Анализ влияния конструктивных и эксплуатационных факторов на компоновку ходовой части и колебаний полноприводных автомобилей
Сидорчук С.Н. (БГИТА, Брянск, РФ )
Научный руководитель работы доцент Синицын С.С.
The interrelation of design and operational factors linking the chassis and vehicle movements
От характеристик колебаний автомобиля зависят важные показатели плавности хода, влияющие на средние скорости движения, сохранность перевозимого груза и утомляемость водителя и пассажиров. Значение этих показателей повышается, если учесть особенности грузов, перевозимых многоосными автомобилями, и необходимость использования высоких средних скоростей при движении по плохим дорогам и местности для определенной группы многоосных автомобилей. Поэтому исследование комплекса вопросов, влияющих на колебания, имеет для рассматриваемых автомобилей важное значение.
Анализ конструкций, на основании которого дана классификация многоосных автомобилей, указывает на огромное их разнообразие. Наиболее важной характеристикой компоновки ходовой части является размещение осей по базе. Имеются образцы автомобилей практически со всеми возможными вариантами размещений осей. Однако преимущественное распространение получили так называемые тележечные схемы компоновок. Часто встречаются компоновки с равномерным размещением и реже — со сближенными центральными осями и произвольным несимметричным размещением осей. Используют схемы рулевых управлений с управляемыми колесами всех осей, с группой управляемых колес передних и задних осей и с группой управляемых колес только передних осей. Схемы раздачи мощности включают в себя все разнообразие возможных конструктивных решений. Применяется полная блокированная связь и схемы раздачи мощности с числом дифференциалов и подобных им механизмов от одного до максимально возможного.
Для постановки конкретных задач проектирования может быть использована структурная схема исследования системы «автомобиль - среда» (рисунок 1).
Система состоит из трех подсистем: конструктивных решений (входные элементы системы), эксплуатационных свойств и внешних условий. В данном случае установлены только определяющие элементы дальнейших исследований, прочие факторы, не показанные на схеме, являются для рассматриваемой системы внешними связями, которые надо учитывать как ограничения при проведении тех или иных оценок конструктивных решений.
Рисунок 1 - Структурная схема «автомобиль - среда»
Из многочисленных факторов внешних условий, влияющих на транспортные средства, в структуре системы показаны только два — ровность опорной поверхности и состояние грунта. Они учитываются в дальнейшем при точных аналитических исследованиях. Все остальные важные условия использования учитывают как ограничения, исходя из главного предназначения того или иного автомобиля. Линиями показаны логические связи элементов системы по вертикали: сплошными линиями — важные, определяющие связи, а штриховыми — второстепенные, действующие в данной системе.
Исходя из цели разработки общих конструктивных решений в соответствии со структурой сложной системы взаимосвязи общих конструктивных решений с эксплуатационными свойствами и внешними условиями движения, следует ограничиться исследованием влияния на колебания двух основных факторов общих конструктивных решений - числа колесных осей (опор) и схемы размещения их по базе, т.е. компоновки ходовой части. Как было показано, число колесных осей на рассматриваемых автомобилях, кроме малогабаритных многоосных автомобилей, увеличивают для повышения грузоподъемности при заданной нагрузке на ось, поэтому задачу исследований колебаний следует решать для переменного числа колесных осей и соответствующих переменных значений массы и момента инерции автомобиля.