Анализ методик определения ГЛУБИНЫ КОЛЕИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕЛЁВОЧНЫХ ТРАКТОРОВ С ДЕФОРМИРУЕМОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЕСОСЕК
Дроздовский Г.П., Волосунов М.В. (УГТУ, г. Ухта, РФ)
Technique of definition of depth of a track wood tractors with the account of their parametres, type of a locomotor and a surface condition. Depth of formation of a track defines power consumption of turning movement of tractors.
При исследовании энергоёмкости поворота трелёвочных тракторов в процессе их взаимодействия с деформируемыми поверхностями лесосек решающим фактором является способ поворота, глубина внедрения элементов движителей тракторов в деформируемую поверхность и её параметры.
Теории колееобразования (методики определения глубины колеи) различают как вид поверхностного фона взаимодействия (грунт, почва), так и тип движителя (колёса или движитель с гусеничным обводом).
Сложный конгломерат параметров элементов взаимодействия в системе “местность – машина” определяет варианты методик вычисления глубины колеи, с превалированием тех или иных варьируемых параметров системы. Неголономность процессов деформации поверхности при колееобразовании зависит как от её прочностных свойств, определяемых параметром консистенции “ВК”, влажности “W%”, состава, толщины деформируемого слоя “НГ”, вариаций несущей способности “qS”, так и от параметров деформатора и уровня вертикальной нагрузки “q”.
Известна методика определения глубины колеи “hГ” при взаимодействии гусеничных или колёсных ходовых систем тракторов с почвой [1] в виде зависимости:
(1)
где - первоначальная пористость почвы;
b – ширина гусеницы/колеса, м;
– коэффициент внутреннего трения в почве;
– глубина распространения напряжений в почве .
Средние значения составляют 0,45; 0,55 и 0,85 для песчаных, глинистых и торфяных почв соответственно.
Системой ограничений для выражения (1) будет:
где – просвет высоты под днищем для обеспечения проходимости машины, м;
– дорожный просвет трактора (клиренс), ≈ 0,55 м.
В данной методике нет учёта толщины деформируемого слоя поверхности “НГр”, определяющей вариацию несущей способности “qS” поверхности и её свойства деформации.
Результаты исследований, проведённых в МГУЛ [2], показывают, что процесс образования колеи колесом или гусеницей многокаткового трактора хорошо описывает уравнение:
, (2)
где q – максимальное давление движителя на грунт, МПа;
n – число проходов движителя по следу;
qs – предел несущей способности грунта, МПа;
x – отношение длины деформатора к его ширине ;
- коэффициент сжимаемости грунта, ;
- глубина деформируемого слоя, м;
- коэффициент, зависящий от модуля продольного расширения грунта;
Е – модуль деформации грунта, МПа.
Принятая однородность грунта и учёт только линейного характера деформации является недостатком методики.
Методика определения взаимозависимости удельного давления “q” колеса, глубины колеи “” при варьировании несущей способности грунта “qs” в функции его влажности “W%” т.е. , при учёте толщины деформируемого слоя “” и показателя распределения напряжений в грунте приведена в [3]:
. (3)
Данная методика не учитывает вариацию несущей способности “qs” грунта от толщины деформируемого слоя””, что собственно и определяет неголономность процесса деформации.
Разработанная в УГТУ методика определения глубины колеи “hГ” от гусеничного движителя [4] учитывает недостатки перечисленных методик, вводя “К” – поправочный коэффициент на неголономный процесс деформации грунта по толщине деформируемого слоя “” и зависимость на базе полученных корреляционных уравнений, в том числе в виде:
(4)
где - поправочный коэффициент на неголономность процесса деформации по глубине деформируемого слоя ;
; ; ;
; ; ;
Параметры - ; α, β, Е из теории механики грунта.
Пример расчёта глубины колеи по формуле (4) для базовых тракторов
ТДТ-55, (b=0,42 м.; q=0,063 МПа; l=2,31 м.);
ТТ-4 (b=0,55 м.; q=0,052 МПа; l=2,74 м.);
ТЛТ-100 (b=0,64 м.; q=0,044 МПа; l=3,12 м.);
μ=0,3.
В ходе расчёта параметра “” пользуемся корреляционными уравнениями [5] для параметров тракторов ТДТ-55, ТТ-4, ТЛТ-100 при угле внутреннего трения в грунте φо=8° соответственно:
, МПа;
, МПа;
, МПа.
при угле внутреннего трения в грунте φо=15° соответственно:
, МПа;
, МПа;
, МПа
Параметр Е определяем по корреляционному уравнению:
Изменение параметров для текучепластичного φо=8° и мягкопластичного φо=15° состояния поверхности приведены на рисунках 1, 2:
а) |
б) |
в) |
1 – ТДТ–55; 2 – ТТ–4; 3 – ТЛТ–100
Рисунок 1 – Изменение qs, Е, hГ, = , при φо=8° |
а) |
б) |
в) |
1 – ТДТ–55; 2 – ТТ–4; 3 – ТЛТ–100
Рисунок 2 – Изменение qs, Е, hГ, = , при φо=15° |
Вывод: Разработанная методика [4], [5] определения глубины колеи с учётом нелинейного характера распространения деформации по толщине деформируемого слоя “” с учётом вариаций несущей способности позволяет уточнить существующие методические алгоритмы определения искомого параметра “hГ”.
Библиографический список
1. Цыпук, А.М. Определение глубины колеи лесных машин / А.М. Цыпук, А.В. Родионов. – Лесная промышленность. – 2004. – № 2. – С. 21–22.
2. Анисимов, Г.М. Лесные машины / Г.М. Анисимов. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 512 с.
3. Смирнов, А.Г. Теория движения колесных машин / А.Г. Смирнов. – М.: Машиностроение, 1990. – 351 с.
4. Дроздовский, Г.П. Экологическая оценка процессов взаимодействия в системе “местность – машина” / Г.П. Дроздовский, Н.Р. Шоль // Актуальные проблемы лесного комплекса: сб. научн. трудов по итогам МНТК № 11. – Брянск: БГИТА, 2005. – С. 69–71.
5. Дроздовский, Г.П. Энергоёмкость поворота опорных колёс лесного трелёвочного трактора / Г.П. Дроздовский, М.В. Волосунов //Актуальные проблемы лесного комплекса. Выпуск 18. – Брянск: БГИТА, 2008. – 170 с.