ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Жигало В.Я. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
Разработка и внедрение компьютерных программ в самоорганизации форм двигательной активности студентов и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ). Анализ экспериментального исследования.
Современные перемены, происходящие в различных сферах нашей жизни, неизбежно затрагивают образование и воспитание молодежи.
В последние десятилетия социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь систему образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил.
Темпы развития науки и техники, новейшие технологии, указывают на необходимость высокого уровня профессиональной подготовки студентов и, следовательно, предъявляют повышенные требования к их здоровью.
Мы считаем, что система двигательной активности, которая реализуется в рамках учебных занятий по физическому воспитанию в вузах на основе предлагаемых программ, не в полной мере достигает требуемой эффективности в силу организационного несовершенства, а также с учетом того обстоятельства, что учебные занятия по физическому воспитанию, как правило, заканчиваются к 4 курсу. Витальное же самосовершенствование, предполагает практическую реализацию индивидуальных программ двигательной активности, составляемых самим студентом на основе самоконтроля, в течении всей последующей жизни.
На кафедре разработана компьютерная комплексная программа позволяющая системно представлять на экране компьютера в различной форме учебную и спортивную информацию, инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков учебной или практической деятельности, осуществлять контроль результатов обучения, активизировать познавательную деятельность обучаемых, формировать и развивать определенные виды мышления.
Цель разработанной программы – создание инструмента самоорганизации студентов как в период обучения в вузе, так и в последующей своей жизни, в сфере построения своего индивидуального здорового образа жизни (ЗОЖ).
Задачами разработанной программы являются: формирование у студентов познавательных способностей в области ведения ЗОЖ, раскрытие, сохранение и развитие индивидуальных способностей; формирование устойчивой, положительной мотивации на ведение индивидуального ЗОЖ.
Компьютерная система представляет собой как информационную, так и деятельностную часть и состоит из нескольких блоков представленных в (рис. 1), функции которых разнообразны, но основная – помощь в самоорганизации форм двигательной активности студентов и формированию ЗОЖ.
Рисунок 1 – Деятельностный блок
В ходе эксперимента мы проверили эффективность внедрения разработанной нами компьютерной программы, в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов поступивших из районов подвергшихся воздействию радиоактивного загрязнения.
Эффективность предложенных программ в сформированности установки на ведение здорового (индивидуального) образа жизни оценивалась нами по следующим критериям:
- уровень здоровья;
- сформированность теоретических и методико-практических знаний и умений в области ведения ЗОЖ;
- сформированность творческого отношения к собственному здоровью;
Для проверки уровня физического здоровья мы использовали методику, предложенную Г.Л. Апанасенко,(1) которая представляет собой определение энергопотенциала функциональных возможностей человека и на его основе ранжирование уровней здоровья.
Чем выше уровень здоровья, тем меньше риск соматических заболеваний у человека, а безопасный уровень здоровья ограничивается 14 баллами по системе оценки здоровья Г.Л. Апанасенко.
В результате проводимого эксперимента мы получили следующие данные, представленные в виде (рис. 2.).
Рисунок 2- Уровень физического здоровья (в баллах)
Для оценки уровня подготовленности к ведению здорового образа жизни студентов, мы использовали, с учетом некоторой корректировки, анкету, предложенную Н.А. Бирюковым (2), качественная характеристики уровней сформированности компонентов определялась нами по критериям сформулированными им же.
Итоговое сопоставление уровней подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп по четырем ее компонентам (мотивационный, содержательный, деятельностный и творческий) к ведению здорового образа жизни представлено в таблице 1.
Таблица 1- Сводная таблица уровней подготовленности студентов к ведению ЗОЖ в %
Уровни сформированности. |
Начало эксперимента. |
Окончание эксперимента. |
||||||
Экспериментальная группа. |
Контрольная группа. |
Экспериментальная группа. |
Контрольная группа. |
|||||
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
|
Начальный. |
20,6 |
17,02 |
17,53 |
13,09 |
8,06 |
9,18 |
18,94 |
15,8 |
Низкий. |
19,38 |
23,1 |
24,27 |
24,19 |
12,7 |
17,8 |
24,98 |
28,3 |
Средний. |
35,84 |
39,04 |
38,8 |
40,66 |
38,38 |
40,16 |
35,82 |
36,16 |
Высокий. |
24,18 |
20,84 |
19,4 |
22,06 |
40,86 |
32,86 |
20,26 |
19,74 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, материалы представленные в рисунках и таблицах дают наглядное представление о том, что в экспериментальной группе снизилось число студентов, у которых оздоровительная направленность деятельности вообще не наблюдалась, а наоборот повысилось количество студентов, использующих творческий вид деятельности, у которых планы на оздоровительную деятельность сформировались в значительной (средний уровень) и высокой степени (высокий уровень).
Использование компьютерных технологий обучения, сочетающих идеи программированного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, способствует повышению уровня здоровья и мотивации на ведение здорового образа жизни.
Значимым средством в образовательном процессе студентов является творческая деятельность, формирующая творческую направленность личности студентов, реализующую возможность выбора средств и методов обучения в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Все это подтверждает эффективность разработанной нами компьютерной программ.
Литература
1. Апанасенко Г.Л. О возможностях количественной оценки уровня здоровья человека /Гигиена и санитария/ - 1985. - №6. – С. 55-58.
2. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики //Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. -СПб.: Наука, 1993. -С. 49-59.
3. Бирюков Н.А. Педагогические условия валеологической подготовки студентов средствами физической культуры. Канд.пед.наук. –Барнаул, 1999.