НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
SOME DIRECTIONS OF INCREASE OF ECOLOGICAL COMPATIBILITY OF TRANSPORT SYSTEMS
Наумов А.В., Гавриков А.А., Тетенькин А.С., Перевертов А.А. (филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (ОТИИ), г. Омск, РФ)
Naumov A.V., Gavrikov A.A., Tetenkin A.S., Perevertov A.A.
The article reveals several ways of environmental improvement of transport systems moving of cargoes and manpower. The complex approach to work of motor transport for cargo delivery optimization leads to the reduction of harmful influence on the environment.
Key words: transport, ecology, system, optimization
В нашем веке, когда человечество вошло в третье тысячелетие, когда фундаментальные и естественные науки достигли высокого уровня развития, составляющие необходимые предпосылки дальнейшего развития учения о биосфере, необходимо оглянуться назад и осмыслить настоящее состояние биосферы. Нужно наконец-то понять, что не погоня за супермодными методами, рожденными все сильнее изощряющейся технологической мыслью, а точное знание «где, что и как» происходит в биосфере, должно стать основной задачей современной науки.
В публикациях отмечается, что единственное, что может предложить технологическая мысль, это переход на ресурсосберегающие технологии. Но, если в процессе производства потребление природных ресурсов биосферы преобладает над их восстановлением, если расходуется «основной капитал», то переход к ресурсосберегающим технологиям только отодвигает приход «судного дня» для человечества. В нашем веке наука оторвалась от биосферы - этой единственной и уникальной природной среды жизнеобитания и всей деятельности человечества, а в результате - «отрицательные последствия научно-технической революции», значительную часть которых составляет производство и эксплуатация автомобилей.
В этих условиях человечество само всяческими варварскими методами и способами уничтожает биосферу, стремясь удовлетворить свои сиюминутные, но все возрастающие потребности, особенно, в так называемых цивилизованных странах, т.е. тот образ жизни, который ныне навязывается человечеству (общество потребителей), ведет к прямому разрушению биосферы. Взять, например, США. В этой стране индустриально-технологический процесс вроде бы освободил людей от зависимости от природы. Но когда этот образ жизни преподносится как эталон, на факте он становится катализатором экологического, ресурсно-сырьевого и энергетического кризиса, потому что население США, составляющее всего около 5% от населения планеты, потребляет 46% энергетических и 25% добываемых в мире природных ресурсов, которые расходуются, в том числе, и на производство огромного количества автомобилей. Причем значительная часть их просто не нужна обществу.
Постоянный рост производства транспортных средств и всей необходимой инфраструктуры (станции технического обслуживания, заводы по ремонту и выпуску оборудования для технического обслуживания и ремонта, техника и организация для извлечения нефти и ее переработки в топливо для автомобилей, и многое, многое другое) для их эксплуатации никоим образом не учитывает, что возможности биосферы Земли ограничены. Если другие страны последуют примеру США, Японии и др., то неизбежно наступит кризис (а может быть и гибель) системы «Биосфера и человечество».
Безусловно, автомобильный транспорт на нынешнем этапе деятельности человечества является необходимым звеном в промышленности, сельском хозяйстве и сфере потребления, т.к. ни одна отрасль не может функционировать без него; но, будучи необходимым, он, в то же время, является одним из самых мощных источников отрицательного воздействия на атмосферу, а также на геологию, водные ресурсы, леса, животный мир, человека и др. Для обеспечения все возрастающей потребности населения в ресурсах мы захватываем все большее количество земель, в том числе плодородных и необходимых для производства биомассы. Поэтому, не случайно, научные и практические работники автомобильного транспорта заняты поиском направлений и разработкой методов совершенствования деятельности отрасли (автомобильный транспорт) при доставке грузов и пассажиров.
Выдвинутое в последнее время логистическое направление - транспортная логистика призванная снизить экономические затраты в логистической цепи доставки грузов, но в основе своей все-таки имеют целью извлечение прибыли, а сохранение или, тем более, восстановление биосферы в них рассматривается как побочный эффект. Сохранность биосферы при этом в значительной мере поддерживается действующим законодательством в странах, использующих автомобильные средства для доставки грузов и пассажиров, предусматривающим ограничения по токсичности выбросов, осевым нагрузкам и др. показателям. В то же время, логистическое направление способно не только создать модели осуществления перевозок с меньшими затратами, что отражается в цене готовой продукции у потребителя, но и снизить вредное воздействие на биосферу, оптимизировав процесс доставки.
Удовлетворение жизненных потребностей населения должно осуществляться без ущерба для интересов будущих поколений. Человечество должно перейти на новый путь развития энерго и ресурсосберегающий. Совершенствование конструкции транспорта, переход на восполняемые источники энергии и оптимизация (сокращение) транспортной работы по доставке грузов позволит решить некоторые вопросы экологической безопасности нашей планеты.
В настоящее время, в условиях мирового экономического кризиса и политической напряженности сиюминутно кардинально изменить такие факторы, повышающие экологичность транспортных систем, как:
- ограничение потребностей населения в тех товарах, которые не являются жизненно-необходимыми, включая и сами автомобили, когда они превращаются в предмет роскоши, что позволит сократить транспортную на грузку, т.е. сократить перевозки сырья, материалов и готовой продукции, в связи с чем уменьшается потребность в подвижном составе автомобильного транспорта;
- создание предприятий с самой прогрессивной технологией по эксплуатации автомобильного транспорта с последующим внедрением ей по всей стране;
- создание альтернативных транспортных средств, использующих другие принципы движителя, не оказывающего столь вредного воздействия на окружающую среду;
- использование альтернативных видов топлива, например, газ нефтяного происхождения, а еще лучше водород, т.к. при этом в результате сгорания образуется чистая вода; солнечную энергию, энергию ветра и т.д.;
- ограничение производственной (промышленной) деятельности до разумных пределов, дабы не создавалось необоснованных запасов, что в свою очередь приведет к сокращению потребности в том числе и в автомобилях. Следует помнить, что для выпуска автомобилей и другой техники требуется сталь. При производстве одной тонны стали, происходят необратимые потери около 600 л пресной воды, в которой уже сейчас повсеместно испытывается недостаток;
весьма затруднительно и требует больших финансовых и временных затрат.
В то же время, даже решив эти проблемы, но при хаотичном (броуновском) движении автомобилей, что свойственно перевозкам грузов при свободном частном владении транспортными средствами, говорить о экологически чистых технологиях доставки грузов просто бессмысленно. При неуправляемом перемещении автомобилей вместе с грузами невозможно минимизировать пробеги (в том числе и холостые), т.к. каждый водитель (владелец) едет так как ему нравится, и в то время, которое он считает правильным. Таким образом, потоки грузов и автомобилей не согласуются ни во времени, ни в пространстве. Для создания ресурсосберегающих технологий работы транспортных средств они обязательно должны быть организованы в централизованную систему управления. Транспортные средства могут находиться в частном владении, но их работа должна быть подчинена интересам общества и организована таким образом, чтобы исключить необоснованные затраты любых ресурсов.
Экологичность системы возможно повысить решением вопросов по совершенствованию теории транспортных процессов и функционирования транспортных систем, разработкой и внедрением ресурсосберегающих технологий по перевозкам, техническому обслуживанию и ремонту транспортных и погрузочно- разгрузочных средств. При этом успех может быть достигнут не только усилиями ученых, но и практиками, - чтобы получить необходимую прибыль в этих условиях, производство вынуждено будет снижать себестоимость продукции, что может быть достигнуто за счет применения передовых методов, экономии ресурсов и повышения производительности. Применением системного подхода, теории иерархических систем и дискретного представления о характере протекания транспортного процесса, формирование адекватного математического аппарата для описания функционирования автотранспортных систем доставки, применение экономико-математических методов и ЭВМ в планировании, анализе и управлении работой автотранспортных систем при доставке грузов и пассажиров.
Опытное внедрение разработанных теоретических положений позволило повысить точность планирования потребности в транспортных средствах и обосновать их рациональное количество.
Все вышесказанное указывает, что решение вопросов совершенствования теории транспортных процессов и функционирования транспортных систем имеет важное организационное, экономическое и социальное значение, ибо на основе теоретических положений грузовых автомобильных перевозок разрабатываются и совершенствуются: система планирования и потребности в транспортных средствах, система организации и оплаты труда, тарифы на перевозку грузов, оценка себестоимости перевозок, методики выбора и обоснования применения подвижного состава, планирования потребности в ресурсах и экономическая оценка организационных и управленческих решений.
Только на основе точных знаний в теории функционирования автотранспортных систем возможна разработка адекватных технологий перевозки грузов и людей, разрабатывать технологические системы, отвечающие оптимальному использованию и расходованию ресурсов, что полностью согласуется с проблемами сохранения биосферы.
Не претендуя на коренное решения проблемы вхождения автотранспорта в новые ресурсосберегающие технологии, хотелось бы отметить, что высказанные направления дальнейшего становления автотранспорта человечество могут и должны реализоваться на современном этапе жизни.
Список использованных источников
1. Мочалин, С.М. Проектирование автотранспортных систем на основе решения транспортной задачи линейного программирования [Текст]/ С.М.Мочалин, В.И.Николин, И.В. Николин.– Омск.: Деп. ВИНИТИ, № 1255-В00.27.04.00, 2000.
2. Наумов, А.В. Применение логистических подходов при организации обеспечения войск военно-техническим имуществом при подготовке и в ходе боя [Текст]/ А.В.Наумов, В.И.Усманов, А.С.Тетенькин. – Омск: Материалы всероссийской 65 научно-технической конференции ФГБОУ ВПО «СибАДИ», 2011.
3. Неруш, Ю.М. Логистика [Текст]/ Ю.М. Неруш. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.
4. Николин, В.И. Грузовые автомобильные перевозки. [Монография] / В.И.Николин, ЕЕ.Витвицкий, СМ.Мочалин. - Омск: Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004.