Механизм институциональных преобразований в лесном комплексе региона

 

Шубалый А.М. (ЛНТУ, г. Луцк, Украина)

 

The article substantiates the main stages of institutional reforms in the forestry sector at the regional level. Proposed on the basis of processing units integrated forestry enterprises to create a regional wood holding company, which protects the interests of the state in this important field.

 

Для построения эффективной системы управления лесным комплексом регионального уровня нужно провести ряд институциональных преобразований на разных уровнях. Первый этап институциональных преобразований в лесном комплексе региона предусматривает разделение лесохозяйственной и перерабатывающей сфер деятельности комплексных лесохозяйственных предприятий. Принципиальное решение о реорганизации комплексных государственных лесохозяйственных предприятий должно быть принято на уровне Государственного агентства лесных ресурсов Украины, ведь согласно утвержденному Положению [3] на него возложены функции образования, ликвидации и реорганизации предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу его управления.

В то же время, в Положении об областных управлениях лесного и охотничьего хозяйства [2] их полномочия ограничиваются также только совершением государственного управления в сфере лесных отношений, ведения лесного и охотничьего хозяйства на территории соответствующей области. Таким образом, реорганизировав комплексные лесохозяйственные предприятия, ни Гослесагентство, ни областные управления лесного и охотничьего хозяйства не сузят своих полномочий. Но для сохранения интересов государства в сфере лесопереработки и для предотвращения неконтролируемого использования мощной производственно-технической базы целесообразно сохранить в государственной собственности имущество перерабатывающих подразделений лесохозяйственных предприятий после реорганизации.

Процесс реорганизации этих предприятий предлагается провести путем выделения в отдельные структуры деревообрабатывающих, консервных и других перерабатывающих подразделений комплексных государственных лесохозяйственных предприятий, осуществления их акционирования и преобразования в государственные акционерные общества, то есть путем проведения корпоратизации. При этом во избежание чрезмерной бюрократизации системы управления целесообразно на базе отдельного большого комплексного лесохозяйственного предприятия создавать не более двух отдельных разнопрофильных государственных акционерных обществ (например, одно охватывать все деревообрабатывающие подразделения, а другое - консервный цех и его складские помещения).

Таким образом государственные лесохозяйственные предприятия потеряют статус комплексных, поскольку в их структуре останутся только лесохозяйственные подразделения, которые будут заниматься семенным хозяйством, посадкой, уходом, охраной и защитой леса, частично заготовкой и хранением лесопродукции.

На втором этапе преобразований предлагается в порядке эксперимента в Волынской области на базе созданных государственных акционерных обществ формировать государственную акционерную холдинговую лесоперерабатывающая компанию, которой будет управлять главная компания холдинга. По Закону Украины «О холдинговых компаниях в Украине» [1] инициаторами их создания в процессе корпоратизации могут быть государственное предприятие или орган, уполномоченный управлять государственным имуществом. В данном случае инициатором образования холдинга должны стать государственные лесохозяйственные предприятия, которые в процессе корпоратизации будут реорганизованы в государственные акционерные общества. Они должны представить органу, уполномоченному управлять государственным имуществом:

- обоснование целесообразности образования государственной холдинговой компании;

- перечень предприятий и их структурных подразделений, на базе которых предлагается образовать государственную холдинговую компанию и ее корпоративные предприятия;

- проект устава государственной холдинговой компании.

Решение о создании государственной холдинговой компании в процессе корпоратизации и приватизации должен принимать орган, уполномоченный управлять государственным имуществом (Министерство аграрной политики и продовольствия Украины по представлению Государственного агентства лесных ресурсов Украины) по согласованию с Кабинетом Министров Украины. Пакеты акций (долей, паев) или другое имущество, переданные в уставный капитал государственной холдинговой компании, будут находиться в государственной собственности и закрепляются за ней на праве хозяйственного ведения. Мероприятия по образованию государственной холдинговой компании должны предусматривать:

- корпоратизацию государственных предприятий, пакеты акций которых должны войти в уставный фонд государственной холдинговой компании;

- внесение в планы размещения акций изменений в связи с передачей пакетов акций в уставный фонд государственной холдинговой компании;

- расторжение договоров о передаче полномочий на осуществление функций по управлению корпоративными правами государства;

- оценку пакетов акций;

- передачу пакетов акций в уставный фонд государственной холдинговой компании;

- определение перечня государственного имущества, которое будет обеспечивать деятельность компании, и его оценку;

- определение размера уставного фонда государственной холдинговой компании;

- регистрацию государственной холдинговой компании в установленном порядке;

- открытие счетов в банках, решение кадровых и других первоочередных вопросов функционирования компании;

- регистрация выпуска акций государственной холдинговой компании;

- внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг.

Региональная государственная акционерная холдинговая компания должна создаваться на принципах самоокупаемости в целях защиты государственных интересов в сфере переработки древесины и использования других ресурсов леса, обеспечения эффективного управления государственным имуществом, а также удовлетворения потребностей потребителей в различных видах лесопродукции, привлечения инвестиций и получения прибыли. Данная структура будет находиться в сфере подчинения Государственного агентства Украины по управлению государственными корпоративными правами и имуществом, которое входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере управления объектами государственной собственности, в том числе корпоративными правами государства.

Основными направлениями деятельности региональной государственной акционерной холдинговой компании должны стать:

- обеспечение первичной и углубленной переработки древесины;

- обеспечение переработки и использования других продуктов леса древесного и недеревесного происхождения;

- использование полезных свойств лесов в целях оздоровления и рекреации;

- обеспечение переработки отходов лесного хозяйства и деревообработки;

- координация деятельности хозяйственных обществ, акции которых переданы в уставный фонд Компании, и ее дочерних предприятий;

- участие в реализации масштабных проектов в сфере ресурсо- и энергосбережения, а также обеспечение энергетической и экологической безопасности региона и страны в целом;

- проведение единой маркетинговой, ценовой, финансовой, сбытовой, технической, инвестиционной и инновационной политики всех членов холдинга;

- определение единых принципов материального обеспечения хозяйственных обществ, акции которых переданы в уставный фонд Компании, и ее дочерних предприятий;

- проведение технико-экономического анализа и оценки деятельности хозяйственных обществ, акции которых переданы в уставный фонд Компании, и ее дочерних предприятий, осуществление мер по повышению эффективности их деятельности;

- концентрация и распоряжения финансовыми ресурсами для реализации инвестиционных проектов, налаживания эффективного сотрудничества между хозяйственными обществами, акции которых переданы в уставный фонд Компании, ее дочерними предприятиями и другими субъектами предпринимательской деятельности;

- обеспечение бесперебойного финансирования приоритетных направлений деятельности холдинга;

- углубление внешнеэкономических связей с иностранными поставщиками и покупателями;

- предоставление хозяйственных и финансовых услуг государственным лесохозяйственным предприятиям в сфере лесного и охотничьего хозяйства;

- предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования и железнодорожным транспортом, а также транспортно-экспедиционных услуг;

- осуществление торговой деятельности, в том числе комиссионной, торгово-посреднической и торгово-закупочной;

- проектирование, монтаж и техническое обслуживание средств противопожарной защиты;

- предоставление информационных, консультационных и маркетинговых услуг, производство товаров широкого потребления.

Нужно также обеспечить передачу в пользование холдинга земельных участков, на которых размещаются перерабатывающие подразделения и обеспечивающая инфраструктура реформированных государственных лесохозяйственных предприятий, которые не будут использоваться другими государственными структурами в целях ведения лесного и охотничьего хозяйства. В случае необходимости, решения требует и вопрос о совместном пользовании с другими государственными структурами, которые функционируют в сфере лесного и охотничьего хозяйства, объектами обеспечивающей инфраструктуры реформированных государственных лесохозяйственных предприятий (конторы, котельные, гаражи, бытовые помещения) на правах аренды, путем предоставления услуг или иным образом.

В результате проведенных преобразований получим новую институциональную структуру управления региональным лесным комплексом. Основной положительный эффект от проведения институциональных преобразований, который в настоящее время не подвергается комплексной и объективной оценке, будет заключаться в обеспечении устойчивого управления лесами. В целом реализация указанных мер даже только с экономической точки зрения позволит получить значительный экономический эффект и полностью модернизировать систему управления лесным комплексом в регионе.

Литература

1. Закон Украины «О холдинговых компаниях в Украине» от 15 марта 2006 года № 3528-IV / Голос Украины от 18.05.2006, № 89.

2. Положение об областных управлениях лесного и охотничьего хозяйства. Утверждено Приказом Государственного комитета лесного хозяйства Украины от 04.07.2007, № 223.

3. Положение о Государственном агентстве лесных ресурсов Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 № 458/2011.

Сайт управляется системой uCoz