ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ
Метильков С.А., Бачалов И.С. (КубГТУ, г. Краснодар, РФ)
The technique of definition of admitted pressure in the hinge of a circuit which takes into account not only a way of greasing of a circuit and speed, but also the admitted deterioration, a required resource, qualities of manufacturing, speed of sliding in the hinge, influence of a dust content of air, dynamism of loading and a way of a tension of a branch on intensity of wear process of a circuit was developed.
Поскольку приводная роликовая цепь является менее надежным элементом в системе цепь – звездочки – натяжное устройство, то работоспособное состояние передачи обусловливает цепь.
Повышенная интенсивность изнашивания цепи приводит к тому, что усталостные явления в ней развиваются медленнее, чем процессы изнашивания. Поэтому основным критерием работоспособности открытых передач является износостойкость шарниров [1].
Проверочный расчет на работоспособность цепной передачи проводят по критерию износостойкости
, (1)
где – среднее давление в шарнире цепи;
– скорость цепи, z1 – число зубьев ведущей звездочки,
n1 – частота вращения ведущей звездочки, t – шаг цепи;
- опорная поверхность в шарнире цепи, dВЛ, LВТ - диаметр валика и длина втулки цепи, соответственно [2];
Допускаемое давление в шарнире цепи в зависимости (1) зависит от типа kц и рядности km цепи, коэффициента смазки kc и расчетного базового давления рб в шарнире цепи [1]
, (2)
Для цепей типа ПР [2] kц = 1,2, однорядной цепи km = 1. Коэффициент kc зависит от способа смазки kcп [1] и скорости цепи
(3)
Для обеспечения срока службы цепи в пределах 10-15 тысяч часов базовое давление определяют по зависимости
Следовательно, для однорядной цепи типа ПР допускаемое зависит только от способа смазки и скорости цепи. При выполнении условия (1) гарантируется ресурс цепной передачи 10- 15 тысяч часов.
Опыт эксплуатации цепных передач показывает, что при выполнении (1) их фактический ресурс значительно ниже гарантируемого. Так для открытых передач сельскохозяйственных, дорожных, подъемно-транспортных строительных и др. машин, работающих в условиях запыленного воздуха, такое несоответствие гарантированного и фактического ресурса достигает порядка и более [3]. Такое несоответствие расчетных и фактических ресурсов привело к пересмотру рекомендаций по определению допускаемого давления.
Разработанная на кафедре технической механики методика определения допускаемого давления в шарнирах цепи учитывает не только способ смазывания цепи КСМ и ее скорость (2), но и допускаемый износ цепи [Dt], требуемый ресурс передачи ТP, характеристику качества изготовления цепи – нормированную удельную интенсивность изнашивания IP0, скорость скольжения валика относительно втулки шарнира vCK, влияние запыленного воздуха КИЗ, динамичности нагрузки КВД и способа натяжения КВН на интенсивность изнашивания цепи
(4)
Допускаемый износ цепи находят из соотношения
,
где DtП, DtН, Dth - предельное увеличение среднего шага (3 %), отклонения среднего шага цепи от номинального значения [2] после сборки цепи (0,075 %) и МО дополнительного увеличения среднего шага цепи за период приработки (0,15 %).
Нормированную удельную интенсивность изнашивания цепи определяют по зависимости [3]
,
где WK0, DL, N0, TУ, Th, F0, t, n0, u0 – количество звеньев в цепном контуре, предельное увеличение длины измеряемого отрезка цепи от его первоначального значения без учета износа в период приработки, количество звеньев цепи в измеряемом отрезке, период установленной безотказной наработки, период приработки, передаваемое окружное усилие и частота вращения ведущей звездочки базовой передачи при испытании цепи на надежность, соответственно [2]; u0 – передаточное отношение базовой передачи, u0 = z01 х z02; z01 х z02 – к-во зубьев ведущей и ведомой звездочек базовой передачи [2].
Скорость скольжения в шарнире валика цепи относительно втулки составляет
.
Одной из основных характеристик условий эксплуатации является среда, в которой работает цепная передача. Открытая цепная передача работает в среде запыленного воздуха. Пыль, поднимаясь с поверхности почвы, имеет тот же механический состав, что и почва. Почва по механическому составу делится на типы в зависимости от соотношения фракций физической глины и физического песка [4]. Математическая обработка результатов испытаний цепи открытых передач на изнашивание в воздушно-абразивной среде [3] позволила установить следующую математическую модель изнашивающей способности запыленного воздуха
,
где eП, dП, q - содержания песка и размеры его частиц [4], концентрация пыли в воздухе, соответственно.
С увеличением колебания нагрузки относительно номинального значения увеличивается износ цепи. Влияние динамичности нагрузки на интенсивность изнашивания цепи оценивается коэффициентом
,
где - коэффициент динамичности нагрузки.
В процессе эксплуатации цепных передач увеличивается длина цепного контура вследствие износа в шарнирах. Такое увеличение приводит к изменениям соотношений усилий в ведущих и ведомых ветвях передачи, форм расположения звеньев цепи на зубьях звездочек и повышенным вибрациям ветвей. Поэтому при проектировании цепных передач должно быть предусмотрено устройство для регулировки натяжения цепного контура в соответствии с требованием стандарта [2]. Способ регулирования натяжения цепного контура оказывает существенное влияние на интенсивность изнашивания цепи [1]. Коэффициент влияния способа натяжения цепного контура составляет:
КВН = 1,00 при автоматическом натяжении,
КВН = 1,25 при периодическом натяжении.
Коэффициент влияние смазывания цепи на ее интенсивность изнашивания примем равным коэффициенту из соотношения (3), КСМ =kс.
Способ смазывания в значительной степени влияет на интенсивность изнашивания цепи. В процессе соударения шарнира цепи и зуба звездочки масло из зон контакта в шарнире вытесняется. Часть масла переходит в свободную полость между валиком и втулкой, втулкой и роликом. Остальная часть масла вытесняется в торцовый зазор вне шарнира. Если в закрытой передаче в процессе прохождения шарнира по цепному контуру масляный слой в шарнире возобновляется вследствие непрерывности смазывания цепи, то в открытых передачах потеря масла, вытесняемого в торцовый зазор шарнира, является безвозвратной. По истечении определенного периода масляная пленка в шарнире цепи открытой передачи теряет свои смазочные свойства в результате испарения летучих компонентов, образования окислов и т. п. При этом граничное трение скольжения переходит в трение скольжения без смазочного материала, повышаются коэффициент трения и потеря энергии, которая превращается в основном в тепло. Переход к трению без смазочного материала увеличивают скорость накопления усталостных повреждений деталей цепи и их соединений, что способствует их разрушению до исчерпания расчетного ресурса открытой передачи по критерию износостойкости.
Подставляя полученную зависимость (4) в условие (1), получаем оценку работоспособного состояния цепной передачи. Если эта оценка достаточна для закрытой передачи, то для открытой передачи, в целях возобновления рациональных условий эксплуатации по окончанию действия смазки в шарнирах, необходимо через определенный период провести смазывание приводной цепи.
Следовательно, для открытых передач второй оценкой работоспособного состояния является неравенство между периодами смазывания цепи tТО и действия смазки tДС
tТО < tДС. (5)
Период действия смазки tДС в шарнирах цепи зависит, в основном, от нагрузочных и скоростных режимов работы открытой передачи, а также от концентрации пыли в окружающей передачу среде. Расчетный период действия смазки в шарнирах цепи можно представить [3] следующей математической моделью:
.
Если условие (5) не выполняется, то уменьшением периода между смазыванием цепи добиваются удовлетворения этого условия.
Литература
1. Готовцев А.А., Котенок И.П. Проектирование цепных передач. Справочник. – М.: Машиностроение, 1982. – 336 с.
2. ГОСТ 13568-97 (ИСО 606-94) Цепи приводные роликовые и втулочные. Общие технические условия. Минск: ИПК Издательство стандартов, 2000. -23 с.
3. Метильков С.А. Надежность цепных передач. Краснодар: Советская Кубань, 2002. – 103 с.
4. Кузнецов И.А. Обработка почвы. - Краснодар: Краснодар. кн. изд -во, 1968. - 206 с.