ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Басов В.А., Васьковский А.Н.
(Современная гуманитарная академия, г.Москва, РФ)
Basov
V.A., Vaskovsky A.N.
(The Modern
University for the Humanities, Russia)
Анализ проведения психологического мониторинга в условиях дистанционного
обучения в учебном процессе ВУЗа. Практические рекомендации по проведению социометрического
исследования.
Analysis of psychological
monitoring in remote training in the educational process of the university. Practical recommendations for the sociometric research.
Ключевые слова: дистанционное обучение, психологический мониторинг, социометрия
Key words: Remote training, psychological
monitoring, sociometry
Одним из надежных методов, дающих информацию о
положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе,
является социометрическая методика. Она позволяет выявить:
· Степень сплоченности-разобщенности в группе.
· Относительный авторитет участников группы по признакам
симпатии-антипатии (звёзды, принимаемые, отвергнутые).
· Внутригрупповые сплоченные образования во главе с
неформальными лидерами.
Исследуемая группа должна включать в себя не менее 10
человек и существовать не менее года. При этом основные трудности возникают на
этапе обработки и интерпретации результатов. Связано это с необходимостью
выполнения по определенной схеме рисунков: социограмм-мишеней и индивидуальных
социограмм, на которых при помощи условных обозначений отмечаются все
выявленные в исследуемой группе выборы и отклонения. В условиях дистанционного
образовательного процесса проведение психологического мониторинга затрудняется
удаленностью испытуемого.
Работа психолога с социометрической методикой в
условиях классического образования
содержит следующие этапы:
1. Подготовка к проведению социометрического среза:
организационная, техническая и методическая. При использовании локального
программного обеспечения техническая подготовка предполагает:
- исследование готовности ЭВМ к вводу данных на
предмет исправности техники и наличие в ней соответствующего программного
обеспечения;
- установление связи с инженером на случай
возникновения технических неисправностей и дальнейшего хранения базы данных;
- установление связи с поставщиком программного
обеспечения на случай сбоя в работе программы;
2. Проведение социометрического среза. Практика
проведения социометрической методики показывает, что режим проведения съемов
для локального мониторинга, определяется сложностью состояния социальных
процессов в группах и частотой планируемых управленческих воздействий. Например,
для проведения социометрического среза в ВУЗе с числом учащихся до 1500 человек
при наличии всех необходимых условий психолог затрачивает до 10 дней. В среднем
работа с одной группой занимает у психолога 20 минут.
3. Организация ввода информации полученной на бумажных
носителях в компьютер. Ввод может осуществляться как психологом, так и
оператором.
4. Анализ социометрической информации.
5. Составление отчета.
Концепция проведения психологического мониторинга в
условиях дистанционного обучения предполагает:
1. В части приобретения специализированного
программного обеспечения используется концепция «Программное обеспечение как
услуга» (Software as a Service). Поставщик услуги обеспечивает разработку
программного обеспечения, его размещение, внедрение, обновление, техническую
поддержку, а заказчик оплачивает только доступ к этому приложению через
Интернет.
2. Отсутствие необходимости размещения
специализированного программного обеспечения на ЭВМ. Применения широкого круга
электронных устройств от сотовых телефонов до компьютеров. Такая возможность
обеспечивается реализацией программного обеспечения в виде веб-приложения, использующего
только API, соответствующее стандартам World Wide Web Consortium. Хранение и вся обработка информации осуществляется
на стороне сервера, не требуя от клиентского устройства ни производительности,
ни специфического программного обеспечения.
3. Исключение возможности свободного доступа в базу
данных социометрической информации. Физически базы данных размещаются на
удаленных серверах.
4. Исключение этапа ввода информации полученной на
бумажных носителях в компьютер. Ввод информации осуществляется непосредственно
в электронное устройство испытуемым.
5. Удаленное нахождение испытуемого.
Таким образом, единственным наиболее существенным
условием реализации психологического мониторинга в условиях дистанционного
обучения является наличие доступа в Интернет.
Разработан сервис, позволяющий проводить
социометрические исследования в условиях дистанционного обучения. Результаты работы
представлены как в графическом (рис.1), так и табличном виде (рис.2).
Рисунок 1- Графические результаты исследования- социограмма-мишень
Рисунок 2 - Результаты исследования в табличном виде
В зависимости от рейтинга испытуемых делят на 5
статусных групп:
1. Звезды - количество полученных выборов в 2 раза
больше среднего.
2. Предпочитаемые -
количество полученных выборов в 1.5 раза больше среднего.
3. Принятые - среднее
количество полученных выборов.
4. Непринятые - количество полученных выборов в 1.5
раза меньше среднего.
5. Отвергнутые - количество
полученных выборов в 2 раза меньше среднего.
Один из показателей благополучия складывающихся в
коллективе отношений является коэффициент взаимности выборов, который
показывает, насколько взаимны симпатии между участниками исследования. Он
вычисляется как отношение количества взаимных выборов к общему количеству
сделанных выборов. Если коэффициент взаимности ниже 33%, то это может указывать
на неудовлетворённость испытуемого своим кругом общения даже при высоком социальном
статусе.
Список использованных источников
1. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. В 3 книгах. Книга 3.— М.: Владос, 2010.- 687 с.