Анализ методик определения ГЛУБИНЫ КОЛЕИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕЛЁВОЧНЫХ ТРАКТОРОВ С ДЕФОРМИРУЕМОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЕСОСЕК
Дроздовский Г.П., Волосунов М.В. (УГТУ, г. Ухта, РФ)
Technique of definition of depth of a track wood tractors with the account of their parametres, type of a locomotor and a surface condition. Depth of formation of a track defines power consumption of turning movement of tractors.
При исследовании энергоёмкости поворота трелёвочных тракторов в процессе их взаимодействия с деформируемыми поверхностями лесосек решающим фактором является способ поворота, глубина внедрения элементов движителей тракторов в деформируемую поверхность и её параметры.
Теории колееобразования (методики определения глубины колеи) различают как вид поверхностного фона взаимодействия (грунт, почва), так и тип движителя (колёса или движитель с гусеничным обводом).
Сложный конгломерат параметров элементов взаимодействия в системе “местность – машина” определяет варианты методик вычисления глубины колеи, с превалированием тех или иных варьируемых параметров системы. Неголономность процессов деформации поверхности при колееобразовании зависит как от её прочностных свойств, определяемых параметром консистенции “ВК”, влажности “W%”, состава, толщины деформируемого слоя “НГ”, вариаций несущей способности “qS”, так и от параметров деформатора и уровня вертикальной нагрузки “q”.
Известна методика определения глубины колеи “hГ” при взаимодействии гусеничных или колёсных ходовых систем тракторов с почвой [1] в виде зависимости:
(1)
где - первоначальная
пористость почвы;
b – ширина гусеницы/колеса, м;
– коэффициент внутреннего трения в
почве;
– глубина распространения напряжений в
почве .
Средние
значения составляют
0,45; 0,55 и 0,85 для песчаных, глинистых и торфяных почв соответственно.
Системой ограничений для выражения (1) будет:
где – просвет высоты под днищем для
обеспечения проходимости машины, м;
– дорожный просвет трактора (клиренс),
≈ 0,55 м.
В данной методике нет учёта толщины деформируемого слоя поверхности “НГр”, определяющей вариацию несущей способности “qS” поверхности и её свойства деформации.
Результаты исследований, проведённых в МГУЛ [2], показывают, что процесс образования колеи колесом или гусеницей многокаткового трактора хорошо описывает уравнение:
,
(2)
где q – максимальное давление движителя на грунт, МПа;
n – число проходов движителя по следу;
qs – предел несущей способности грунта, МПа;
x – отношение
длины деформатора к его ширине ;
-
коэффициент сжимаемости грунта,
;
- глубина
деформируемого слоя, м;
- коэффициент,
зависящий от модуля продольного расширения грунта
;
Е – модуль деформации грунта, МПа.
Принятая однородность грунта и учёт только линейного характера деформации является недостатком методики.
Методика определения взаимозависимости
удельного давления “q” колеса,
глубины колеи “” при варьировании несущей
способности грунта “qs” в функции его влажности “W%” т.е.
, при учёте толщины
деформируемого слоя “
” и показателя распределения
напряжений в грунте
приведена в [3]:
.
(3)
Данная методика не учитывает вариацию несущей
способности “qs” грунта от толщины деформируемого слоя””, что
собственно и определяет неголономность процесса деформации.
Разработанная в УГТУ методика определения глубины
колеи “hГ” от
гусеничного движителя [4] учитывает недостатки перечисленных методик, вводя “К”
– поправочный коэффициент на неголономный процесс деформации грунта по толщине
деформируемого слоя “” и зависимость
на базе
полученных корреляционных уравнений, в том числе
в виде:
(4)
где - поправочный
коэффициент на неголономность процесса деформации по глубине деформируемого
слоя
;
;
;
;
;
;
;
Параметры
- ;
α, β, Е из теории механики грунта.
Пример расчёта глубины колеи по формуле (4) для базовых тракторов
ТДТ-55, (b=0,42 м.; q=0,063 МПа; l=2,31 м.);
ТТ-4 (b=0,55 м.; q=0,052 МПа; l=2,74 м.);
ТЛТ-100 (b=0,64 м.; q=0,044 МПа; l=3,12 м.);
μ=0,3.
В ходе расчёта параметра “” пользуемся
корреляционными уравнениями [5] для параметров тракторов ТДТ-55, ТТ-4, ТЛТ-100
при угле внутреннего трения в грунте φо=8° соответственно:
, МПа;
, МПа;
, МПа.
при угле внутреннего трения в грунте φо=15° соответственно:
, МПа;
, МПа;
, МПа
Параметр Е определяем по корреляционному уравнению:
Изменение параметров для текучепластичного φо=8° и мягкопластичного φо=15° состояния поверхности приведены на рисунках 1, 2:
а) |
б) |
в) |
1 – ТДТ–55; 2 – ТТ–4; 3 – ТЛТ–100
Рисунок 1 – Изменение qs, Е, hГ, = |
а) |
б) |
в) |
1 – ТДТ–55; 2 – ТТ–4; 3 – ТЛТ–100
Рисунок 2 – Изменение qs, Е, hГ, = |
Вывод: Разработанная методика [4], [5] определения
глубины колеи с учётом нелинейного характера распространения деформации по
толщине деформируемого слоя “” с учётом вариаций несущей
способности
позволяет уточнить
существующие методические алгоритмы определения искомого параметра “hГ”.
Библиографический список
1. Цыпук, А.М. Определение глубины колеи лесных машин / А.М. Цыпук, А.В. Родионов. – Лесная промышленность. – 2004. – № 2. – С. 21–22.
2. Анисимов, Г.М. Лесные машины / Г.М. Анисимов. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 512 с.
3. Смирнов, А.Г. Теория движения колесных машин / А.Г. Смирнов. – М.: Машиностроение, 1990. – 351 с.
4. Дроздовский, Г.П. Экологическая оценка процессов взаимодействия в системе “местность – машина” / Г.П. Дроздовский, Н.Р. Шоль // Актуальные проблемы лесного комплекса: сб. научн. трудов по итогам МНТК № 11. – Брянск: БГИТА, 2005. – С. 69–71.
5. Дроздовский, Г.П. Энергоёмкость поворота опорных колёс лесного трелёвочного трактора / Г.П. Дроздовский, М.В. Волосунов //Актуальные проблемы лесного комплекса. Выпуск 18. – Брянск: БГИТА, 2008. – 170 с.