КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ лесопользования в УКРАИНЕ

 

Карпук А.И. (НУБиП Украины, г.Киев, Украина)

 

We study the advantages and disadvantages of the existing system of forest regulation in Ukraine. A detailed analysis of the state's role in the forestry sector and grounded its basic functions. The ways of improving regulation of forestry on the basis of finding the optimal combination of instruments of state and market regulation.

 

Современные тенденции развития лесного сектора экономики Украины не позволяют рассчитывать на серьезные позитивные изменения в ближайшем будущем при сохранении существующей макроэкономической конъюнктуры и отсутствия эффективной регуляторной политики государственных органов, направленной на стабилизацию ситуации в отрасли. Причиной многих проблем является недостаточная изученность проблем регулирования лесопользования в условиях рыночных отношений, в частности отсутствие должной теоретической проработки его содержания и характерных особенностей.

Существующая система регулирования лесопользования является несовершенной, поскольку не учитывает ряд важных методов и инструментов, характерных системам рыночного регулирования, а также только декларирует приоритетность целей обеспечения экологической безопасности лесопользования, хотя реально стимулирует преимущественно истощительное и нерациональное лесопользование, что может привести к пагубным последствиям в будущем.

Под экономическим регулированием лесопользования большинство исследователей понимают совокупность целенаправленных действий государства и проявления рыночных законов, основанных на использовании специфических механизмов, рычагов, методов и инструментов воздействия на процессы лесопользования с целью получения максимального эколого-экономического эффекта при сохранении по крайней мере на базовом уровне количественных и качественных характеристик экосистемы леса.

Ключевое место в существующей системе регулирования лесопользования отводится институтам государственной власти на всех уровнях. Следует согласиться с мнением А. Исаева и Г. Коровина, что роль государства в лесном секторе экономики заключается в выполнении четырех основных функций: нормотворческой, наблюдательной, владельца лесов и государственной поддержки лесного комплекса. Первые две функции выполняются государством независимо от форм собственности на леса и оно выступает как субъект высшего публичного права.

Нормотворческая функция заключается в формировании национальной лесной политики, разработке законодательных и нормативных актов, обеспечивающих ее реализацию. Осуществляя нормотворческую функцию и как носитель политической власти, государство распоряжается лесами и лесными землями путем как гражданско-правовых средств, так и административных средств (властных предписаний).

Наблюдательная функция сводится к обеспечению соблюдения законодательства во всех лесах страны, независимо от форм собственности на них, и охраны лесов, находящихся в государственной собственности.

Выполнение функции собственника предусматривает ведение хозяйства в государственных лесах, распоряжение этими лесами и доходами от их эксплуатации. Выполняя функции собственника, государство выступает как субъект частого права, наравне с другими собственниками лесов. Как владелец лесов государство обеспечивает их сохранение, рациональное использование и воспроизводство лесных ресурсов, устойчивое управление лесами в общественных интересах, используя для этого рыночные механизмы и добиваясь целей повышения эффективности государственного управления лесами. Как владелец лесов, который имеет право на получение лесной ренты, государство гарантирует финансирование расходов на устойчивое управление лесами и выполнение международных обязательств по сохранению их биологического разнообразия, предотвращения глобальных изменений климата и природной среды.

Функция государственной поддержки объединяет виды деятельности, обеспечивающие условия для устойчивого управления лесами на длительный период времени (наука, образование, инвентаризация, информационное обеспечение и т.д.) и использования лесных ресурсов. Государство через все ветви власти стимулирует субъектов лесного сектора к расширению видового разнообразия, полного и рациональному использованию лесных ресурсов, обеспечивая при этом баланс интересов между всеми участниками лесных отношений, включая и население [1].

По итогам первых шагов реализации положений административной реформы в лесоресурсной сфере можно констатировать увеличение полномочий на уровне профильных министерств, зато полномочия Государственного агентства лесных ресурсов по регулированию лесопользования значительно ограничены, что ставит под угрозу успешную реализацию всех мер, направленных на передачу лесов в подчинение единому відомству. Поэтому все трансформации в сфере государственного управления, происходящие в контексте административной реформы, должны существенно усовершенствовать систему регулирования лесопользования в направлении стимулирования развития рыночных отношений в лесоресурсной сфере, что требует дальнейшего развития научных исследований в данном направлении.

По мнению Ю. Терещенко и А. Хуажева стратегической целью организации процесса государственного регулирования лесопользования должно стать обеспечение эффективного функционирования лесного комплекса на принципах непрерывного, неистощительного и рационального использования лесных ресурсов. Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

- обеспечение максимально полного удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции;

- повышение инвестиционной привлекательности предприятий лесного комплекса до уровня, обеспечивающего устойчивое развитие отрасли;

- рациональное и комплексное использование лесоресурсного потенциала;

- обеспечение максимального экономического дохода государства от деятельности предприятий лесного комплекса, включая доход от продажи лесных ресурсов;

- обеспечение расширенного воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов.

Исходя из этого, государственное регулирование лесопользования следует рассматривать как совокупность процессов, каждый из которых направлен либо на решение одной или нескольких задач, или на достижение определенного этапа в решении всех поставленных задач. Очевидно, что подобные процессы регулирования, направленные на достижение единой цели, могут быть успешными лишь в четко организованной и отлаженной для этого системе.

Для разработки принципиального нового механизма регулирования лесопользования на основе рационального использования лесосырьевой базы необходимо решить следующие задачи:

- раскрытие сущности и выявление факторов устойчивого развития лесного сектора в современной экономике;

- исследование методов регулирования развития лесного сектора в условиях рыночной экономики и концептуальные подходы к их совершенствованию;

- разработка концептуальной схемы формирования механизма регулирования устойчивого лесопользования;

- определение тенденций развития лесного комплекса и системы лесопользования, выявление ключевых проблем и направлений их решения;

- анализ существующих методических подходов к экономической оценке лесных ресурсов, разработка предложений по совершенствованию методик оценки экономической доступности лесосырьевых ресурсов для лесных предприятий и методических подходов к организации информационного обеспечения системы регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики [2].

Важной институциональной предпосылкой реформирования системы регулирования лесопользования является устранение целого ряда проблем: финансового, производственно-технического и социального характера. Решить эти проблемы удастся, если параллельно с реформированием системы регулирования происходит развитие региональных рынков лесопродукции и их инфраструктурных звеньев; постепенно формируется конкурентная среда на рынках необработанного дерева и повышается уровень адаптированности существующих организационно-правовых форм лесопользования к колебаниям макроэкономической конъюнктуры; повышается мотивация работников лесного хозяйства по внедрению современных форм и методов ресурсосбережения и экологизации.

Несмотря на то, что в лесном законодательстве декларируется сохранение за лесами выполнение преимущественно экологических функций, остаются актуальными проблемы увеличения лесистости территории в природных зонах до оптимального уровня, улучшение качественного состава лесных насаждений, наращивание природоохранного потенциала лесов, сохранение их биологического разнообразия, повышения устойчивости лесных экосистем к влиянию негативных факторов среды.

Системная работа по совершенствованию системы регулирования лесопользования должна предусматривать изучение теоретико-методологических основ рыночного регулирования лесопользования, методических и прикладных аспектов анализа, оценки и выбора стратегии рыночного регулирования лесопользования и обоснование механизмов его совершенствования, определение направлений формирования конкурентной среды в лесоресурсной сфере, а также обоснование направлений применения разнообразных инструментов рыночного регулирования экологизации лесопользования.

Итак, в Украине в ближайшие годы необходимо сформировать эффективную систему регулирования лесопользования. Именно такая система должна согласовать интересы лесного хозяйства и лесной промышленности, государства и частного бизнеса. Основой информационного обеспечения такой системы должна стать экономическая оценка лесосырьевой базы для предприятий лесного комплекса, которая должна базироваться на результатах специальных расчетов и моделирования, которые должны осуществляться с применением современных информационных технологий и учитывать интересы всех сторон лесных отношений.

Поэтому современная концепция экономического регулирования лесопользования должна быть направлена на нахождение эффективного сочетания инструментов государственного и рыночного регулирования, быть ориентированной на соблюдение принципов устойчивого лесопользования, что требует совершенствования системы организационно-правового, методического, институционального, административного, финансово-кредитного, ценового и таможенного, инновационного и инвестиционного обеспечения в лесоресурсной сфере. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении связываются с необходимостью детального изучения принципов действия и видов применения различных инструментов регулирования лесопользования в условиях неопределенности рыночной среды.

Литература

1. Исаев А.С., Коровин Г.Н. Актуальные проблемы национальной лесной политики. – М.: ООО «Типография Левко», Институт устойчивого развития / Центр экологической политики россии, 2009. – 108 с.

2. Терещенко Ю.Г., Хуажев О.З. Формирование модели регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики региона. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Economics/66740.doc.htm.

Сайт управляется системой uCoz