ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Ускеленова А.Т.
В Казахстане "Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы" предусматривается создание условий для развития: инновационных и наукоемких производств в среднем и малом бизнесе за счет приобретения оборудования и технологий по лизингу и широкого распространения франчайзинговых отношений, и кооперации малого бизнеса с крупными предприятиями. С целью активизации реального инновационного процесса правительством РК осуществляется Программа формирования и развития Национальной инновационной системы на 2005-2015 годы [1]. Национальная инновационная система подразделяется на следующие четыре подсистемы:
1) научный потенциал,
2) инновационное предпринимательство,
3) многоуровневая инновационная инфраструктура. Это система состоящая из взаимосвязанных между собой производственных, консалтинговых, образовательных и информационных структур, обслуживающих и обеспечивающих условия для реализации инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура состоит из следующих элементов: национальных и региональных технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов и т.п.
4) финансовая инфраструктура – подсистема, предназначенная для комплексного финансирования научно-производственных и образовательных процессов в сфере инновационно-технологического развития. Она основана на сочетании различных механизмов прямой и косвенной государственной поддержки инновационного предпринимательства и инфраструктуры.
В Программе формирования и развития Национальной инновационной системы упор сделан не просто на приобретение оборудования и трансферт передовых технологий из-за рубежа, а на применение в производстве, прежде всего отечественных разработок. Поэтому в республике предпринимаются меры по повышению качества подготовки технических специалистов в отечественных и зарубежных НИИ и ВУЗах.
Анализ мировой практики свидетельствует, что национальные инновационные системы, как правило, обладают рядом специфических характеристик, присущих национальным институтам, особенностям исторического развития, трансформации и самоорганизации национальных систем под управлением государства. Управление направлено на совершенствование нормативно-правовой базы и приведение ее в соответствие с новыми условиями развития, формирование и совершенствование механизмов финансирования и стимулирования инновационных процессов, адаптацию институциональных структур к меняющимся условиям. Важным направлением развития НИС является формирование так называемой сетевой экономики. Основой такой экономики являются ТНК и малые венчурные фирмы, обслуживающие эти корпорации. При этом государственная поддержка малого инновационного бизнеса оказывает поддержку ТНК.
Вопросы формирования инфраструктуры национальных инновационных систем разработаны в многих исследования. Рассмотрим опыт России, входящей в группу БРИК. В России выделяются три этапа в создании национального научно-инновационного комплекса [2, с.18-20].
Первый этап (1992–1996 гг.) заключался в формировании нормативно-правовой базы науки и механизмов адаптации науки к рыночным условиям. В начальный период рыночных преобразований в связи с обвальным падением финансирования предпринимались экстренные меры по сохранению важнейших составных частей научно-технического комплекса, прежде всего фундаментальной науки. Одновременно необходимо было заложить основы рыночных механизмов распределения бюджетных средств. Основным нормативным документом, был закон о науке и государственной научно-технической политике.
Второй этап (1997–2000 гг.) связан с разработкой концепции и плана реформирования российской науки. Основные работы в этой области проведены в 1997г. и были связаны со стабилизацией экономики и существенным увеличением финансирования науки. В концепции была изложена система взглядов на реформирование научно-технической сферы. Реализация плана была фактически сорвана в связи с кризисом 1998 г., но его основные подходы сохранены в разработанных Основах политики РФ в области развития науки и технологий, утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г.
Третий этап реформирования (с 2000 г. по настоящее время) можно охарактеризовать как переход из фазы выживания в фазу развития. В этот период осуществляются меры по подготовке нормативных документов, определяющих развитие всего научно-инновационного комплекса, включающего как научный, так и инновационный компоненты. Утверждена Стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации до 2015 года, в которой выделена основная системная проблема российского сектора исследований и разработок, заключающаяся в том, что темпы развития и его структура не отвечают потребностям общества, национальной безопасности и растущему спросу со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии. Стратегия развития российского научно-инновационного комплекса определяется рядом факторов, имеющих народнохозяйственное значение, сформулированных прежде всего в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, в которой акцент сделан на сочетании преимуществ России как энергетической державы с переходом к инновационному типу развития. Для решения поставленных задач необходимо:
- построить адекватную рыночным условиям систему управления научно-инновационным комплексом с учетом российской специфики;
- сформировать инфраструктуру инновационной деятельности и механизмы государственной поддержки инноваций;
- разработать методы распределения исключительных прав на исследования и разработки с учетом принятия четвертой части Гражданского кодекса РФ;
- выстроить эффективные подходы к стимулированию инновационной деятельности и трансферу технологий;
- сформировать и реализовать на практике адекватную потребностям рынка модель подготовки менеджеров и специалистов для прикладной научно-технической и инновационной деятельности;
- построить многоуровневую систему обучения и формирования склонностей к инновационной деятельности (дошкольные учреждения → школа → вуз → профпереподготовка).
Аналогичные, но более трудные (в части реализации) задачи стоят и перед Казахстаном. Так, нам следует разработать раздел Гражданского Кодекса, посвященный вопросам исследовательской деятельности (на предмет стимулирования инновационной деятельности). Обобщение мирового и отечественного опыта в формировании инфраструктуры позволяет нам судить о перспективности использования механизмов государственно-частного партнерства. Суть нашего предложения заключается в использовании механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, в составе национальной инновационной системы. Здесь важно сделать правильный выбор, т.к. у каждой формы партнерства есть преимущества и недостатки (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Основные преимущества и недостатки наиболее распространенных форм государственно-частного партнерства
Формы партнерства |
Описание формы партнерства |
Преимущества |
Недостатки |
Контракты на предоставление услуг |
Частной компании поручается только обслуживание объекта госсобственности (техническое содержание, технологический надзор, ремонт) |
Возможность проведения частным сектором профессиональной технической экспертизы |
Нежелательно, когда происходит значительное улучшение обслуживания объекта при слабом общем управлении инфраструктурой |
Контракты на управление и содержание |
Частная компания управляет объектом, неся при этом ответственность перед государством за управление и получая вознаграждение по результатам своей работы |
Выгоды в эффективности управления |
Получение выгоды может вызвать трудности, т.к. государство остается ответственным за инвестиции |
Контракты на эксплуатацию и содержание |
Частная компания берет в лизинг госсобственность, несет за него ответственность, получает прибыль, выплачивает лизинговые платежи |
Коммерческий риск несет частный сектор, который мотивирует эффективность |
Необходима соответствующая административная структура, т.к. государство остается ответственным за инвестиции |
Контракты на проведение НИР и/или ОКР |
Физическое или юридическое лицо выполняет НИР и/или ОКР, получая вознаграждение по результатам своей работы |
Риск несет частный сектор, который стимулирует исследовательскую деятельность |
Требуется надежный регулятивный механизм и государственные инвестиции |
Контракты на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию |
Государство передает объект на срок, определенный концессионным соглашением, при этом компания несет риск не только по его эксплуатации и содержанию, но и по инвестициям. По истечении срока действия соглашения объект возвращается государству |
Компания стремится повысить эффективность своих инвестиций |
Требуется надежный регулятивный механизм и государственные инвестиции |
Контракты на строительство, владение и эксплуатацию |
Объект передается на неопределенный срок. От приватизации отличается тем, что ответственность за оказание услуги сохраняется за государством. Поэтому государство может в любое время отменить действие такого контракта. |
Компания стремится повысить эффективность своих инвестиций |
Требуется надежный регулятивный механизм |
Примечание – Доработана автором на основе [3. c.11, 12] |
В казахстанской правовой системе до настоящего времени не сложилось единого понимания государственно-частное партнерства в инновационной сфере, причем его официальное определение в нормативных актах отсутствует. Нами предлагается следующее определение: государственно-частное партнерство в инновационной сфере – это равноправное партнерство юридических и физических лиц государственного и частного секторов экономики на взаимовыгодных договорных условиях в целях решения ключевых инновационных задач общества.
Выбор формы государственно-частного партнерства зависит от целей, преследуемых по конкретному проекту, распределения ответственности по функциям владения собственностью, эксплуатации, риску, инвестициям. В таблице 2 систематизированы формы государственно-частного партнерства по эти функциям. Казахстанская модель образования развивается согласно "Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы". В соответствии со ст. 12 Закона РК "Об образовании в Республике Казахстан" действует следующая многоуровневая структура образования:
- дошкольное воспитание и обучение,
- начальное образование,
- основное среднее образование,
- среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование),
- послесреднее образование,
- высшее образование
- послевузовское образование [4].
Таблица 2 – Распределение ответственности в различных формах государственно-частного партнерства
Формы государственно-частного партнерства |
Владение собственностью |
Эксплуатация и техническая поддержка |
Капитальные инвестиции |
Коммерческий риск |
Срок действия |
Контракты на предоставление услуг |
Государство |
Государство и частный сектор |
Государство |
Государство |
1-2 года |
Контракты на управление и содержание |
Государство |
Частный сектор |
Государство |
Государство |
3-5 лет |
Контракты на эксплуатацию и содержание |
Государство |
Частный сектор |
Государство |
Государство и частный сектор |
8-15 лет |
Контракты на НИОКР, проектирование строительство, финансирование и эксплуатацию |
Государство и частный сектор |
Частный сектор |
Частный сектор |
Частный сектор |
20-30 лет |
Контракты на строительство, владение и эксплуатацию |
Государство и частный сектор |
Частный сектор |
Частный сектор |
Частный сектор |
Не определен |
Примечание – Доработана автором на основе [3, с. 12] |
Таким образом, необходимо всемерно использовать механизм государственно-частного партнерства в инновационной сфере, в составе национальной инновационной системы. Реформирование процессов госуправления человеческим развитием основано на концепции участия, где право на участие - одно из основных прав человека. Системный подход к совершенствованию эффективного управления человеческий капитал включает в себя не только институциональную реформу и реформу системы государственной службы, но также перестройку процессов выработки и осуществления решений, адекватных потребностям общественного развития.
Литература
1. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы \\ www.akorda.kz
2. Рубвальтер Д.А. Методология государственного управления национальным научно-инновационным комплексом. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени докт.экон. наук. Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. 2009, 38с.
3. Концепция развития государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2009-2015 годы. Астана, 2008
4. Закон РК "Об образовании" от 27 июля 2007г., №319-III ЗРК.