РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РАСЧЕТА
УПЛОТНЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КОЛЁСНЫХ И ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕСНЫХ МАШИН НА СЛАБЫЕ ПОЧВО-ГРУНТЫ
Лобанов
В.Н. (БГИТА, г. Брянск, РФ )
Development of programs
of calculation of condensing influence
of wheel and track laying
wood vehicles on soft grounds
Ключевые слова: грунт, колесные, гусеничные машины
Key words: Soil, wheel,
track laying vehicles
Механизм взаимодействия гусеничных лесных машин со слабым грунтом значительно сложнее, чем у обычной гусеничной техники (транспортной, сельскохозяйственной, экскаваторной). Это объясняется сложными условиями работы лесных машин, вызывающими резкие изменения нагрузок в процессе работы, действующих как в узлах технологического оборудования, трансмиссии, ходовой системы, так и непосредственно на почву. Колебания корпуса лесных машин, возникающие при их движении в процессе работы по неровной поверхности лесосеки, вызывают дополнительное увеличение давления гусеницы на почву и приводит к изменению поля напряжений в толще грунта. При этом переуплотнение почво-грунта происходит не только в верхних слоях, но и на глубине.
Определение основного параметра механики грунтов – нормального напряжения сжатия представляет собой сложную задачу, особенно для случаев динамического нагружения, которые характеризуются незначительным временем воздействия.
В настоящее время процессы взаимодействия гусеничных машин со слабыми лесными грунтами описываются без учета изменения их физико-механических свойств при деформировании и без учета времени протекания процесса.
Определение плотности и скорости деформации грунта с учетом изменения его параметров при динамическом нагружении проведем с использованием положений волновой теории деформации.
Основные уравнения, описывающие вертикальное движение частиц грунта в переменных Эйлера, имеют вид [1, 4]:
(1)
где ν - коэффициент, зависящий от формы движителя (для плоской - ν = 0, для цилиндрической - ν = 1, для сферической - ν = 2); ρ(z,t) - плотность грунта; V(z,t) - скорость перемещения частиц грунта; z - глубина, на которую распространяется фронт волны (в расчетах z = 2b), м.
При движении лесных гусеничных машин по лесосеке грунт под движителем изменяет свою форму и объем. В толще грунта под движителем возникает волна деформации, под действием которой частицы грунта перемещаются вниз.
Так как относительная
деформация грунта изменяется в пределах от 0 до 1, то его плотность в пространстве между гусеничным
движителем и волной можно считать практически постоянной. Тогда первое
уравнение системы (1) примет вид
или с учетом, что ρ ≠ 0
(2)
Решая уравнение (2) с граничным условием
V0 =V1 (z= V0 t, t)
при t ≥ 0, (3)
найдем скорость V1 (z, t). Решение будем искать в виде:
V1 (z, t) =
V1 ( t) · V1 (z), где V1 (t) ≠
0. (4)
Подставляя (4)
в (2) и разрешив его относительно функции V1(z), получим
уравнение
или
(5)
Из (3) видно, V1(z, t) убывающая по z функция, так как
.
Интегрируя уравнение (5), имеем
или
, (6)
где с - производная
постоянная.
Подставляя выражение V1(z) в
уравнение (4), получим
.
(7)
Используя граничное уравнение (3) z =
V0 t, имеем выражение
для V0
, при t ≥ 0. (8)
Решаем совместно уравнения (8) и (7), получим
.
(9)
В окончательном виде получаем выражение для
определения скорости движения частиц грунта V1 и плотность
грунта ρ1 между движителем и фронтом волны:
;
(10)
.
Расчет
плотности грунта в его толще:
1. Запустить файл Расчет
плотности, ехе.
2.Ввести исходные
данные: р0 - плотность в толще
грунта, г/см3; V0 - скорость
движения трактора, м/с; t - время
движения трактора, с; v - коэффициент формы движителя; b -
ширина гусеницы, м; L
- опорная длина гусеницы, м; q0 - давление гусеницы на грунт, H/m2,z - максимальное и минимальное значение величины распространения
фронта волны, м.
Расчет
напряжения в толще грунта:
Запустить файл Расчет напряжения, ехе.
Ввести исходные данные: b-ширина гусеницы, м; L-опорная поверхность гусеницы, м; z -
глубина распространения фронта волны, м; q0 -максимальное и минимальное значение давления гусеницы
на грунт, Н/м2
Исходные данные
Коэффициент Пуассона для грунтов μ: |
|
|
осушенная торфяная целина |
0,28 |
|
влажная почва с перегноем |
0,3 |
|
задернелая почва |
0,35 |
|
песок |
0,4 |
|
Плотность грунта на поверхности р0,
кг/м3 |
0,56 |
|
Скорость движения трактора V0, м/с |
0,1-0,3 |
|
Опорная длина гусеницы L, м: |
|
|
ТДТ-55 |
2,32 |
|
ТТ-4 |
2,72 |
|
Ширина гусеницы b, м: |
|
|
ТДТ-55 |
0,42 |
|
ТТ-4 |
0,5 |
|
Давление гусеницы на поверхность грунта q, Н/м |
0,1 - 0,6 |
|
Полученные зависимости
(10) позволяют определить плотность грунта
ρ1 и скорость
перемещения частиц грунта V1 между движителем и фронтом волны, возникающей при
динамическом воздействии колеса и гусениц движущейся машины.
Список использованных источников
1. Ляхов Г.М. Волны в
грунтах и пористых средах. – М.: Наука, 1982. – 286 с.
2. Умов Н.А. Избранные
сочинения. – М.: Наука, 1950. – 412 с.
3. Лобанов В.Н. Исследование
взаимодействия гусеничного движителя с деформируемым грунтом. В кн.
«Оптимальное взаимодействие». Симпозиум по террамеханике.
- Суздаль, 1992. –С. 93-97.
4. Баладинский В.Л., Моисеенко В.Г., Фомин А.В. Динамика разрушения сред в строительстве и горном деле. В кн. «Оптимальное взаимодействие». Симпозиум по террамеханике. - Суздаль, 1992. –С.251-258.