https://dvinaland.ru/gov/ (дата обращения: 10.04.2024).

 

Таким образом, достигнутые к настоящему времени результаты деятельности лесного сектора Архангельской области, показывают эффективность действия Лесного плана и Государственной программы «Развитие лесного комплекса Архангельской области», которые стали инструментами тактического и стратегического управления.

 

Список использованных источников

1.    Петрунин Н. А. Лесные планы в контексте регионального стратегического планирования // Актуальные вопросы таежного и притундрового лесоводства на Европейском Севере России : материалы научно-практической конференции, Архангельск, 23–24 ноября 2023 года. Москва: Т8 Издательские Технологии, 2023. С. 55-61.

2.    Гаева В. В. Развитие лесного хозяйства России посредством планов, программ и проектов / В. В. Гаева, Е. С. Шубенкова // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2018.  № 2(33).

3.    Прядилина Н. К. Лесной план и конкурентоспособность регионального лесного сектора // Конкурентоспособность субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения : Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 09 апреля 2018 года / Под общей редакцией Н.В. Мальцева.  Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2018. С. 465-471.

4.    Сушко О. П. Методологические аспекты формирования механизмов хозяйственной деятельности лесного комплекса в России / // Региональная экономика: теория и практика.  2024. Т. 22, № 1(520). С. 174-189. DOI 10.24891/re.22.1.174.

5.    Сушко О. П. Направления и перспективы цифровизации лесного комплекса // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т.13, №11. С.5127-5142. DOI 10.18334/epp.13.11.118935.

6.    Постановление Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.11.2022 № 33п "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Приозерного лесничества Архангельской области". URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/2901202211300059?ysclid=lttou5492q340009069 (дата обращения 15.03.2024).

7.    Приказ Минприроды России от 20.12.2017 N 692 (ред. от 03.12.2021) Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений. URL: https://docs.cntd.ru/document/542616941?ysclid=ltu0vwg7gy542446138. (дата обращения 15.03.2024).

8.    Лесной план Архангельской области. URL: https://docs.cntd.ru/document/462641881?ysclid=ltu10v441e762911469 (дата обращения 15.03.2024).

9.    Постановление Правительства Архангельской области от 13.11.2023 № 1112-пп. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/2900202311150003?ysclid=lu79eokor4426906820 (дата обращения 15.03.2024).