ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕПЛОВОГО И
ДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЁТА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Капустин Р.П., Рогалёв В.В. (БГИТА, г.Брянск,
РФ)
Software of thermal and
dynamic calculation of an internal
combustion engine.
Ключевые слова: расчёт двигателя, двигатель внутреннего
сгорания
Key words: engine calculation,
internal combustion engine
Совремённые двигатели характеризуются высокими
показателями эффективности рабочего процесса: эффективный КПД достигает 45…54%,
среднее эффективное давление превышает 2
МПа. Такие высокие показатели стали возможны благодаря совремённой организации
рабочего процесса. Возможности улучшения
рабочего процесса не исчерпаны, в частности,
в настоящее время уделяется большое внимание правильной организации
рабочего процесса на частичных режимах работы двигателя, созданию
высокоэкономичных и малотоксичных двигателей, в том числе двигателей,
работающих на альтернативных видах топлива и водотопливных эмульсиях, а также
созданию двигателей с управляемым рабочим процессом и т.д.
На 4 году обучения студенты САТ выполняют курсовую
работу по тепловому и динамическому расчёту двигателя автомобиля.
Расчёт двигателя производят на основе существующего
прототипа в соответствии с требованиями задания и назначением.
На первом этапе выполнения теплового расчёта, следуя
рекомендациям литературных источников, разрабатывается комплекс мероприятий,
направленных на обеспечение заданного значения эффективной мощности двигателя
при снижении удельного эффективного расхода топлива по сравнению с прототипом.
Далее выполняется тепловой расчёт, и полученные результаты сравниваются с
заданием. При несовпадении мощности предложенный комплекс мероприятий
корректируется, и расчёт повторяется до получения удовлетворительных
результатов.
Поскольку тепловой и динамический расчёт двигателя
является трудоёмким процессом, он проводится на ЭВМ.
Использование ЭВМ дает возможность выполнять большое
количество вариантов теплового расчета с тем, чтобы выбрать оптимальное
сочетание параметров, обеспечивающих увеличение мощности при одновременном
снижении расхода топлива. Для этого разработана программа для персональной ЭВМ,
реализующая алгоритм теплового расчета карбюраторного двигателя: TEPLOKAR для расчёта
бензинового двигателя, TEPLO1 для
расчёта дизельного двигателя.
Исходные данные для расчета подготавливаются в виде
отдельного файла, который может иметь произвольное имя.
Структура файла исходных данных:
Mеханический К П Д |
! 0.95 ! |
Коэффициент остаточных газов |
! 0.03 ! |
Коэффициент избытка воздуха |
! 0.98 ! |
Действительная степень сжатия |
! 9.5 ! |
Диаметр цилиндра |
! 0.092 !М |
Ход поршня |
! 0.086 !M |
Частота вращения коленчатого вала |
! 6530 !мин-1 |
Число цилиндров |
! 4. ! |
Марка бензина |
!АИ-92 ! |
Для обеспечения
работы с программой имеются предварительно подготовленные файлы исходных данных по
основным типам двигателей. Имена этих файлов совпадают с названиями двигателей,
например,
GAZ24, GAZ66,
GAZ3102, VAZ2108
и др. Численные значения величин должны иметь десятичную точку
и располагаться между знаками «!», а сами знаки
«!» должны размещаться в тех же позициях текстовой строки, что и в
корректируемом файле.
Методика теплового расчёта требует задать в качестве
исходных данных для теплового расчета двигателя химический состав и низшую
теплотворную способность топлива; коэффициенты использования теплоты в
различных точках индикаторной диаграммы; степень подогрева заряда на входе в
цилиндр и др. Все эти величины выбираются программой автоматически.
После запуска программы на экране дисплея возникает
надпись "Укажи имя файла, откуда
производится ввод исходных данных". В ответ на все запросы
программы необходимо набирать соответствующее имя файла и нажимать Enter. На экране появляются сообщения: "Укажи имя
файла, куда будут выводиться результаты теплового расчета" и "Укажи
имя файла, куда будут выводиться результаты теплового расчета для
динамического расчета". Имена всех файлов могут быть произвольными.
Результаты работы программы записываются в специальный
файл, который может быть при необходимости распечатан. Выводимая информация
имеет исчерпывающее пояснение в тексте файла и не требует дополнительного описания.
Структура выводимой информации соответствует разбивке рабочего цикла на
отдельные процессы. Вначале печатаются исходные данные, затем результаты
расчета параметров рабочего тела, процессов наполнения и сжатия, результаты
расчета процессов сгорания и расширения. В заключение печатаются индикаторные
и эффективные показатели работы двигателя, а также данные для построения
свернутой индикаторной диаграммы. Указываются единицы выводимых величин в соответствующем формате.
В отдельный файл выводятся результаты теплового
расчета, необходимые для программы динамического расчета бензинового двигателя. В этот файл последовательно входят
величины: степень предварительного расширения, степень сжатия, атмосферное
давление, давление газов на выпуске из цилиндра, максимальное давление
сгорания и показатели политроп сжатия и расширения.
Распечатка результатов работы программы является
итоговым документом, который представляется в приложении к пояснительной
записке курсовой работы.
Динамический расчет
выполняется с помощью специальной программы для персонального компьютера. Для
его выполнения необходимы результаты теплового расчета. Перед запуском
программы динамического расчета необходимо подготовить файл исходных данных.
Программа должна быть размещена в каталоге DIN4.
Исходные данные для
расчета подготавливаются в виде отдельного файла, который может иметь
произвольное имя. Для подготовки исходных данных необходимо откорректировать с
помощью текстового редактора один из имеющихся в каталоге DIN4 файлов, имеющих следующий вид:
Масса вращающихся частей двигателя, Mв |
! 0.781 ! кг |
Масса поступательно движ. частей, Mп |
! 0.978 ! кг |
Радиус кривошипа, R |
! .043 ! м |
Частота вращения коленвала,n |
! 6530. !oб/мин. |
Диаметр цилиндра двигателя, D |
! .092 ! м |
Длина шатуна, L |
! .168 ! м |
Давление остаточных газов, Pr |
! .102 ! МПа |
Коэффициент дозарядки, DZ1 |
! 1. ! |
Шаг расчета, DALF |
! 10. ! град. |
Данные по массам
деталей и длине шатуна берутся из таблицы данных по двигателю-прототипу.
Численные значения величин должны иметь десятичную точку и располагаться между
знаками “!”, а сами знаки “!” должны размещаться в тех же позициях текстовой
строки, что и в корректируемом файле.
Для обеспечения
работы с программой в каталоге DIN4 имеются предварительно подготовленные файлы исходных данных по основным
типам двигателей. Имена этих файлов совпадают с названиями двигателей,
например: GAZ24, GAZ66, GAZ3102, VAZ2108 и др. Имена всех файлов могут быть произвольными.
После запуска
программы на экране дисплея появляется сообщение: «Укажи имя файла исходных
данных». В ответ на все подобные запросы
программы необходимо набирать соответствующее имя файла и нажимать ввод. На
экране появляется сообщение: «Откуда вводятся результаты теплового расчета? 1 –
из файла, 2 – c экрана». Следует ввести цифру
«1». Появится сообщение: «Укажи имя файла результатов теплового расчета». При
выполнении теплового расчета был получен файл в ответ на запрос программы
теплового расчета: «Укажи имя файла, куда будут выводиться результаты теплового
расчета для динамического расчета». Этот файл должен быть предварительно
скопирован в каталог DIN4 из каталога, в котором размещена программа теплового расчета, и имя этого
файла должно быть указано в ответ на запрос: «Укажи имя файла результатов
теплового расчета». После этого программа выводит на экран всю полученную
информацию и сообщение: «Вы согласны? 1 – да; 2 – надо исправить файлы исходных
данных». Если данные введены правильно, следует ввести цифру «1». На экране
появится сообщение: «Укажи имя файла результатов динамического расчета».
Следует ввести произвольное имя. Появится сообщение: «Выберите тип двигателя».
Необходимо выбрать тип двигателя из списка предлагаемых программой и ввести
соответствующий номер.
Таблицы, полученные в результате теплового и
динамического расчёта используются при помощи Microsoft Excel для построения графиков и диаграмм:
индикаторной диаграммы двигателя, сил давления газов, сил инерции, сил давления
на шатунную шейку коленчатого вала двигателя,
суммарного и среднего крутящего момента двигателя
Тепловой расчёт с помощью ЭВМ выполняется менее чем за
пять минут, включая подготовку исходных данных, сам расчёт и распечатку
результатов. Такой подход даёт возможность проводить многовариантный поиск
наилучшего конструктивного решения, оперативно проверять и количественно
оценивать влияние различных факторов на параметры рабочего процесса двигателя.
Использование ЭВМ с многовариантным поиском позволяет студентам получить знания о
факторах, формирующих энергетические, экономические, экологические,
эксплуатационные и другие показатели двигателей, а также изучить характеристики
двигателей, которые позволяют определить техническое состояние энергетической
установки и их влияние на
эксплуатационные качества автомобиля.