СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА В ФОРМЕ УЧЕБНО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ВИДЕОФИЛЬМА “БИОГРАФИЯ А.К.ТОЛСТОГО”
Нифагина Н.Н., Захарова В.Д., Сенющенков М.А.
(БГИТА, г.Брянск, РФ)
Приведено методическое описание информационного образовательного ресурса, сертифицированного на федеральном уровне – учебного пособия по литературе в форме учебно-документального фильма “Биография А.К.Толстого” на DVD.
Видеофильм «Биография А.К.Толстого» в хронологическом порядке рассказывает биографию поэта и состоит из трех видеоновелл. Продолжительность фильма 63 минуты. Далее приведены методические рекомендации по использованию фильма на школьных уроках и учебных занятиях в вузах.
|
|
Рисунок 1 - Музей А.К.Толстого в усадьбе Красный Рог (Арх. В.Н.Городков, 1993г.) |
Рисунок 2 - Фамильный склеп Толстых в селе Красный Рог |
1 Общие сведения
1.1. Видеофильм может быть использован при изучении литературы по программам базового и углубленного уровня в общеобразовательных и высших учебных заведениях и на факультативных занятиях.
1.2. Видеофильм «Биография А.К. Толстого» включает в себя три следующих самостоятельных видеофильма: «Я люблю тот край…», «Зри в корень», «Двух станов не боец…».
1.3. На занятиях можно использовать отдельно каждый видеофильм, предварительно проведя беседу, ориентированную на восприятие видеоматериала. После просмотра рекомендуется выяснить впечатление, которое произвела каждая часть видеофильма, а также весь видеофильм в целом. Затем можно переходить к тематическим вопросам.
1.4. На основе видеофильма «Биография А.К. Толстого» учащиеся могут выполнять устные и письменные задания, в том числе и творческого характера. Это позволит изучить дополнительные литературные источники.
1.5. К видеофильму «Биография А.К. Толстого» дается список литературы, который может быть использован для самостоятельного исследования биографии Толстого.
2 Новелла первая «Я люблю тот край…»
Творчество А.К. Толстого, выдающегося писателя, прозаика и драматурга XIX века, всегда пользовалось широкой популярностью. Многообразен и значителен вклад Толстого в русскую литературу. Тонкий и проникновенный поэт, он был талантливым писателем, внес значительный вклад в развитие русской исторической драматургии.
Мемориальная усадьба графа Алексея Константиновича Толстого в Красном Рогу хотя и утратила свой исторический облик, но во многом сохранила мемориальный парк и ландшафт, отраженный в его произведениях.
В данной новелле видеофильма «Биография А.К. Толстого» учащиеся знакомятся с историей появления на свет графа А.К. Толстого.
Материалы видеофильма позволяют совершить заочные литературные экскурсии, увидеть, где и как проходило творческое становление А.К. Толстого, что явилось источником вдохновения. Родился А.К. Толстой в Петербурге в 1817 году, но детство провел в имениях матери и дяди в Черниговской губернии. С детства имел склонность к литературе.
Дядя Толстого, Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) всячески способствовал развитию поэтического таланта племянника. В возрасте 10 лет А.К. Толстой был представлен будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу в воскресные дни для игр.
Поездки за границу, знакомство с мировым искусством и литературой вырабатывает у молодого человека свое, отличное от матери и дяди, мировоззрение.
Благодаря влиятельным родственникам Толстой быстро продвигается по служебной лестнице, но карьерный рост его не интересует. Толстой хочет заниматься литературой, к которой у него тяга и призвание. В начале 1840-х годов он пишет рассказы на французском языке «Упырь» и «Семья вурдалака». Они были замечены В.Г. Белинским, который сразу же отметил появление нового литератора.
Путешествие Толстого по Малороссии рождает стихи, представляющие оригинальный сплав лирического и эпического.
Вместе с Алексеем Жемчужниковым Толстой сочиняет шутку-водевиль «Фантазия», которая была запрещена сразу же после первой постановки. Заканчивается новелла рождением известного литературного героя – Козьмы Пруткова.
2.1. Комментирует данную новеллу доктор исторических наук Александр Михайлович Дубровский. Научный консультант – филолог В.Д. Захарова.
2.2. Перед демонстрацией видеофильма целесообразно рассказать о «Золотом веке» русской поэзии и прозы, представителем которой является А.К. Толстой.
2.3. Просмотр видеофильма завершается выявлением впечатления от увиденной новеллы:
– Какие фрагменты видеофильма показались наиболее интересными?
– Что вы знаете о семействе Разумовских?
– Какие лирические стихотворения, посвященные Малороссии, вы знаете?
– Когда А.К. Толстым были написаны первые рассказы?
– Когда произошло знакомство с цесаревичем Александром и как это отразилось на судьбе А.К. Толстого?
– Где и когда были прочитаны Толстым отрывки из романа «Князь Серебряный»?
– Почему была запрещена шутка-водевиль «Фантазия»?
3 Новелла вторая «Зри в корень»
3.1. Новелла «Зри в корень» посвящена появлению на свет сатирической маски самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи Козьмы Пруткова.
Встреча на балу с Софьей Андреевной Миллер. Вспыхнувшая любовь к ней, вызвала к жизни шедевры лирики, которые и сейчас являются гордостью русской поэзии. В жизни Толстого появляется женщина, с которой у него духовная близость, и которая понимает его.
Недовольство матери А.К. Толстого связью с С.А. Миллер.
В 1854 году начинается Крымская война. После поражения русских войск под Евпаторией умер Николай I. На престол вступает Александр II, который дает добро на зачисление А.К. Толстого майором в Стрелковый полк императорской фамилии. Толстой заражается тифом, но, благодаря уходу Софьи Андреевны, вскоре выздоравливает и они уезжают в Крым. Здесь Толстой создает цикл стихотворений, объединенных в единый сюжет «Крымские очерки».
В «Современнике» с успехом печатаются его стихотворения.
Новелла заканчивается смертью дяди Льва Алексеевича Перовского, дяди Василия Алексеевича Перовского и матери Анны Алексеевны Толстой. А.К. Толстой становится наследником трех состояний.
3.1.1. Научные комментарии к новелле даны филологом В.Д. Захаровой, писателем Д.А. Жуковым, д.и.н. А.М. Дубровским.
3.1.2. В зрительный ряд включены пейзажи тех мест, которые особенно близки и дороги Толстому.
3.1. 3. В новелле звучат лирические стихи, отрывки из «Крымских очерков», романс «Средь шумного бала». Стихи исполняются Евгением Пацино и народным артистом В. Никитиным.
3.1.4. Представленные фотографии Толстого, Софьи Андреевны, современников, съемки в Мелласе дополняют фильм, определяют состояние и настроение поэта в то время, позволяют понять жизненные источники его творчества.
3.2. Демонстрацию новеллы целесообразно провести после лекции о сатирической поэзии XIX века, что предшествовало появлению Козьмы Пруткова. Рассказать о причинах возникновения Крымской войны и поражения России в этой войне.
3.2.1. Просмотр видеофильма завершается выявлением впечатления от увиденной новеллы:
– Какие эпизоды из жизни А.К. Толстого показались наиболее интересными?
– Какие стихотворения А.К. Толстого вам запомнились? Почему именно они включены в данную новеллу?
– Сколько романсов написано на стихи А.К. Толстого, и какие вы знаете?
– Каково отношение Толстого к службе?
– Когда вышел первый сборник стихотворений А.К. Толстого?
3.2.2. Для домашнего задания может быть предложен поиск творческого характера:
– Подберите дополнительный материал о создании «Козьмы Пруткова»
– Подберите дополнительный материал о Крымской войне.
– Подберите дополнительный материал о помощи А.К. Толстого Т.Г. Шевченко и И.С. Тургеневу.
4 Новелла третья « Двух станов не боец…»
Жизнь Толстых в имении «Пустынька». Лирические стихотворения Толстого, написанные в 1850-х годах.
Увольнение в отпуск и начало работы над поэмой «Дон Жуан» в Париже. Знакомство в Дрездене с поэтессой Каролиной Карловной Павловой. Ее перевод «Дон Жуана» на немецкий язык.
Манифест об отмене крепостного права и попытки А.К. Толстого заниматься хозяйством.
Окончательное увольнение со службы. Стихотворение «Государь ты наш, батюшка». Работа над романом «Князь Серебряный». Работа в Дрездене над первой частью трилогии «Смерть Иоанна Грозного».
Венчание с Софьей Андреевной в Дрездене. Ухудшение здоровья, лечение в Германии и возвращение в Россию для окончания пьесы «Смерть Иоанна Грозного». Режиссерская разработка спектакля. Постановка пьесы на сцене Александринского театра. Перевод пьесы на немецкий язык и успешная постановка пьесы в Веймаре.
Выход в печать нового сборника стихотворений. Салон Толстых в Петербурге.
Работа над второй и третьей частью трилогии «Царь Федор Иоанович» и «Царь Борис». (При жизни А.К. Толстого эти пьесы поставлены не были).
Работа над балладой «Садко» и пьесой «Посадник».
Смерть А.К. Толстого в 1875 году. Склеп Толстых в селе Красный Рог.
Жизнь после смерти.
4.1. Научные комментарии к новелле дает филолог В.Д. Захарова, писатель Д.А. Жуков, д.и.н. А.М. Дубровский.
4.2. В видеофильм включены съемки Парижа, Дрездена, Люксембурга, Берлина, где бывал А.К. Толстой.
4.3. В видеофильм включен отрывок из спектакля «Дон Жуан» в постановке Брянского драматического театра им. А.К. Толстого, а также отрывки из фильма «Царь Иоанн Грозный», «А.С. Пушкин», «И.С. Тургенев», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Война и мир», «Русский ковчег».
4.4. После просмотра можно провести обсуждение следующих вопросов:
– Какие баллады А.К. Толстого вы знаете?
– Какой эпизод в фильме вам понравился больше всего, и почему?
– Как Толстой относился к различным политическим течениям в России?
– Как трактует А.К. Толстой свободу воли в поэме «Дон Жуан»?
– Чем привлекает А.К. Толстого XVI век?
– На какие стихотворения А.К. Толстого были написаны романсы?
– Каким рисуется народ в романе «Князь Серебряный»?
– Как относится А.К. Толстой к реформе 1861 года?
– Как прошла постановка пьесы «Смерть Иоанна Грозного» на сцене Александринского театра?
4.5. Для домашнего задания может быть предложен поиск творческого характера:
– Подберите материал о постановке «Царь Федор Иоанович» и «Царь Борис» в современных театрах.
– Что вы знаете об актерах, исполняющих роль Иоанна Грозного.
– Отношение А.К. Толстого к нигилизму и роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
– Подберите материал о последних годах пребывания А.К. Толстого в Красном Роге.
Литература
1. Стихотворения графа А.К. Толстого. – СПБ. 1867.
2. Полное собрание сочинений гр. А.К. Толстого: В 4-т. Издание А.Ф. Маркса // Под ред. П.В. Быкова и со вступительной статьей С.А. Венгерова. – СПб. 1908.
3. Собрание сочинений А.К. Толстого: В 4-х т. // Вступ. статья Г.И. Ямпольского. – М.: Художественная литература. 1964.
4. Жуков Д.А. Алексей Константинович Толстой.– М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ. 1972.
5. Кондратьев А.А. Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества. – СПб., 1912.
6. Котляревский Н. Старинные портреты. – СПб., 1907.
7. Мещерский В.П. Граф А.К. Толстой. Его жизнь и сочинения. – СПБ.: Гражданин. № 40. 1875.
8. Тургенев И.С. Письмо к редактору по поводу смерти графа А.К. Толстого // Собр. соч: В 9 т. Т. 9. – М., 1980.
9. Покровский В.И. Алексей Константинович Толстой. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Изд-е 2-е. – М., 1908.
10. Покровский К.В. Граф Толстой и современная ему критика. – М., 1908.
11. Соловьев А.Л. А.К. Толстой. Биография и подробный разбор важнейших произведений для учащихся. – СПб., 1911.
12. Фет А.А. Мои воспоминания: В 2-х т. – М., 1890.
13. Ямпольский И.Г. А.К. Толстой – драматург. – Л., 1940.
14. Языков Д.Д. Жизнь русских деятелей. – М ., 1984.
15. Жуков Д.А. Русские биографии. Алексей Константинович Толстой.Т.2–М., 2003.
16. Жуков Д.А. Русские биографии. Краткий очерк жизни и творчества Козьмы Пруткова. Т. 2. – М., 2003.
17. Захарова В.Д. По следам А. К. Толстого. Вымыслы и правда. – Брянск, 2007.