ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКЦИИ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА НА СРОК СЛУЖБЫ КОНИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

 

Герасименко С.В., Латышенко М.П., Подгорный А.И.

(КузГТУ, г.Кемерово, РФ)

 

Тhe article discussed a constructive influence of the machine frame on the life of tapered roller bearing.

 

Подшипниковые узлы с коническими подшипниками находят широкое применение в агрегатах машин и механизмов (редукторы различных типов; коробки перемены передач и трансмиссия транспортных средств; коробки скоростей станков; опоры валов, штампов, прессов, молотов и др.)

Номинальный ресурс подшипника согласно ISO 281:1990 составляет:

,млн. об                            (1)

где  - номинальный ресурс (при надежности 90%) в млн. об.

       С – динамическая грузоподъемность подшипника, кН

              Р – эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, кН.

        Номинальная долговечность современных высококачественных подшипников может значительно отличаться от реального срока службы в определенных условиях эксплуатации. Конкретный срок службы подшипников зависит от ряда факторов, включая условия смазывания, степень загрязненности, наличие перекосов, правильность монтажа и условия окружающей среды.

Поэтому методика ISO 281:1990/Amd 2:2000 предполагает включение в уравнение номинальной долговечности (ресурса) подшипника поправочного коэффициента надежности a1, значения которого приведены в соответствующих каталогах SKF.

Согласно методике ISO 281:1990/Amd 2:2000 производители подшипников также должны рекомендовать соответствующий метод расчета коэффициента модифицированного ресурса подшипника в зависимости от условий его эксплуатации - коэффициент аSKF. При расчете коэффициента аSKF используется принцип граничной нагрузки по усталостному разрушению. Величины граничной нагрузки по усталости приведены в таблицах подшипников. Кроме того, коэффициент ресурса аSKF учитывает фактические условия смазывания и уровень загрязненности подшипника.

Уравнение ресурса подшипников с учетом этих коэффициентов выглядит следующим образом:

                                    (2)

        Описание методики расчета ресурса подшипников не учитывают факторы, которые возникают при сборке подшипников, то есть установки колец 3 на вал 2 и в корпус 1 с образованием подшипникового узла (ПУ) (рис. 1).

Рисунок 1

 

        В работе  отмечалось, что при установке наружных колец конических подшипников в корпуса агрегатов машин, имеющих неравномерную радиальную жесткость поперечного сечения (например, редукторов автомобилей), изменяется угол конуса β этих колец.

        Изменение угла β происходит как при постоянной жесткости поперечного сечения корпуса, так и при переменной (рис. 2). Если же жесткость поперечного сечения корпуса переменная, то это дополнительно вызывает неравномерное распределение нагрузки на тела качения подшипника – роликов, то есть к появлению слабонагруженных или «свободных» роликов.

        Для подтверждения теоретических исследований были изготовлены модели корпусов с различной радиальной жесткостью поперечного сечения и после запрессовки наружных колец и сборки ПУ определялось число «свободных» роликов, (таблица 1). После этого ПУ устанавливался в специальный испытательный стенд и производились износные испытания.

Рисунок 2

 

        Таблица 1

Схема

установки

B/h

n

Z

(подшипник 7206)

2,4

 

1….5

6….2

2,0

 

1….5

6….3

1,0

 

1….5

5….2

0,8

 

1….5

7….4

0,4

 

1….5

8….3

n – число выступов переменной жесткости

Z – число «свободных» тел качения

 

        Таким образом, определялся коэффициент влияния числа слабонагруженных роликов на ресурс конических подшипников. С учетом  этого уравнения (2) имеет следующий вид:

                       (3)

        где  - коэффициент учитывающий влияние «свободных» тел качения;

         - коэффициент учитывающий изменение угла конуса β.

        На способ определения долговечности подшипникового узла по уравнению (3) получено изобретение.

Описанная методика позволяет оптимизировать конструкцию корпусных деталей подшипниковых узлов по жесткости их радиальных и осевых сечений, что повышает точность прогнозирования срока службы подшипникового узла с коническими подшипниками.

Литература

1.    Герасименко С.В. Способы расчета срока  службы подшипниковых узлов с коническими подшипниками /В сб. науч. трудов филиала ГУ КузГТУ в г. Новокузнецке: Перспективные направления в науке, обществе, образовании, экономике и праве. – Новокузнецк, ГУ КузГТУ, 2009. – с. 294-296

Сайт управляется системой uCoz