доверие как основной показатель уровня социального капитала общества

 

Панова А.В., Петрова М.С. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

Panova A.V., Petrova M.S. (Bryansk state technical university, Bryansk, Russia)

 

Рассмотрены показатели оценки уровня социального капитала общества. Дана характеристика понятия доверия, рассмотрены его виды и уровень доверия в России.

Some indicators to value the level of social capital are concerned. The term “trust” is characterized, types and level of trust in Russia are pointed out.

 

Ключевые слова: социальный капитал, доверие, честность.

Key words: social capital, trust, honesty.

 

Понятие социального капитала подразумевает нормы, ценности и принципы, которыми руководствуются люди в процессе межличностного взаимодействия и которые прямо или косвенно оказывают влияние на эффективность их труда и экономики в целом. Однако измерение уровня социального капитала вызывает большие затруднения ввиду неоднозначности определения самого термина и неосязаемости составляющих его элементов. В то же время сегодня имеются некоторые методики измерения уровня социального капитала. Так, В. Чистякова в качестве ключевой составляющей социального капитала принимает человеческие ресурсы и их демографические характеристики: общая численность населения, его возрастно-половая структура, контингент женщин в фертильном возрасте, показатели рождаемости и смертности, естественного прироста, заболеваемости, продолжительности жизни и другие [6, с. 65]. Особо подчеркивается роль так называемого ювенального капитала, как важнейшего элемента социального капитала, представляющего собой совокупность демографического, трудового, образовательного, культурно-духовного потенциалов той части населения, которая представлена молодым поколением. Социальный капитал как носитель многообразных функций и социальных ролей в различных сферах и отраслях жизнедеятельности является «интегральной характеристикой населения, опирающейся на более широкий состав форм и видов его социальной организации». Имеются в виду такие формы, как семейная ячейка, трудовой коллектив, различные виды территориальных общностей (города и поселки городского типа, сельские поселения)».

Для измерения и оценки социального капитала В. Чистякова предлагает также использовать индикаторы уровня и качества жизни, от которых зависит социальное самочувствие человека: обеспеченность жильем, доступность получения образования, услуг органов здравоохранения, наличие информационных систем связи.

Однако большинство исследователей в качестве основы социального капитала называет доверие: доверие к людям (межличностное доверие) и доверие к институтам и организациям (институциональное доверие) [5, с. 88]. Более высокий уровень межличностного доверия снижает трансакционные издержки при заключении контрактов и расширяет круг потенциальных участников соглашений. Чем выше институциональное доверие к организациям, правительству, СМИ, бизнесу, профсоюзам, которые играют ключевую роль в формировании и соблюдении общественных правил игры, тем более устойчива общественная система, и следовательно, выше уровень социального капитала.

Уровень общественного доверия к власти, экономическим порядкам и институтам, людей друг к другу является важнейшим аспектом духовно-нравственного климата [1, с. 56]. Доверие возникает тогда, когда соблюдаются нравственные каноны, такие как не лги, не обманывай, дорожи своей честью, сохраняй порядочность, не вынашивай втайне дурных намерений. Но если агенты рынка и власть имущие прибегают к обману, преследуют собственную выгоду в ущерб другим субъектам, демонстрируют высокомерие, злоупотребляют своей властью, оно теряет свою основу. Доверие партнеров друг к другу – один из моральных устоев рыночной экономики. Устанавливаемые законами нормы поведения, однако, регулируют далеко не все, да и нарушение юридически оформленных соглашений порой непросто доказать и потребовать возмещения ущерба. Поэтому доверие между участниками сделок является залогом успешного и взаимовыгодного бизнеса.

Для измерения уровня доверия в странах ЕС применяется индекс делового доверия и индекс доверия потребителей, в США – индекс потребительского доверия к экономике США [4, с. 98].

Уровень доверия определяет потенциальные возможности увеличения показателей экономического роста, производительности труда, доходов и оплаты труда, структуры их распределения по социальным группам населения. Численность населения, а значит, и трудовых ресурсов характеризует величину социально-демографического фактора, от которого зависят темпы экономического роста, то есть ВВП. Уровень производительности труда, среднедушевые доходы населения и оплата труда определяют качественные составляющие социально-экономического развития, а распределение доходов по социальным группам является его социальной характеристикой [6, с. 67].

В статье М. Сасаки приводятся результаты проекта «Trust Barometer – 2007», целью которого было выявления уровня доверия к различным структурам и организациям. Так, средний показатель доверия российских респондентов к национальным государственным, общественным, коммерческим организациям и СМИ – 32%, в то время как в ЕС – 41%, в США – 48%. Данные другого исследования, проведенного в 2009 году, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Показатели институционального доверия в России [5, с. 96]

Насколько Вы доверяете...?

Медианный индекс доверия

Ответы респондентов, %

Полностью доверяю

В чем-то доверяю

Не очень доверяю

Совсем не доверяю

Федеральному правительству

2,44

12,1

39,6

29,6

11,5

прессе

2,58

6,9

40,5

36,3

13,7

местному правительству

2,65

8,5

35,4

32,3

19,1

милиции

2,70

8,7

33,3

33,8

21,6

Государственной Думе

2,73

8,1

28,1

33,6

20,4

некоммерческим организациям

2,95

3,1

20,6

32,6

22,8

 

Таким образом, социальный капитал определяется не только демографическими характеристиками населения, но и «факторами общественной организации производства, включая социальные сети, социальные нормы, доверие, стратегические ориентиры развития общества, механизмы обеспечения взаимно заинтересованного и сбалансированного развития общества на основе интеграции, координации и кооперации имеющихся ресурсов ради достижения общественного благосостояния» [6, с. 66].

Социальный капитал настолько сложная категория, что было бы неправильно как-то ограничивать перечень факторов, его определяющих. Возможно также, что низкий уровень социального капитала в России объясняется тем, что это потенциальный социальный капитал, а не реально используемый. «Поэтому, – как полагают некоторые ученые, – необходимо не столько создание социального капитала, сколько активизация уже имеющегося ресурса» [5, с. 102].

Несомненно другое: основой социального капитала общества является человек, ведь общество состоит прежде всего из людей, а не каких-либо абстрактных экономических категорий. При этом человек может быть капиталом, как бы это ни звучало, только «с определенными нравственными установками» [2, с. 133]. Как отмечает В. И. Клисторин, для А. Смита человек становится человеком только в обществе, где система общения и обменов, а значит, и система нравственный ценностей, оказывается необходимым элементом самого существования индивида [3, с. 175].

Однако измерить количественно уровень нравственности, духовности, морально-этического состояния индивида и общества в целом пока не представляется возможным. Тем не менее, необходимо стремиться к повышению его уровня всеми доступными государству методами, в том числе с помощью достоверной, этичной рекламы, отвечающей требованиям законодательства и времени.

Список использованных источников

1. Богомолов, О. Т. Какую модель общества рождает постсоциалистическая трансформация?/ О. Т. Богомолов // Российский экономический журнал. – 2008. – № 3-4. – С. 21-26.

2. Калинин, И. Экономика и этика/ И. Калинин // Общество и экономика. – 2005. – № 4. – С. 118-136.

3. Клисторин, В. И. Экономика: нравственность и свобода/ В. И. Клисторин // ЭКО. – 2010. – № 1. – С. 171-180.

4. Наумов, В. Н. Маркетинг доверия: теория, принципы, практическое применение/ В. Н. Наумов // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2010. – № 02(86). – С. 98-108.

5. Сасаки, М. Доверие в современной России/ М. Сасаки, Ю. Латов, Г. Ромашкина, В. Давыденко // Вопросы экономики. – 2010. – № 2. – С. 83-102.

6. Чистякова, В. Социальные ресурсы модернизации/ В. Чистякова // Экономист. – 2010. – № 5. – С. 64-72.

Сайт управляется системой uCoz