АНАЛИЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Баранова И.М., Котова И.А., Муравьев А.Н. (БГИТА)
Baranova I. M., Kotova I.A., Muravev
A.N. (
Analysis of the use of information technology in teaching the mathematical disciplines. Practical recommendations
for improving the effectiveness of
training.
Анализ использования
информационных технологий в преподавании
математических дисциплинах. Практические рекомендации по повышению эффективности
обучения.
Ключевые слова: экономико-математическое
моделирование
Key words: economic and matematiсs modeling
В современной России происходит модернизация всех уровней образования, что во многом связано с переходом организации национального образовательного процесса на принципы Болонской декларации.
Преобразования направлены, прежде всего, на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанных на знаниях.
В учебных планах по подготовке бакалавров экономического профиля в последние годы появились дисциплины, которые позволяют повысить качество подготовки по математике: математический анализ, методы оптимальных решений, математические методы в экономике, теория игр и др.
Данные дисциплины наряду с макро- и микроэкономикой, являются фундаментальными дисциплинами современного экономического образования. Знания, полученные при их изучении, должны быть использованы в процессе дальнейшей подготовки студентов по специальностям экономического направления.
Основные задачи преподавания прикладных математических дисциплин состоят в том, чтобы показать особенность этих наук, расположенных между экономикой и классической математикой; научить студентов использовать данные или наблюдения для построения количественных зависимостей для экономических соотношений, для выявления связей, закономерностей и тенденций развития экономических явлений. Кроме этого, также выработать у студентов умение формировать экономико-математические модели, основываясь на экономической теории или на эмпирических данных, оценивать неизвестные параметры в этих моделях, делать прогнозы и оценивать их точность.
Выполняя все эти задачи, будущий специалист сталкивается с необходимостью сбора и переработки информации, передаваемой по каналам средств массовой информации, в том числе и с использованием информационных технологий.
Важной областью применения новых информационных технологий является экономика. К сожалению, сложившаяся система экономического образования часто не справляется с задачами, поставленными перед ней обществом, одна из которых — воспитание специалистов с высоким уровнем математической и информационно-технологической подготовки, способных применять в своей работе инновационные методы, готовых быстро адаптироваться к новым требованиям производства. Возникает необходимость совершенствования подготовки студентов, осваивающих экономические специальности, к использованию экономико-математических моделей в будущей профессиональной деятельности.
Одним из путей решения этой проблемы является внедрение информационных технологий в процессе обучения студентов, которое должно проводиться параллельно с разработкой соответствующего методического обеспечения.
Появление таких систем компьютерной моделирования как MathCad, Mathematica, Econometric Views и др. явилось следствием быстрого развития и внедрение компьютеров во все сферы жизнедеятельности человека. С их появлением стало не только возможным, но и необходимым качественно изменить технологию обучения и форму представления материала, сделать материал более наглядным и доступным, а обучение — более эффективным.
Для того чтобы предоставить студентам возможность не только полноценно подготовиться к сдаче экзаменов, но и получить представление о возможностях информационных технологий в области математического моделирования, преподаватель, ведущий обучение данного предмета, сам должен иметь определённый уровень профессиональной подготовки.
На начальном этапе обучения вводятся основные понятия и методы изучаемой дисциплины, но и даются базовые сведения о применяемой компьютерной системе и её основных возможностях. В соответствии с главной задачей, поставленной на этом этапе подготовки, итогом его является выработка умений и навыков использования базовых возможностей данного программного продукта, привыкание студентов к интерфейсу системы и правилам работы с ней. Большим преимуществом, которое предоставляет обучаемым использование систем компьютерного моделирования, по сравнению с традиционными методами, является возможность подтвердить правильность изученного на лекции теоретического материала и применить полученные знания при выполнении практических заданий. При этом вырабатываются умения и навыки использования полученных параллельно знаний по основам информатики. Поэтому на данном этапе в качестве примера необходимо приводить полные фрагменты документа моделирующих систем при выполнении типичных задач. При выполнении индивидуальных и расчетно-графических работ студенты приобретают навыки использования интерфейса, учатся правильно записывать математические формулы и выражения, устранять обнаруженные ошибки. Важной задачей, решаемой на данном этапе обучения, является подготовка студентов, как в теоретическом, так и в практическом плане к дальнейшему изучению прикладной математической дисциплины, поэтому его можно считать подготовительным.
На следующем этапе подготовки студентов экономических специальностей основными задачами является, прежде всего, овладение знаниями линейного, нелинейного и динамического программирования (планирования), теории графов и теории сетей, а также углубление имеющихся знаний в области теории вероятностей и математической статистики и формирование умений применить полученную теоретическую подготовку на практике. Происходит переход на качественно новый уровень овладения методологическими понятиями математической теории с применением информационных технологий.
На этом этапе обучения от студентов требуется уметь применять знания и навыки, полученные на начальном этапе. У студентов вырабатываются навыки самостоятельного исследования, оформления и редактирования процесса решения и грамотного изложения полученных результатов. Одной из достигаемых при этом целей является формирование основ экономической культуры. Применяемые при этом возможности систем моделирования позволяют фокусировать внимание на особенностях применения численных и аналитических методов в решении прикладных задач, определять области и границы их применения.
В результате использования в учебном процессе информационных технологий существенно повышается заинтересованность студентов в глубоком изучении математики, облегчается усвоение структурных связей между различными курсами. Возможность избегать больших по объёму преобразований и вычислений позволяет им выполнять математический и экономический анализ, не теряя линии рассуждений.
В процессе использования информационных технологий в обучении математических дисциплин устанавливаются и укрепляются межпредметные связи между математическим анализом, методами оптимальных решений, теорией игр, экономической теорией, эконометрикой и др. Все перечисленные обстоятельства, в целом, развивают и формируют личность студента, а в дальнейшем и специалиста экономического профиля.
Учитывая мировой опыт и огромные функциональные возможности систем моделирования, проблема применения этих системы при обучении математике приняла особую актуальность, особенно в области профессиональной подготовки бакалавров и магистров. Решение этой проблемы будет содействовать повышению уровня математической и общей профессиональной подготовки будущих экономистов, также интеграции российской системы образования в мировую.
Список
использованных источников
1. Коротков
Э.М. Управление качеством образования./Э.М. Коротков. - М.: Академический проспект: Мир, 2006.
2. Дьяконов В.П. Компьютерная математика. Теория и практика. / В.П. Дьяконов. – М.: Нолидж, 2001. – 129 с.