ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ "ПРОМЕТЕЙ" ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Сиваков В.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
Experience application of system of remote training "Prometey" at teaching of technical disciplines.
В образовательном процессе очень большую роль играют контроль и оценка знаний. Они одновременно выполняют функции усвоения и практического применения знаний, которые были получены студентами в ходе учебного процесса. На данный момент можно выделить два типа систем контроля знаний:
- ориентированные на прохождение тестов в письменной форме с последующей проверкой преподавателем;
- системы компьютерного тестирования.
Системы компьютерного тестирования могут применяться в разных вариантах:
- локальное тестирование;
- Intranet тестирование;
- Internet тестирование.
Наиболее перспективным является применение клиент-серверных технологий тестирования.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность содержания;
- логическая форма высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Помимо исключения субъективизма тестирование дает ряд существенных преимуществ перед традиционными формами контроля знаний:
1. сокращение времени прохождения теста;
2. сокращение трудозатрат преподавателя;
3. быстрое получение результатов, исключающее неадекватность реакции обучаемого (при текущем контроле знаний в частности) и повышение его мотивацию к обучению;
4. повышение качества образовательного процесса за счет своевременной корректировки учебной программы;
5. уменьшение субъективности оценки знаний.
Проверка усвоения студентами лекционного материала проводится на кафедре ОЛК и ТС БГИТА около 10 лет. Для этого первоначально использовалась программа Ассистент II, которая, однако, обладает рядом недостатков:
- ограниченность типов вопросов;
- слабая защита от взлома;
- возможность неавторизованного доступа;
- отсутствие ведение подробной статистики по каждому пользователю в течение времени;
- ограниченность анализа сложности теста;
- сложность задания вопросов из нескольких тем;
- отсутствие поддержки объектов мультимедиа.
Рисунок 1 – Интерфейс программы Ассистент II
В 2009 году была приобретена система дистанционного обучения Прометей и с тех пор начался перевод имеющихся тестов для системы Прометей (посредством специальной программы конвертора тестов).
К преимуществам СДО Прометей относятся:
- 10 типов вопросов (один из многих, многие из многих, поле ввода, соответствие, упорядочение, да/нет, область на рисунке, развернутый ответ, несколько пропущенных слов, несколько полей ввода);
- ведение подробной статистики тестирования студента;
- отчет успеваемости по тесту;
- анализ сложности теста.
Рисунок 2 – Отчет успеваемости по тесту
Рисунок 3 – Анализ сложности вопроса
В настоящее время для студентов механико-технологического факультета («Машины и механизмы лесного комплекса», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования») разработано более 20 тестов по 7 дисциплинам.
Существующая структура тестирующего модуля по дисциплине включает 3 теста по лекционному материалу (приуроченные по времени к текущей аттестации студентов в семестре), а также тесты по проверке теоретических знаний при выполнении отдельных практических занятий.
Применение системы тестирования позволяет более точно оценить усвоение учебного материала каждым студентом, а развернутая система статистики по курсу позволяет провести анализ сложности задаваемых вопросов и скорректировать, в случае необходимости, изучение отдельных тем.
Вместе с тем, основываясь на практике применения систем тестирования, можно сделать некоторые выводы для повышения их эффективности:
- желательно использовать тесты для самопроверки усвоенного материала;
- основные и дополнительные материалы учебного курса должны быть доступны в рамках электронного курса.