К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ НАГРУЗОЧНОЙ СПОСОБНОСТИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
Рудницкий В.Н. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
Theoretically, the influence of geometric parameters of gears to reduce the dynamic loads at a constant center distance.
Требования повышения надежности деталей машин, стоящие перед современным машиностроением, неизменно возрастают в связи с повышением скоростей и удельных нагрузок. Это в большей мере относится к зубчатым передачам - неотъемлемым элементом большинства современных машин. При этом значительный рост напряженности их сочетается с необходимостью снижения масс и увеличения ресурса их работы. Решение этих задач связано с повышением прочности и уменьшением динамических нагрузок в зубчатых передачах.
Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают существенными достоинствами, как:
- малые габариты;
- высокий к.п.д.;
- большая долговечность и надежность в работе;
- постоянное передаточное отношение;
- простота изготовления колес с эвольвентным профилем зуба;
- возможность применения в широком интервале моментов, скоростей и передаточных отношений.
К недостаткам можно отнести динамические нагрузки, шум и вибрации, возникающие при значительных скоростях работы в результате неточности изготовления и монтажа зубчатых колес.
Динамические нагрузки часто приводят к снижению нагрузочной способности передач и даже поломкам, порождают колебания элементов передачи, приводят к неравномерному вращению колес, что нежелательно в кинематически точных передачах, снижают надежность и долговечность конструкции, связанной с зубчатой передачей.
В работах [2,3] было рассмотрено влияние геометрических параметров зубчатых передач с внешним и внутренним зацеплениями на динамические нагрузки при срединном ударе, возникающем в результате ошибки основного шага зубчатых колес, т.е. ∆ tc < 0.
Было установлено, что величина динамической нагрузки зависит от скорости срединного удара зубьев колес.
Для внешнего зацепления скорость срединного удара имеет вид:
;
для внутреннего зацепления
;
где - угловая скорость ведущего колеса; - радиус основной окружности ведущего колеса; - передаточное отношение; - угол зацепления; - ошибка основного шага.
В соответствии с этими формулами были проведены расчеты на ЭВМ и построены графики зависимости скорости удара зубьев от геометрических параметров колес с внешним [2] и внутренним зацеплением [3] при свободном межосевом расстоянии .
В настоящей работе рассмотрена зависимость скорости срединного удара от параметров колес при постоянном межосевом расстоянии.
На рис.1 представлены графики зависимости от при изменении геометрических параметров передачи с внешним зацеплением (таблица 1) и постоянном межцентровом расстоянии= 225 мм. Окружная скорость равнялась 11,25 м/с.
В данном случае изменение одного из параметров колес иногда влечет за собой изменение других. Например, при изменении модуля от 5 до 4 число зубьев увеличивается от 45 до 56 (табл. 1).
На рис.2 представлены графики зависимости от для передач с внутренним зацеплением при = 162 мм, = 8,1 м/с и параметрами, представленными в таблице 2.
Таблица 1 – Параметры передачи с внешним зацеплением
№ кривой |
Параметры |
||||||
m |
z1 |
z2 |
x1 |
x2 |
|
|
|
1 |
5 |
45 |
45 |
0 |
0 |
20 |
1 |
2 |
5 |
45 |
45 |
0,6 |
-0,2 |
20 |
1 |
3 |
5 |
45 |
45 |
0,6 |
0,6 |
20 |
1 |
4 |
5 |
45 |
45 |
-0,2 |
0,6 |
20 |
1 |
5 |
4 |
56 |
56 |
0 |
0 |
20 |
1 |
6 |
4 |
56 |
56 |
0 |
0 |
20 |
1 |
7 |
5 |
30 |
30 |
0 |
0 |
20 |
1 |
8 |
5 |
60 |
60 |
0 |
0 |
20 |
1 |
Сравнение графиков [2] и рис. 1 для внешнего зацепления показывает, что скорость удара качественно одинаково зависит от геометрических параметров колес, как при свободном, так и при постоянном межцентровом расстоянии, за исключением
=(m) и =(z1).
С увеличением m или z1 скорость удара увеличивается по сравнению со случаем ≠const. Это можно объяснить одновременным и неравноценным влиянием числа зубьев и модуля на скорость удара.
Наиболее рациональным в этом случае представляется возможность уменьшения удара за счет уменьшения x1 и увеличением x2.
Так, например, изменение коэффициентов смещения колес от x1 = 0,6 и x2 = - 0,2 до x1 = - 0,2 и x2 = 0,6 для одной и той же передачи приводит к уменьшению на 18% (кривые 2 и 4 на рис. 1).
Корректируя другие параметры передачи, можно еще больше уменьшить величину скорости удара зубьев.
Для внутреннего зацепления, как и для внешнего, при =const изменение модуля или передаточного числа приводит к изменению чисел зубьев z1 и z2 (табл. 2). Скорость срединного удара уменьшается с уменьшением m, , , z2 и увеличением z1.
Рисунок 1 – Изменение скорости срединного удара в передачах с внешним зацеплением
Для равносмещенных (нулевых) передач можно рекомендовать одновременное уменьшение x1 и x2 (рис. 2, кривые 1,2,10), а для неравносмещенных передач – увеличение x1 при x2=0. Так увеличение x1 от 0 до 1,2 при x2=0 приводит к уменьшению скорости удара зубьев на 14%.
Рисунок 2 – Изменение скорости срединного удара в передачах с внутренним зацеплением.
Таблица 2 – Параметры передачи с внутренним зацеплением
№ кривой |
Параметры |
||||||
m |
z1 |
z2 |
x1 |
x2 |
|
|
|
1 |
3 |
54 |
162 |
0,2 |
0,2 |
20 |
1 |
2 |
3 |
54 |
162 |
1,6 |
1,6 |
20 |
1 |
3 |
3 |
54 |
162 |
0,4 |
0,6 |
20 |
1 |
4 |
3 |
54 |
162 |
0,6 |
0,4 |
20 |
1 |
5 |
3 |
54 |
162 |
0,2 |
0,2 |
20 |
0,8 |
6 |
3 |
54 |
162 |
0,2 |
0,2 |
20 |
1 |
7 |
6 |
27 |
81 |
0,2 |
0,2 |
20 |
1 |
8 |
6 |
18 |
72 |
0,2 |
0,2 |
20 |
1 |
9 |
6 |
27 |
81 |
1,2 |
1,2 |
20 |
1 |
10 |
3 |
54 |
162 |
0,5 |
0,5 |
20 |
1 |
Литература
1. Петрусевич А.И. Динамические нагрузки в зубчатых передачах с прямозубыми колесами/ А.И. Петрусевич, М.Д. Генкин, В.К. Гринкевич, - М.: АН СССР, 1956. – 135 с.
2. Рудницкий В.Н. Повышение надежности зубчатых передач в лесозаготовительных машинах/ В.Н. Рудницкий./ Сборник научных трудов «Актуальные проблемы лесного комплекса» - Брянск: БГИТА, 2008. – часть 2. – С. 39-42.
3. Рудницкий В.Н. Исследование влияния геометрических параметров колес на возбуждение динамических нагрузок в передачах с внутренним зацеплением./ В.Н. Рудницкий/. Материалы первой международной научно-практической конференции «Проблема инновационного биосферно-совместимого социально-экономического развития в строительном, жилищно-коммунальном и дорожном комплексах»: БГИТА, 2009. – том 1. – с. 189-193.