ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
PROSPECTS OF INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES
Молчанов С.Ю. (БГИТА, Брянск, РФ)
Molchanov S. (BGITA, Bryansk, RU)
Анализ возможностей использования различных видов информационных технологий в преподавании философии
The analysis of opportunities of use of various kinds of information technologies in teaching philosophy
Ключевые слова: интернет-тестирование, электронные библиотеки
Key words: The Internet-testing, electronic libraries
Использование современных информационных технологий (ИТ) является важнейшим компонентом модернизации российской системы высшего образования. Если возможности использования ИТ в естественных, математических и технических дисциплинах, как правило, не дискутируются, то вопрос совмещения в образовательном процессе специфики гуманитарных дисциплин и потенциала ИТ требует обсуждения.
Преподавание гуманитарных дисциплин в техническом вузе часто сталкивается с рядом трудностей: слабая мотивация к изучению гуманитарных дисциплин обусловленная отношением к ним как к «ненужным», неудовлетворительная подготовка вчерашних выпускников средней школы по гуманитарным предметам, малое количество часов, отведенных на изучение гуманитарных дисциплин, делает практически неразрешимой задачу уместить в эти часы необходимый минимум знаний, требуемый образовательным стандартом.
Какие новые возможности в решении выше отмеченных проблем открывают ИТ проследим на примере преподавания философии. Эти возможности могут быть представлены в следующем виде.
Электронный курс по философии с интерактивными гипертекстами. Электронный курс может включать в себя видео и аудио файлы лекций.
Электронное тестирование, включающее в себя базовые вопросы, разбитые на темы, соответствующие тематике семинарских занятий. Тестирование может проводиться три раза в семестр перед аттестацией студентов. При большом количестве студентов на потоке это достаточно эффективный способ контроля фактического знания пройденного материала. Тест размещается в электронной оболочке системы дистанционного образования, что позволяет студенту проходить тестирование в любое удобное для него время в рамках отведенного периода и любом месте, где есть выход в Интернет (неплохие возможности контроля знаний предоставляет единый портал интернет-тестирования http://projects.i-exam.ru/). При этом нет необходимости использовать аудиторные часы на тестирование, а анализ тестирования позволяет преподавателю выявить трудно усваиваемые темы и лучше проработать материал или изменить форму его подачи. Тесты могут быть разной степени сложности: от простых, когда студенту предлагается выбрать один вариант ответа на конкретно поставленный однозначный вопрос, до усложненных поливариантных ответов. Конечно, возможность формализации философских знаний ограничены, и тест не позволяет в полной мере определить степень развития философского мышления студента. Основная задача тестирования — определить уровень информированности студента и овладение философской терминологией. А самостоятельность мышления и способность к оперированию новым философским знанием проверяется другим видом индивидуальных заданий (например, написанием творческих эссе, студенческих научных работ, рефератов и др.).
Самостоятельную работу студентов сегодня трудно представить без использования информационных образовательных ресурсов и электронных библиотек. Наиболее востребованными студентами являются портал социально-гуманитарного и политологического образования http://www.humanities.edu.ru, Хорошая электронная библиотека философской литературы в русскоязычном Интернете размещена на портале http://philosophy.ru и http://filosof.historic.ru, а также на сайте института философии Российской Академии наук http://iph.ras.ru, сайте журнала «Вопросы философии» http://vphil.ru, сайте http://sokratlib.ru Большие возможности для получения материала журнальных статей дает сайт http://elibrary.ru.
Использование методов дистанционного обучения. Широкие возможности использования ИТ предоставляет электронный курс философии, размещенный на российском портале открытого образования openet.ru. Для получения доступа к ресурсу студенту необходимо зарегистрироваться на сайте, после чего он может работать с электронным пособием, проходить пробные тесты, отвечать на контрольные вопросы для самостоятельной работы с возможностью просмотра правильного ответа на вопрос.
Использование программы PowerPoint для презентации материала лекций. Текст на доске слово в слово не должен повторять то, что произносит лектор. Лучше всего воспринимаются краткие положения, сопровождаемые визуальным рядом: картинками, портретами, схемами и т.п. Студент видит на доске основные положения, а лектор комментирует и дает дополнительную информацию. Лекции-презентации целесообразно разместить и в электронном пособии по философии, чтобы студенты могли воспользоваться этим материалом в любое удобное для них время.
Весь комплекс электронных материалов по философии делает курс более интенсивным и интересным для студентов. Таким образом, использование современных ИТ в преподавании гуманитарных дисциплин позволяет совместить как получение студентом некоторой суммы требуемых знаний, так и выработку навыков обучения.