МИНИМИЗАЦИЯ МАССЫ СТЕРЖНЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОРОБЧАТОГО СЕЧЕНИЯ С НАКЛАДКАМИ
Моисеев Г.Д. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
Results of optimisation on weight of box-shaped section with overlays.
Одним из основных конструктивных элементов дорожно-строительных машин (ДСМ) являются коробчатые стержни: толкающие брусья бульдозеров, рукояти экскаваторов и прочие элементы. Критерием оптимизации были выбраны их масса или объем при соблюдении условия прочности. Определение оптимальных размеров коробчатого сечения рассмотрено в [1], [2] и [3]. Однако часто для усиления коробчатого стержня привариваются дополнительные накладки по бокам, а также сверху и снизу.
Рисунок - Схема коробчатого сечения с накладками
Схема сечения коробчатого стержня с дополнительными накладками приведена на рисунке, где В и Н – соответственно ширина и высота сечения; δ1 и δ2 – соответственно толщина вертикальной и горизонтальной стенок сечения; γ = В/H и α = δ1/δ2 – параметры, определяющие форму поперечного сечения; b1 и b2 – соответственно длины горизонтальных и вертикальных накладок; δ3 и δ4 – соответственно толщины горизонтальных и вертикальных накладок; β1= b1/B, β2= b2/H, α1 = δ3/δ2, α2 = δ4/δ2 – параметры, определяющие длины и толщины накладок.
В сечении действуют изгибающие моменты в вертикальной Мy и горизонтальной Мz плоскости, продольная сила N, крутящий момент Т, поперечные силы Qy и Qz. Как показывает практика, влиянием поперечных сил при расчете можно пренебречь.
Для вывода зависимостей, непосредственно устанавливающих взаимосвязь параметров стержня коробчатой формы с накладками минимальной массы с параметрами его нагружения, воспользуемся приближенными формулами для определения геометрических характеристик коробчатого сечения с накладками.
Площадь поперечного сечения без накладок А1 (см. рисунок) определяется по формуле:
А1 = ВН – bh = ВН – (В - 2δ1) (Н - 2δ2),
подставляя значения В = γН и δ1 = αδ2, получим
А1 = 2αδ2 Н + 2δ2γ Н - 4αδ22.
При δ1 « В и δ2 « Н величиной 4αδ22 можно пренебречь. Тогда
А1 = 2δ2 Н (γ + α)
Добавляя площади накладок, получим общую площадь сечения
А = 2δ2 Н (γ + α + β1 γ α1 + β2 α2) (1)
Аналогично пренебрегая относительно малыми величинами получим приближенные формулы (2) для определения осевых моментов сопротивления сечения Wz и Wy
(2)
Момент сопротивления замкнутого тонкостенного сечения Wk при свободном кручении определим по формуле
Wk = 2 Akδmin,
где Аk – площадь, ограниченная средней линией замкнутого контура;
δmin – минимальная толщина стенок.
Принимая Аk ≈ ВН = γН2, получим:
Wk = 2γН2ζδ2, где ζ = 1 при α ≥ 1 и ζ = α при α ‹ 1. (3)
Найдем зависимости высоты Н поперечного сечения и параметра формы сечения γ = В/Н от действующих в сечении силовых факторов N, My, Mz, T, определяющие минимум интеграла (функционала) объема стержня (2) [3] при соблюдении условия равнопрочности стержня (3) [3] и постоянных по его длине толщинах стенок δ1 и δ2.
Функции yi размеров поперечного сечения стержня определим как y1 = γ и y2 = H.
Используя приближенные зависимости для геометрических характеристик сечения (1) – (3), найдем частные производные ∂/∂H, ∂/∂γ и ∂A/∂H в равенстве (5) [3]. Подставляя значения производных в выражение (6) [3] и произведя преобразования, получим уравнение экстремали, которое совместно с уравнением равнопрочности образует систему уравнений относительно двух независимых параметров γ и Н:
, (4)
где σadm – допускаемые нормальные напряжения металла;
коэффициенты a=1+ β1 α1; b= α+ β2 α2; c=1+ β13 α1; d= α+ β23 α2.
Система уравнений (4) устанавливает зависимости между геометрическими параметрами сечения и силовыми параметрами, минимизирующие его площадь, а, следовательно, объем и массу стержня.
Полученные зависимости позволяют определить размеры стержней минимальной массы коробчатого поперечного сечения с накладками при соблюдении условия прочности. Предложенный подход применялся при расчете толкающих брусьев бульдозеров, рам автогрейдеров, стрел и рукоятей экскаваторов и других ДСМ. Определяются аналогичные зависимости для стержней с коробчатым поперечным сечением с внутренними вертикальными диафрагмами.
Литература
1. Анализ качества стержневых систем дорожно-строительных машин. Методы менеджмента качества. / Моисеев Г.Д., Савельев А.Г. – М., 2002. – Вып.11. – С. 40-42.
2. Моисеев Г.Д. Оптимизация сечения элементов стержневых систем дорожно-строительных машин. Конструирование, использование и надёжность машин сельскохозяйственного назначения. Сб. науч. раб./ БГСХА. – Брянск, 2007. – С. 58-66
3. Проблемы строительного и дорожного комплекса: сб. науч. тр. / Моисеев Г.Д., Савельев А.Г. Минимизация массы стержневых элементов коробчатого сечения.– Брянск: БГИТА, 2008. Вып. 5. – С. 35-39.
4. Гольдштейн Ю.Б., Соломещ М.А. Вариационные задачи статики оптимальных стержневых систем. – Л.:, ЛГУ, 1980. – 208 с.