ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА МЕБЕЛИ
Зварыгина С.Б., Карасова Т.И. (Костромской государственный технологический университет КГТУ, г. Кострома, РФ)
S.B. Zvarygina, T.I. Karasova (Kostroma state technological university [KGTU], g. Kostroma, RF)
В статье рассматриваются особенности процессов качества готовой продукции в производстве мебели.
In the article are examined the special feature of the processes of the quality of finished production in the production of furniture.
Ключевые слова: Менеджмент качества, процессный подход, контроль качества продукции, уровни процессов, показатели и критерии процессов
Keyword: Management of quality, process by approach, the quality control, the levels of processes, indices and the criterion of the processes
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 определяет процесс, как совокупность взаимосвязанных видов деятельности, в которой используются ресурсы (оборудование, средства его обслуживания, технология, персонал, включая методики его работы) для преобразования входов в выходы организации предприятия. Результатом выполнения процесса является продукция, перерабатываемые материалы, овеществленная продукция, услуги или комбинация из них. Чем больше процесс добавляет ценность продукции (ΔV) и меньше расходуется ресурсов (ΔС), тем выше эффективность процесса (Эф):
Для обеспечения эффективного управления процессами качества продукции у каждого процесса должен быть владелец – лицо, несущее ответственность за этот процесс, и его участники: поставщики входов и потребители выходов. Такой подход определяет ответственность и полномочия как внутри предприятия, так и в отношениях с внешними организациями.
Стандарты серии ИСО 9000 рекомендуют строить управление процессами на предприятиях по двум направлениям:
· через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции и информации;
· через качество продукции и информации, протекающей внутри организации производства.
Пример сводной таблицы процессов закупки исходных материалов и поставок продукции мебельного производства представлен в табл.1
Таблица 1 - Сводная таблица процессов входа и выхода в производстве мебели
Наименование процессов |
Входы |
Поставщики входов |
Владелец |
Выходы |
Потребители выходов |
Закупки |
· Заявки на материалы · Производственная программа · Данные об остатках на материальном складе |
· Все подразделения предприятия · Плановый отдел · Склады исходных материалов, биржа лесопродукции |
Начальник отдела снабжения |
· Пиломатериал, плиты, шпон, клеевые и другие материалы · Технологическое оборудование · Измерительный инструментарий · Услуги по обучению |
· Все подразделения · Производственные отделы и участки · Метрологическая служба · Отдел технического контроля качества |
Поставки |
· Мебельная продукция · Договоры на поставку |
· Склад готовой продукции · Менеджеры отдела продаж |
Начальник отдела продаж |
· Отгруженная продукция · Акты по договорам на поставки |
· Торговый дом и оптовые покупатели · Бухгалтерия |
Показатели качества процессов должны оцениваться всеми участниками процесса, в зависимости от значимости – уровней результативности процессов на предприятии (см. таблицу 2)
Таблица 2 - Показатели качества процессов по уровням результативности управления производством
Уровни результативности процессов |
Показатели качества процессов |
Оценка показателей качества процессов |
1. Результативность управления процессов |
Степень улучшения характеристик качества процессов |
Владелец (руководитель) |
2. Результативность выполнения процессов |
Степень соответствия нормативным показателям (риски процесса) |
Участники (исполнители) |
3.Эффективность процессов |
Отношение
добавленной стоимости к затраченным ресурсам |
Руководство предприятия |
Как видно из таблицы 2, уровни результативности выполнения процесса имеют иерархическую последовательность. По декомпозиции процесса – от общей к частному – строится развертывание целей процесса. Цель – это измеряемая величина: сроки, уровень дефектности, затраты ресурсов, производительность, показатели адаптивности и стабильности процессов, эффективность процесса. Измеряемая величина является показателем качества, критерий которого – диапазон численных значений показателя в границах «хорошо» и «плохо».
На 1-м уровне целесообразно использовать цели технического контроля качества продукции по уровню ее дефектности на каждой стадии технологического процесса
· раскрой плит (технологическая точность габаритных размеров, отсутствие параллельности и перпендикулярности кромок);
· облицовывание пластей и кромок (непроклей или пробитие клея, отставание облицовок и др.);
· сверлильно-присадочные операции (точность межосевых расстояний и диаметры отверстий);
· шлифование до требуемой шероховатости поверхности
Владельцы процессов – руководители служб качества.
На 2-м уровне формирования целей результативность выполнения процессов зависит от характера рисков в управлении качеством. Участникам процессов следует использовать стандартную технологию анализа возможных дефектов продукции или процессов ее изготовления, их причин и последствий с разработкой мероприятий по улучшению качества. В этом случае могут быть использованы такие методы как FMEA (Potential Failure Mode and Effects Analysis) или стоимостной анализ.
На 3-м уровне главной целью является обеспечение эффективности процессами, например, для диагностических показателей принимают ведущие ключевые факторы успеха: точность доставок, время производственного и технологического цикла, комплексные показатели качества продукции, удовлетворенность потребителя, производительность труда.
Достижение таких критериев обязательно оценивается при проведении мониторинга по всем необходимым показателям процессов, наличии ресурсов и информации для поддержания деятельности и мониторинга процессов, а также организации каналов связей с поставщиками входов и потребителей выходов в процессах предприятия.
Список использованных источников