АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОТКАЗОВ ДЕТАЛЕЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Смирнов Е.Н. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
Статистика поломок дизельных двигателей показала, что до 70% отказов приходится на топливную аппаратуру высокого давления, а основными причинами выхода ее из строя является попадание мелких механических примесей и воды в топливо. Расчеты показывают, что дизель большегрузного автомобиля или трактора в современных условиях эксплуатации перерасходует в среднем в год 2-3 тонны топлива и увеличивает выброс в атмосферу вредных компонентов. В некоторых случаях даже фильтр тонкой очистки не в состоянии задержать эти примеси. Однако такое случается, как правило, когда вовремя не заменен старый фильтр, либо в случае использования некачественных фильтров-подделок. Также основной причиной неполадок в насосах — попадание в топливо воды. Это со временем вызывает коррозию деталей внутренней полости насоса, продукты коррозии попадают в трущиеся сопряжения или в прецизионные детали и вызывают их активный износ или заклинивание. Типичные неисправности деталей приведены на рис. 1-2. Основные виды отказов приведены в табл.
Вода неизбежно попадает в топливо либо вследствие нарушения технологии производства и хранения, либо в результате конденсации при постоянной циркуляции нагретого топлива по обратной магистрали в бак с холодным топливом. Особенно опасно попадание в топливную систему наиболее загрязненного топлива, скапливающегося на дне топливного бака. Еще наиболее важным фактором влияющем на износ топливной аппаратуры эксплуатируемых на отечественном дизтопливе является использование высокосернистой нефти (содержание серы до 2%)
Бороться с наличием в топливе воды несложно. Во-первых, следует периодически сливать скопившуюся воду в фильтре тонкой очистки. Во-вторых, заправляться рекомендуется на АЗС, которые имеют при колонках фильтрующие установки. В-третьих, можно рекомендовать вместо штатного фильтра установить многоразовый сепарирующий фильтр.
Подводя итог выше сказанному для повышения надежности топливной аппаратуры требуется, комплексное решение по увеличению износостойкости и препятствию абразивному износу.
Таблица – Характерные виды отказов деталей топливной аппаратуры
Виды отказов |
Причины отказов |
ФОРСУНКА |
|
Износ мультипликатора |
Моторное масло во впускной системе, проблемы с уплотнителем. Неправильно подобранные или несоответствующие требованиям присадки к топливу |
Износ иглы рыспылителя |
|
Заклинивание штока мультипликатора |
|
ТНВД |
|
Износ плунжерной пары |
Топливо низкого качества, с содержанием абразивных частиц |
Заклинивание подкачки |
|
Заклинивание кулачкового вала |
а б Рисунок 1- Следы абразивного изнашивания сопла мультипликатора форсунки (а,б) 1х14
Рисунок 2- Излом плунжера ТНВД. 1х1