потребительские ориентации и экономическое развитие России

 

Меркушина М.Ю. (БГТУ, г. Брянск, РФ)

Merkushina M.Y. (Bryansk state technical university, Bryansk, Russia)

 

Рассмотрены такие негативные последствия рыночных реформ в России, как распространение потребительских ценностей.

Such negative consequences of market reforms in Russia as materialistic values spreading are concerned.

 

Ключевые слова: рыночные реформы, потребительские ценности.

Key words: market reforms, materialistic values.

 

По мнению многих общественных деятелей, экономистов, политологов и представителей других областей знания, рыночные реформы в России в отношениях между людьми выдвинули на первый план утилитарные, потребительские мотивы. Не последнюю роль в этом сыграла и реклама, которая с самого начала реформ стала активно проповедовать меркантилизацию человеческих отношений, культ денег и обожествление материального богатства. На смену коллективистским ценностям пришли индивидуалистические настроения, отношения «каждый сам за себя».

Активно насаждаемые стереотипы потребительского поведения привели к расточительному отношению к природе и собственному здоровью. В средствах массовой информации, рекламе, кино стала культивироваться атмосфера вечного праздника, беззаботного прожигания жизни без необходимости ежедневного труда и развития человека как личности. Как отмечает В. Фальцман, деградация российской культурной сферы идет настолько быстро, что «нельзя однозначно говорить о положительном воздействии культуры на личность..е исключено, что многие современные деятели культуры (например, телевизионные ведущие) сами нуждаются в духовном воспитании и отпущении грехов перед Родиной и народом» [11, с. 50].

В результате поднимать экономику страны оказалось просто некому, ведь описанный образ жизни никак не согласуется с требованиями экономики, с таким качествами, как дисциплина, ответственность перед обществом. Презрительное отношение к труду подтолкнуло многих к поиску источников нетрудовых доходов и создало благоприятную среду для криминализации общества [3, с. 35].

Особенно пагубно экономические преобразования сказались на молодом поколении. С одной стороны, у части населения появилось стремление к созданию собственного дела и готовность нести за него ответственность, тяга к работе в таких развивающихся отраслях, как информационные технологии. Многие перспективные молодые люди покинули Россию в поисках лучшей жизни за рубежом. С другой стороны, большая часть молодежи не смогла справиться с внезапно обрушившейся на нее «свободой», буквально впитала рыночно ориентированный образ мыслей, стала стремиться работать только в успешных фирмах, особенно в подразделениях западных компаний, отказываться от ставшей непрестижной и низкооплачиваемой работы в надежде на заработки, обеспечивающие желаемый образ жизни [4, с. 123].

Моральное разложение и криминализация российского общества стали следствием усиления не только культа денег и праздности, но и культа лжи. Один датский бизнесмен, прожив в России десять лет, сделал следующий вывод: «Более всего раздражает культура лжи, которая в России принимает гигантские размеры…Вранье в России является нормой – врут все: президент, чиновники, бизнесмены. Если ты успешен во лжи, то ты многого добиваешься в России» [6, с. 111]. О. Емельянов по этому поводу пишет: «Правда экономически выгодна, поскольку переключает ресурсы исполнителя с возведения защитных психологических барьеров на творчество и созидание».    И. ван Ставерен также указывает на экономическую выгодность нравственного, честного поведения в бизнесе и во взаимоотношениях между людьми: «Понятие эффективности носит этический характер…потому, что в нее включены ценностные ориентации» [9, с. 59].

Между этическими нормами, социальной справедливостью, экономической эффективностью и благосостоянием народа есть и обратная зависимость. Так, объективные причины социального расслоения и различия в уровнях жизни разных стран связаны, по А. Смиту, с достатком: «Человек только тогда начинает интересоваться прочими людьми, когда его собственное положение становится сносным». Субъективные причины связаны с образцами поведения: «В каждую эпоху и в каждой стране поведение более всего уважаемых людей принимается за мерило, с которым сравнивают вообще все добродетели и нравственные качества». В свою очередь, «упадок нравов» проистекает из нищеты, безнравственного поведения сильных мира сего и диктата государства, создающего нормы, обязательные для подданных, но не обязательные для избранных, то есть – из нарушения принципа справедливости [8, с. 180].

Искренность, доверие, понимание каждым человеком своей ответственности перед обществом, следование основным морально-этическим нормам должны стать залогом успешного экономического развития России, ведь эмпирические исследования демонстрируют статистическую связь между доверием хозяйствующих субъектов друг к другу и экономическим ростом [5, с. 47].

Для решения возникших в нашей стране социально-экономических проблем, модернизации экономики, повышения геополитической роли России необходимо дальнейшее проведение преобразований, основанных, однако, на духовно-нравственном возрождении нации, возврате к первостепенному значению фундаментальных общечеловеческих ценностей (доброты, честности, доверия, социальной ответственности и справедливости, бережного отношения к национальному богатству и уважительного отношения к другим    людям).

Оздоровление экономики России наталкивается на противоречие. С одной стороны, необходимо развивать экономику, чтобы располагать большими ресурсами для подъема культуры, образования, науки, искусства, то есть для обеспечения и укрепления нравственного здоровья общества. С другой стороны, чтобы дать мощный импульс материальному производству, целесообразно перераспределить имеющиеся средства в интересах нравственного оздоровления и духовного облагораживания общества [2, с. 61].

О. Богомолов к факторам успешного подъема экономики и ее конкурентоспособности причисляет социальную ориентацию развития, возрастающую роль государства в перераспределении валового внутреннего продукта, предоставление населению социальных гарантий во имя консолидации общества и социальной справедливости, а к предпосылкам устойчивого и динамичного развития – «человеческий капитал», культуру, образование, профессиональную квалификацию, здоровье и достойный уровень жизни, а также благоприятный духовный и нравственный климат в обществе, резюмируемые в понятие «социального капитала» [1, с. 23]. Он приводит в пример такие государства, как Швеция, Финляндия и Дания, которые на протяжении ряда последних десятилетий демонстрировали динамичный рост экономики и народного благосостояния, превосходя по многим важным социально-экономическим параметрам другие европейские государства и США.

Современные ученые-экономисты утверждают, что в настоящее время нравственная составляющая общественного прогресса приобретает все большее значение. Так, Л. Кудрявцев считает, что «стабильность и жизнеспособность государства определяются, прежде всего, нравственным и духовным уровнем населения, а не состоянием экономики» [2].

Разрушение нравственных устоев в обществе и недостаточное внимание к соблюдению морально-этических принципов при проведении экономических преобразований создает предпосылки для существенного снижения геополитической роли России в мире. При этом резко увеличивается вероятность дезинтеграции страны и расчленения ее на несколько относительно самостоятельных анклавов, которые, возможно, будут объединены в конфедерацию. Именно такой вариант развития событий прогнозируется американским ученым и политиком З. Бжезинским [10].

Кризис духовности и нравственности, по мнению О. Богомолова, испытывает не только Россия, но и другие страны, относившиеся до недавнего времени к странам с переходной экономикой. Экономический и социальный прогресс все больше требует высокой культуры и профессионализма, добросовестности и гражданской ответственности. Сегодня существует немало доводов для восстановления духовных и моральных ценностей, приобретённых человечеством за многовековую историю, но утрачиваемых и отвергаемых ныне. Ведь экономика – лишь часть социальной жизни, поэтому ее преобразования нельзя рассматривать в отрыве от других сторон жизнедеятельности общества, в том числе морально-этических [2, c. 55].

И. Калинин в свою очередь отмечает, что, «если этический фактор в экономике России окажется задействованным, она получит весомый импульс своего качественного развития» [8, с. 136].

Весомую роль в процессе модернизации экономики России посредством активизации ее социального потенциала, возрождения духовно-нравственных ценностей могли бы сыграть кино, телевидение, другие СМИ и реклама, которые в свое время внесли вклад в разрушение нравственных устоев общества. Сегодня их задача состоит в том, чтобы ежедневно и ежечасно демонстрировать людям модели поведения, характерные для экономики развитых стран и основанные на честности, приоритете общих интересов перед частными, ответственности и трудолюбии.

Список использованных источников

1. Богомолов, О. Т. Какую модель общества рождает постсоциалистическая трансформация?/ О. Т. Богомолов // Российский экономический журнал. – 2008. – № 3-4. – С. 21-26.

2. Богомолов, О. Т. Нравственный фактор социально-экономического прогресса/ О. Т. Богомолов // Вопросы экономики. – 2007. – № 11. – С. 55-62.

3. Власов, Ф. Б. Управление процессами гуманизации социально-экономических отношений в России на основе укрепления позитивных нравственных ценностей/ Ф. Б. Власов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 6. – С. 34-39.

4. Грошев, И. Психология экономических отношений/ И. Грошев, В. Юрьев // Общество и экономика. – 2005. – № 6. – С. 123-144.

5. Дементьев, В. Доверие – фактор функционирования и развития современной рыночной экономики/ В. Дементьев // Российский экономический журнал. – 2004. – № 8. – С. 46-65.

6. Емельянов, О. В. Искренний менеджмент/ О. В. Емельянов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 111-115.

7. Калинин, И. Экономика и этика/ И. Калинин // Общество и экономика. – 2005. – № 4. – С. 118-136.

8. Клисторин, В. И. Экономика: нравственность и свобода/ В. И. Клисторин // ЭКО. – 2010. – № 1. – С. 171-180.

9. Ставерен, ван И. Этика эффективности/ И. ван Ставерен // Вопросы экономики. – 2009. – № 12. – С. 58-71.

10. Тимофеев, А. В. Развитие крупной компании – фактор формирования социально-ориентированной экономики/ А. В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 91-105.

11. Фальцман, В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали/ В. Фальцман // Вопросы экономики. – 2008.  – № 8. – С. 45-53.

 

Сайт управляется системой uCoz