ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ MS POWER POINT В ЧТЕНИИ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
Жданова Л. С. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
Article is devoted use MS POWER POINT in lecturing under the theory of an electromagnetic field.
Статья посвящена использованию MS Power Point в чтении лекций по теории электромагнитного поля.
В XXI веке темпы научно-технического прогресса приводят к тому, что научно-техническая информация быстро устаревает. Происходит обновление прикладных и теоретических знаний от 5% до 20% в год. При чтении лекций необходима быстрая замена плакатов, макетов, актуализация подаваемой информации. Для профессионального образования появилась необходимость в изменении подхода подаче информации. Нужно не только подать «знания», но и связать материал с современными формами представления учебного материала.
Мультимедийные презентации практически мало применяются в современном среднем-профессиональном, дополнительном и высшем образовании. Это связано с целым рядом объективных причин: необходимо дорогостоящее оборудование — мультимедийный проектор, хороший компьютер; а также с неумением обращаться с техникой, и предубеждением против использования мультимедийных презентаций.
При достаточно ответственном подходе к созданию презентации, многих проблем можно избежать и преимущества выгодно использовать. Использование презентаций оправдано далеко не для каждой темы лекции и каждого практического занятия.
Электротехника и электроника принадлежат к той области естественных наук, в которой процесс познания требует неразрывной связи теоретического анализа и экспериментальных исследований. Усилиями многих специалистов персональный компьютер стал незаменимым инструментом в процессе анализа и экспериментального исследования процессов в электротехнике и электронике.
Анализируя теоретический материал по построению лекции презентации можно отметить следующие положительные моменты:
во-первых, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, векторных диаграмм, графических методов расчета;
во-вторых, преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих рисунков, графиков и т. п.;
в-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале лекции можно раздать распечатки плана лекции или практического занятия, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала.
Использование обычной доски для изображения схем, рисунков, графиков и векторных диаграмм займет значительно больше времени и при этом информация не будет столь наглядной.
Обобщая, при применении презентаций мы имеем:
- экономию времени;
- новые графические возможности;
- улучшенную наглядность при изучении законов электротехники, методов расчета электрических цепей и теории электромагнитного поля;
- наглядную демонстрацию протекания некоторых физических процессов;
- возможность моделировать и экспериментально проверять реальные производственные ситуации.
Хотелось бы создать электронный конспект лекций (ЭКЛ) по теории электромагнитного поля, т. к. этот материал в разделе «Электротехника и электроника» является наиболее сложным. Такой конспект представляет собой материалы для сопровождения учебного процесса. ЭКЛ предполагает обеспечение взаимодействия преподавателя со студентами, организацию диалога, а не является простой передачей информации. Этот “инструмент” позволяет удерживать внимание, разнообразить виды учебной деятельности, повышает интерес к изучению данного материала и мотивацию к обучению в целом.
Но подготовка электронного конспекта лекций требует от преподавателя значительных затрат времени и содержит ряд трудностей связанных с необходимостью тщательного продумывания каждого слайда. Для организации диалога, необходимо тщательно отбирать информацию представляемую на слайд не только по содержанию, но и по объёму. Нужно разделить информацию на несколько слайдов и представлять её постепенно, небольшими блоками.
Большое значение имеет правильное представление информации (размещение на слайде, выделение цветом, шрифтом и размером):
необходимо использовать так называемые рубленые шрифты и не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом восприятие текста ухудшается, иногда хорошо смотрится жирный шрифт;
стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно также (не лучше и крупнее), чем на экране компьютера;
важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта, они должны контрастировать, например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот, первый вариант предпочтительнее.
Визуализация информации не только улучшает восприятие, но и повышает мотивацию. Представление информации в цвете, рисунках и прочих визуальных эффектах создает ощущение легкости понимания материала, повышает самооценку студента, создает потребность более глубокого проникновения в изучаемый материал.
Опыт проведения занятий показывает, что электронные лекции воспринимаются студентами значительно лучше, чем лекция с использованием доски и мела.
Опрос студентов МТФ показал, что из 43 чел., прослушавших лекцию в традиционном виде и в виде лекции презентации, 12 чел. отдали предпочтение традиционной форме, 25 чел. предпочли презентацию, остальных устроило и то и другое.
Тщательно продуманная и грамотно организованная лекция презентация, позволяет реализовать целый ряд задач: актуализация содержания, гуманизация технического образования, повышение ориентирующей роли наглядности, разнообразие видов деятельности.