ОБОРУДОВАНИЕ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ РУЛЕВЫХ И ТОРМОЗНЫХ УПРАВЛЕНИЙ
Василичев А.А. (БГИТА, Брянск, РФ )
Научный руководитель работы доцент Синицын С.С.
A structural-functional analysis of the bench equipment for diagnosing the steering and braking control
При испытании автомобилей для контроля схождения, угла развала колес и других параметров установки колес и шкворней применяются оптические стенды типа ГАРО мод. 1119 и типа РК-1.
Принцип действия оптического стенда РК-1 (рисунок 1) заключается в отображении при помощи светового пучка установки обода колеса автомобиля на экране 3 с угловыми делениями. К ободу 1 параллельно плоскости прикреплен проектор 2. При наведении светового пучка проектора на шкалу экрана на последнем получают световое пятно с темным треугольником - указателем. По положению вершины треугольника относительно шкалы определяют угол установки колеса. Элементы стенда устанавливают на ровной горизонтальной бетонной площадке или отдельные из них (поворотные круги, выравнивающие площадки) размещают на раме-эстакаде с электромеханическим подъемником.
Рисунок 1 - Схема оптического стенда РК-1 для замера углов установки колес
На роликовом тормозном стенде (рисунок 2) колеса 1 автомобиля устанавливают на роликах 2, которые приводятся от электродвигателя 3. Ролики за счет сил сцепления вращают колеса автомобиля. При торможении колеса 1 затормаживают вращение роликов 2, на которых создается реактивный момент, равный тормозному моменту, измеряемому динамометрическим устройством, состоящим из преобразователя 4 и указателя 5.Для повышения сил сцепления поверхности роликов выполняют рифленой.
Рисунок 2 - Схема роликового стенда для испытания тормозов
Основными критериями при испытании тормозов на стендах является суммарная тормозная сила и время срабатывания тормозов. Автомобиль устанавливают колесами на ролики стенда и включают стенд. По достижении заданной скорости начала торможения по команде оператора водитель с максимальным усилием нажимает на педаль тормоза. При этом контактное устройство на педали включает самопишущие приборы, записывающие процесс торможения (тормозные силы, усилие на педали, время срабатывания тормозов). Одновременно оператор визуально наблюдает за этими показателями по приборам.
Тормозную силу замеряют не менее 3 раз, если отклонение показаний не превышает 10%-ного среднего значения тормозной силы, установленной для данной категории автомобиля. В противном случае проверяют регулировку тормозных механизмов и повторяют замеры. Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если тормозные силы равномерно распределяются между колесами одного моста. Допустимое отклонение составляет 15% большего значения силы. Отношение среднего значения суммарной тормозной силы к полной массе автомобиля составляет 60, 50 и 45% соответственно для легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей с прицепами.