ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕТА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Боголюбова А.А., Ковязин В.Ф. (СПГГИ (ТУ), г.Санкт-Петербург, РФ)
Вода - основа нашей жизни. Вода затрагивает все стороны деятельности современного человека: в бытовом плане, производственном, социальном и промышленном. Современное водное законодательство нечетко регулирует водные отношения, а порой и совсем не затрагивает многие их аспекты, отсутствуют конкретные формулировки, не определен порядок ряда действий, затрагивающих пользование водными объектами. Попытаемся разобраться в довольно актуальном на сегодняшний день вопросе, как учет водных объектов.
При употреблении термина «учет водных объектов» необходимо помнить, что на территории Российской Федерации (РФ) ведется государственный учет водного фонда, осуществляемый в рамках ведения государственного водного реестра (ГВР) (ст. 31 Водного кодекса РФ). Кроме того, должен вестись и государственный кадастровый учет, осуществляемый в рамках закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и подзаконными актами в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (ГКН). В связи с тем, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся в собственности у вышеперечисленных субъектов водных отношений соответственно. Следовательно, если обособленный водный объект (пруд, обводненный карьер) считать объектом недвижимости, т.к. это объект, который связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, а также участки недр, к которым относятся подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты), входящие в состав водного фонда РФ, подлежат учету, осуществляемому в рамках ведения государственного кадастра недвижимости.
ГВР заполняется при учете водных объектов в составе земель водного фонда органами государственной власти в пределах их полномочий и внесению в данный реестр сведений, подтверждающих существование таких водных объектов с индивидуализирующими их характеристиками (от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей).
Порядок проведения государственного учета водного объекта в составе земель водного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. И если при государственном учете ведение водного реестра основывается на описании водного объекта как объекта природы, то при кадастровом учете - как объекта недвижимости.
Технологически процедура внесения в ГКН сведений о водных объектах, расположенных на земельных участках, идентична процедуре учета любого иного земельного участка. До обращения в орган кадастрового учета следует определить границы водного объекта в соответствии с земельным законодательством, используя результаты межевания или иной землеустроительной документации.
В настоящее время значительные площади земель водного фонда, находящиеся в государственной собственности и предоставленные когда-то сельскохозяйственным предприятиям за границами поселений на праве постоянного (бессрочного) пользования, входят в состав категории земель сельскохозяйственного назначения и поставлены в этом статусе на кадастровый учет. То есть, по сути, водным объектам присвоена категория «земли сельскохозяйственного назначения». Выясним: почему же это произошло?
Дело в том, что водные объекты, находящиеся на землях, предоставленных некогда лесохозяйственным и сельскохозяйственным предприятиям (к ним были отнесены крупные водоёмы, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения, ледники, болота) в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признавались колхозными. Таким образом, водные объекты передавались в управление лесохозяйственным и сельскохозяйственным предприятиям в бессрочное пользование после изъятия их из земель водного фонда. На основании соответствующих решений по изъятию и предоставлению земель лесохозяйственным и сельскохозяйственным предприятиям проводилось землеустройство, определялись и закреплялись общий состав угодий и границы землепользования с включенными водными объектами. После этого выдавались по установленной форме государственные акты о бессрочном пользовании всей площади земель, на основании которых вносились записи в ГКН.
В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ учет, проводившийся в установленном порядке на территории РФ до 1 марта 2008 г., является юридически действительным. Сведения о распределении земель по категориям, включенные в земельно-учетные документы и в документы кадастра недвижимости на ранее учтенные земельные участки, сформированы по фактическому правовому состоянию земель, т.е. согласно действующим на определенную дату документам, устанавливающим или удостоверяющим право на землю. Ранее действовавший порядок учета земель и ведения кадастра недвижимости был основан на признании первичным правоустанавливающего документа - категория земель определялась в соответствии с основным целевым назначением земель, указанным в документе.
То есть, водные объекты, изъятые из земель государственного водного фонда и предоставленные в бессрочное пользование лесохозяйственным и сельскохозяйственным предприятиям, были зарегистрированы в земельно-учетных документах как земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением. На сегодняшний день эти водные объекты поставлены на учет в соответствии с категориями «земли лесного фонда» и «земли сельскохозяйственного назначения».
Изменение категории земель в отношении таких водных объектов в данных ГКН возможно при наличии документов, подтверждающих юридический факт, повлекший изменение характеристик земель.
Данные земли могут перейти в категорию земель водного фонда, если имеющиеся в настоящее время права на них будут прекращены в установленном порядке согласно Федеральному закону № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую».
Также следует обратить внимание на недостатки водного законодательства, которое предписывает вести ГВР.
Остаются неразработанными и не применяются механизмы государственного управления водными ресурсами, предусмотренные Водным кодексом РФ.