ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО АНСАМБЛЯ ПЕРИОДА МАНЬЕРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ХЕЛЬБРУННА (ЗАЛЬЦБУРГ, АВСТРИЯ)
Сидоренко М.В. (г.Вена, Австрия)
Австрийский ансамбль Хельбрунн является уникальным сохранившимся памятником периода Маньеризма. В статье изучаются композиционные и планировочные особенности ансамбля, проводится сравнительный анализ c итальянскими виллами. Как результат исследования выявлены характерные особенности дворцово-паркового ансамбля периода Маньеризма.
The Austrian ensemble Hellbrunn is a unique preserved monument of the Mannerism’s period. The article is focused on the lay-outs and composition peculiarities of the ensemble; it draws also a comparative analysis with Italian villas. The outcome of the research is the identification of typical features of park and palace ensemble of Mannerism’s epoch.
Ключевые слова: Маньеризм, дворцово-парковый ансамбль Хельбрунн.
Key words: Mannerism, park and palace ensemble Hellbrunn.
Введение. На рубеже Возрождения и Барокко в искусстве возникло новое направление, получившее название Маньеризм («маньеризм» − от итальянского «manierismo» − вычурность, манерничанье). Наиболее ярко Маньеризм проявился в Италии, где он предшествовал появлению Барокко. Время Маньеризма было относительно не долгим, в Италии – с 1520 по 1590-е годы.
В истории садово-паркового искусства ансамбли этого периода редко рассматриваются в рамках самостоятельного стилевого направления. Тем не менее, Маньеризм, возникший в XVI столетии и встречающийся в виде отдельных проявлений в XVII столетии, оставил значительный след в садово-парковом искусстве, и целый ряд ансамблей могли бы быть выделены в отдельную группу как его наиболее характерные представители. Это, прежде всего, итальянские виллы Ланте, д’Эсте, Боболи, Капрарола, Боргезе, Мандрагоне, Альдобрандини, Пратолино, усадьба Орсини в Бомарцои др.
Основная часть. В Австрии первым ансамблем, сочетающим черты Ренессанса и Маньеризма, был комплекс Ноегебойде под Веной (1569), где были устроены грот и яркие цветочно-орнаментальные партеры в маньеристском стиле [1].
Однако особо ярко черты Маньеризма проявились в дворцово-парковом ансамбле Хельбрунн под Зальцбургом. Он создавался на манер загородной итальянской «виллы урбана» в 1612-1619 гг., в то время, когда у себя на родине, в Италии, Маньеризм постепенно терял свои позиции. Основатель Хельбрунна, архиепископ Зальцбургский Маркус Зиттикус (1574-1619) не раз посещал Италию и Рим. Позже, многие из мотивов, увиденных на итальянских виллах, он использовал при строительстве своей резиденции под Зальцбургом.
Рисунок 1 − Фрагмент портрета Маркуса Зиттикуса с изображением Хельбрунна (худ. Арсенио Масканьи) [5]
Ландшафтная организация Хельбрунна отличалась от традиционных ренессансных вилл и во многом отсылала к концепции античной виллы. Ассиметричная по планировке территория с юга примыкала к Хельбруннскому холму и растянулась на площади в 60 га, что сравнимо с итальянской виллой Пратолино. На западе ансамбля был построен трехэтажный дворец в маньеристском стиле (арх. Сантино Солари, 1576−1646) с регулярным садом, включавшим Водный партер, Водный сад удовольствий, Фазанарий и огород. Остальную территорию занимали природные ландшафты с крупными открытыми пространствами и естественными насаждениями на холме. Два водных притока реки Зальцах, протекающих по территории парка, обеспечивали ансамбль водой и питание всех его водных сооружений.
Как и большинство ансамблей создаваемых в этот период, стилистическая планировка Хельбрунна имела черты переходного периода между Возрождением и Барокко. По мнению исследователей, композиция регулярной части Хельбрунна строилась как, своего рода, «цитата» ансамблей вилл Пратолино, д’Эсте и Ланте [2]. В плане Хельбрунна прочитываются две оси. Первая – дворцоваяось – проходила через подъездную дорогу к дворцу и заканчивалась по другую его сторону Бассейном Звезды и экседрой. Вторая– парковая ось – композиционной связи с дворцом не имела. Она начиналась на Пути князя и пролегала через Водный партер по еловой аллее мимо крупных открытых пространств к границам комплекса, где имела свое визуальное продолжение в виде висты в насаждениях и далее через реку Зальцах, а заканчивалась на другом берегу замком Голденштайн.
Водный партер и Водный сад удовольствий составляют ядро парковой части ансамбля и имеют важное композиционное значение в его художественном облике как представителя Маньеризма.
Рисунок 2 − Вид на Водный партер и дворец с высоты Месячного замкана Хельбруннском холме
Водный партер находится к востоку от дворца и состоит из трех водоемов барочного очертания: самого крупного центрального и двух симметричных малых рыбных прудов. В центре большого пруда на острове располагался газонно-орнаментальный партер из пяти частей. К острову с северной и южной сторон вели два мостика. Композиционным центром этого участка выступал рукотворный небольшой холм с венчающим его ажурным округлым павильоном. Водный партер украшали два обелиска, фигуры козерогов и шутов.
Вычурность и гротескность Маньеризма особенно ярко проявились в сооружениях и устройствах Водного сада. Как и в архитектуре Маньеризма, здесь, в саду Хельбрунна, накладываются друг на друга мифология, мистика и метафора. Водный сад окружает дворец с трех сторон. К северо-востоку от дворца расположены Римский театр с водоемами и грот Орфея и Эвридики. В северо-западной части сада пролегает так называемый Путь князя. В цокольном этаже дворца со стороны парка размещаются пять гротов. Напротив паркового фасада, на оси дворца, находятся Бассейн Звезды и экседра.
Рисунок 3 − Экседра и Бассейн Звезды
Экседру украшает несколько каменных скульптур. В нише, на постаменте, установлена фигура юноши в римских одеждах. На крыльях полукруглого сооружения расположены четыре скульптуры времен года, которые символизируют перемены, обыгрывая тему взросления человека [3]. Венчает всё сооружение скульптура Персея, с мечом в одной руке и головой горгоны Медузы в другой. Перед экседрой располагается полукруглый Бассейн Звезда, мелкий водоем с семью зубцами и два прямоугольных водоема с маленькими фонтанчиками. Стены каскада и водопада украшены мозаикой с изображениями козерогов. В оформлении бассейнов также используется скульптуры: тритоны, львы и козероги.
Путь князя – это тропа, по которой проходил князь-архиепископ, демонстрируя своим гостям все диковинные механизмы. Вдоль тропы устроены водные сооружения: большой и малый механические театры, гроты (Венеры, Козерога и Короны), фонтаны, скульптуры мифологических богов и фигуры сказочных существ. В скульптурном оформлении сада сочетается «натурализм» и «античность»: скульптуры Минервы, Дианы, Меркурия, Эвридики, Нептуна соседствуют с символическими фигурами животных и фантастических существ − лешего, лесного кабана с семейством, льва, козерога [3].
В период Маньеризма особую трактовку приобретает связь архитектуры и окружающей природы. Получает распространение «натуралистический сельский стиль» [4]. В цокольных этажах дворцов и в парках устраиваются гроты, пещеры, причудливые порталы, стилизованные под естественные образования, скульптура, вырастающая из земли. Гроты были одним из основных элементов садов и парков Маньеризма, воспринятым позднее в садах и парках периода Романтизма.
Хельбрунн считается уникальным памятником гротового зодчества XVI−XVII столетий, сохранившимся практически без изменений до наших дней. В Водном саду и в цокольном этаже дворца устроено восемь гротов.
Гроты дворца − это Грот Нептуна, Грот Поющих птиц, Ракушечный грот, Грот Руин, Зеркальный грот, каждый из которых имеет индивидуальное оформление, насыщен иллюзиями и водными забавами. В самом большом гроте Хельбрунна, Гроте Нептуна, центральное место отведено фигуре бога морей с трезубцем, которую окружают фигуры морских коньков. У ног Нептуна – гротескная медная рожица Гермауль. Водный механизм, приводимый в движение давлением воды, заставляет Гермауля вращать глазами и периодически показывать посетителям свой красный язык. В самом гроте и на выходе посетителей ожидает сюрприз в виде струй воды, бьющих из многочисленных отверстий в потолке, стенах, напольных плитах и скульптурных оленьих головах на портале фасада дворца. В древности родниковые источники считались проходами в подземный мир, заснуть у которых было не безопасным, поскольку спящего могли утащить водяные. По этой причине для поддержания бодрствующего состояния использовались такие «фонтаны-шутихи» [2].
Ракушечный грот с оформлением из гальки и ракушечника располагается позади Грота Нептуна и поддерживает его тематическое оформление. На стенах и потолке фрески с изображением виноградников, плодов и коз чередуются с декоративными поверхностями из туфа.
Во дворце, в смежных помещениях, устроены еще три грота – Грот Поющих птиц, Грот Руин и Зеркальный грот. Свинцовые деревья с птицами украшают Грот Поющих птиц. Движением воздуха и воды приводятся в движение специальные механизмы, позволяющие имитировать пение одиннадцати разных птиц. Грот Руин сооружен как напоминание о быстротечности бытия. Здесь создается ощущение рушащегося пространства: покосившиеся стены, надломленные балки, осыпавшаяся с потолка и стен штукатурка, трещины с пробивающимся через них диким плющом. В Зеркальном гроте стены украшены многочисленными выпуклыми зеркалами, интегрированными в настенные узоры из разноцветной лепнины и фриз из множества лиц. Иллюзорность бытия, ощущение неуравновешенности, искаженность действительности, игра светотени, визуальные эффекты – все эти качества и элементы, присущие Маньеризму, были отражены в архитектуре дворцовых гротов Хельбрунна.
Тема любви положена в идею Грота Орфея и Эвридики в северо-западной части Водного сада у Римского театра. Оформление грота стилизовано под мифологическую пещеру Тенара, вход в подземное царство. У лежащей фигуры Эвридики располагается скульптура Орфея, играющего на кифаре. К прекрасной музыке Орфея прислушиваются окружающие его звери, среди которых лев, символ австрийской земли Зальцбург, и козерог, изображенный на гербе Маркуса Зиттикуса.
На Пути князя располагаются еще три грота. Грот Венеры украшен скульптурой богини красоты и любви в античной одежде. Перед гротом в небольшом водоеме на круглой сфере балансирует маленькая фигура Амура с повязкой на глазах и с луком и стрелой в руках. Здесь, как и в Гроте Орфея и Эвридики, присутствует тема неопределенности Маньеризма: «Спасет ли Орфей свою Эвридику?», «Попадет ли в кого стрела Амура?».
Небольшой Грот Козерога посвящен главному символу Хельбрунна. В его оформлении использован типичный для Маньеризма способ трансформации воды – водной цепочки, сбегающей по мраморному орнаменту, словно сливающейся в серебряные нити.
Для Грота Короны был выстроен отдельный павильон с пирамидальной крышей из дранки. В центре грота на мраморном пьедестале с изображением рептилий и амфибий размещается фонтан. Его струя поднимает расположенную над ним металлическую легкую корону почти до потолка грота. Пройти к этому чудодейственному элементу можно только через туннель из водных струй. В нише павильона стоят две мраморные скульптуры – Аполлона в римской тунике и побежденного им сатира Марсия.
а. бв
Рисунок 4 − Гроты Хельбрунна: а – Гермауль в Гроте Нептуна; б – Грот Козерога; в – Грот Орфея и Эвридики
В период Маньеризма в Италии возникли «водные театры». Мотив Римского театра со статуями в туфовых нишах, увиденных на виллах Альдомбрандини и Мандрагора, в Хельбрунне был повторен более скромно. Римский театр стал своеобразным знаком признательности Маркуса Зиттикуса Риму. Дугообразные стены театра украшены мозаикой из гальки, в нишах и у стен установлены скульптуры, в том числе Демокрита и Геркулеса, аллегорических фигур трагедии и комедии, взирающих на водные забавы в саду [5]. Центральное место в театре отведено фигуре Марка Аврелия, символизирующего победы Рима. Венчает все сооружение скульптура римской богини победы Виктория. У ступеней располагается Княжеский стол. Каменная столешница имеет специальное углубление, которое позволяет сохранять оптимальную для питья температуру вина. Однако гостей может ожидать сюрприз – из каменных табуретов и мощения у стола вдруг начинает бить вода, обдавая их с ног до головы. Между театром и дворцом располагаются три украшенных скульптурами рыбных водоема.
Римский театр, как и большинство театров в период Возрождения, являлся лишь декоративным фоном. Настоящие представления в Хельбрунне проходили в Каменном театре на Хельбруннском холме, на фоне естественной природы. Каменный театр в Хельбрунне уникален не только потому, что это была попытка возродить Театр Олимпико в Виченце, построенный Палладио, но и потому, что его расположение в расселине скалы в безлюдной части парка напоминает больше о саде XVIII столетия. Это был первый постоянный театр на открытом воздухе с сиденьями из естественного камня и зелеными стенами в виде ограждений.
а. б.
Рисунок 5 − Римский театр Хельбрунна: а – задняя стена с нишами и фигурой императора Марка Аврелия в центре; б − княжеский стол и рыбные пруды
Водный сад удовольствий – самая насыщенная метафорическая часть Хельбрунна, отражающая концепцию и дух Маньеризма. Как художественное направление Маньеризм нашел свое воплощение не только в форме причудливых скульптур и механизмов, но в общем мировоззрении [4]. В садово-парковом искусстве это проявилось через использование в ансамблях концепций мифологических сюжетов и метафорических программ.
Но была ли у Хельбрунна своя метафорическая программа? Можно ли рассматривать произвольные сочетания зверей, богов и символов в качестве выверенной концепции ансамбля, которая была свойственна, например, итальянским виллам? Из-за отсутствия исторических материалов по строительству ансамбля этот вопрос остается открытым. Несомненно, символика присутствовала почти в каждом элементе парка и декора дворцовых интерьеров, однако отношение к метафоре в Хельбрунне было более простым, чем в других ансамблях [3]. Сравнительный анализ композиции Хельбрунна с итальянскими виллами (Альдобрандини, д’Эсте) также указывает, скорее, на отсутствие комплексной программы.
На основании изучения композиции и планировочной организации Хельбрунна можно выделить следующие характерные особенности Маньеризма, проявившиеся в данном парковом ансамбле:
· художественная изощренность, мистицизм, фантазийность, и гротеск в качестве центрального художественного контекста ансамбля;
· использование аллегорической символики в саду и его декоративном оформлении;
· использование гидравлических механизмов (водные оргáны, механические театры, механизмы, имитирующие различные звуки), развлекательных устройств («фонтаны-шутихи»).
· наличие «натуралистического сельского стиля» в архитектуре, сооружениях и скульптуре ансамбля (гроты, каменный театр) как своего рода взаимосвязи между архитектурой и окружающей природой;
· использование в композиции ансамбля мотива театра (водный театр, механический театр, театр для представлений);
· сочетание элементов ренессансной и барочной садово-парковой планировки;
· частичное или полное включение естественных ландшафтов в композицию ансамбля (планировочное или визуальное в виде перспектив);
· «эксцентрическое видение пространства», проявляющееся в сочетание разнообразных масштабов – от миниатюрных (малый механический театр) до гигантских (каменный театр).
Получить полное представление о Маньеризме в дворцово-парковых ансамблях было бы невозможным без изучения композиционных особенностей ряда других ансамблей, созданных в период XVI-XVII столетий в Италии, Франции, Англии, Германии, где также получило развитие это «переходное» направление в искусстве [6]. В частности, к уже обозначенным характерным особенностям Маньеризма можно добавить еще несколько аспектов/черт, которые отсутствуют в Хельбрунне:
· мифико-морфологический контекст ансамбля (виллы Альдобрандини, д’Эсте);
· сохранение ренессансной концепции сада (Сады Боболи) или уже полное использование барочной планировки ансамбля (виллы Ланте, д’Эсте, Капрарола), а также полная потеря структуры сада с организацией его в виде лабиринта (виллы Сакро-Боско, Трассино Мардзотто);
· богатое цветочное оформление партеров, в узоре которого часто использовалась тематика геральдических символов владельца (виллы Гарцони, Кастелло Русполи, Грациоли).
Заключение. Дворцово-парковый ансамбль Хельбрунн, созданный в начале XVII столетия, сегодня является уникальным сохранившимся памятником периода Маньеризма, который вместе с другими аналогичными европейскими ансамблями, и в первую очередь итальянскими виллами, позволяет получить представление о данном художественном направлении в дворцово-парковых ансамблях XVI−XVII столетий.
Создание дворцово-парковых ансамблей в переходный период между Возрождением и Барокко наложило определенный отпечаток на их художественное оформление, композицию и планировку. Как показало исследование, выявить ансамбль, обладающий всеми явными признаками Маньеризма, сложно. В каждом из ансамблей можно найти лишь ряд из всех возможных характерных особенностей, а в некоторых – только отдельные маньеристские черты. Тем не менее, ансамбли периода Маньеризма занимают значимое место в истории садово-паркового искусства и могут рассматриваться в рамках самостоятельного стилевого направления.
В архитектуре и живописи Маньеризм часто называют «течением без прошлого и будущего». Однако можно утверждать, что в садово-парковом искусстве Маньеризм подготовил развитие последующих стилей − Барокко (XVII-XVIII столетия) и Романтизма (конец XVIII-начало XIX столетия).
Список использованных источников
1. Сидоренко, М. Ноегебойде – замковый комплекс периода Возрождения. // Новый Венский журнал.− 2010.−№6.−С.37-41.
2. Die Gärten von Hellbrunn. – Режим доступа: http://www.hellbrunn.at/ Вена 2011. – Дата доступа: 26.11.2011.
3. Кальтенштейн, М. Замок Хельбрунн и фонтаны / М. Кальтенштейн. – Хельбрунн, 2011. – 88 с.
4. Маньеризм в архитектуре. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru Вена 2012. – Дата доступа: 21.08.2012.
5. Hellbrunn Garden, Salzburg, Austria. – Режим доступа: http://www.gardenvisit.com Вена 2011. – Дата доступа: 10.10.2011.
6. Клукерт, Э. Садово-парковое искусство Европы. От античности до наших дней / Э. Клукерт. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008. – 496 с.
7. Wasserspiele Hellbrunn. – Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Wasserspiele_Hellbrunn Вена 2011. – Дата доступа: 29.11.2011.