Основные направления снижения себестоимости производства молока
Заводчиков Н.Д. (ОГАУ, г.Оренбург, РФ)
Бондаренко И.С. (ОГИМ, г.Оренбург, РФ)
The basic directions of decrease in the cost price of manufacture of milk.
Снижение себестоимости продукции - один из основных источников накоплений, обеспечения расширенного производства на основе ускорения научно-технического прогресса во всех отраслях сельскохозяйственного производства. Чем дешевле производство сельскохозяйственной продукции, тем большими возможностями будет располагать общество для снижения розничных цен на продовольственные товары, тем полнее будут удовлетворяться потребности людей, тем конкурентоспособнее будет продукция.
Для большинства сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области молочное скотоводство является отраслью, определяющей их экономическое и финансовое положение, поскольку производством молока в области занимаются практически все сельскохозяйственные предприятия, за исключением узкоспециализированных. За годы реформирования сельского хозяйства молочному скотоводству области был нанесен огромный ущерб. Сократилось поголовье коров, снизилась их продуктивность, ухудшилась материально-техническая база отрасли, что привело к сокращению валового производства молока. Причин создавшегося положения много, но основная из них - высокие издержки производства молока в связи с неиспользованием имеющихся резервов по их снижению. Учитывая, что развитие отрасли в регионе в последнее время имело регрессивный характер и многие факторы снижения себестоимости производства оставались без должного внимания, следует признать актуальность разработки системы мероприятий, направленных на уменьшение себестоимости производства молока. Снижение себестоимости молока с одновременным увеличением объемов его производства позволит сельскохозяйственным предприятиям в сложившихся экономических условиях не только сохранить накопленный производственный потенциал, но и приумножить его.
Выявление и реализация резервов снижения себестоимости производства молока в современных условиях становятся объективной необходимостью, поскольку от этого зависит уровень обеспечения населения молочными продуктами. Разработка наиболее важных направлений снижения издержек в молочном скотоводстве приобретает большое практическое и теоретическое значение.
Для установления направлений снижения себестоимости в молочном скотоводстве и выбора основных факторов, влияющих на главную цель животноводства нами был проведен предварительный анализ факторов.
К внешним факторам относятся:
• экономическая среда, в которой функционирует предприятие (финансовая и инвестиционная политика государства, налоговая система, таможенная политика, мировой рынок, рыночный спрос и цены на продукцию, правовая форма хозяйствования, наличие перерабатывающих предприятий, наличие конкурентов);
• научно-техническая среда (появление новых научно-технических открытий и новых технологий);
• политическая обстановка (международное положение страны, аграрная политика страны);
• юридическая среда (изменения в законодательстве страны, решения областных, районных и местных органов власти);
• природно-климатические условия (климат, почвы, природные ресурсы);
• географические особенности (удаленность от городов, наличие и развитость транспортной сети).
Внешние факторы обладают подвижностью и неопределенностью. Подвижность внешних факторов - это скорость, с которой происходит изменение их влияния на предприятие и отдельные его отрасли. Скорость изменения влияния внешних факторов в последние годы увеличивается, что требует постоянного внимания и незамедлительной реакции на них со стороны предприятий [1].
Многие сельскохозяйственные предприятия не располагают оперативной информацией о новых научных открытиях, новых технологиях, передовом опыте конкурентов и потому не могут адекватно реагировать на влияние внешних факторов изменениями в своем производстве. При недостатке или недостоверности информации влияние этих факторов становится неопределенным и затрудняет своевременное принятие эффективных решений. Влияние таких факторов, как мировой рынок, таможенная политика, рыночный спрос и цены на продукцию, особенно пагубно сказалось на развитии молочного скотоводства, когда государство не осуществляло должного регулирования рыночных процессов в аграрной сфере и в страну пошли большие поступления молочной продукции из-за рубежа. Каждое аграрное предприятие, занимающееся молочным скотоводством, должно удовлетворять потребности покупателей на рынке не хуже конкурентов. В противном случае оно вынуждено будет снижать цены на продукцию и сворачивать свое производство. Именно конкуренты на рынке молока определяют цены и качество молочной продукции. Такой фактор, как рыночный спрос и цены на продукцию, заставляет предприятия бороться за выживание. Выживание отрасли молочного скотоводства в условиях рынка во многом зависит от способности предприятия находить покупателей результатов своей деятельности и удовлетворять их запросы. Именно покупатели, решая, какая молочная продукция для них предпочтительна и по какой цене, определяют результаты работы отрасли.
К внутренним факторам, оказывающим влияние на экономическую эффективность молочного скотоводства, следует отнести:
• финансовое обеспечение (капитал, доходы, кредит, финансовая отчетность);
• технику (постройки, система машин, оборудование ферм, транспортные средства, уровень механизации производственных процессов, дороги);
• технологию (воспроизводство стада, племенная работа, система кормопроизводства и кормообеспечения, способы содержания скота, система ветеринарных мероприятий);
• трудовой потенциал (управление кадрами, численность трудоспособного населения, возрастной состав, образование и квалификация, организация труда, оплата труда, социальное обеспечение);
• организацию (планирование производства, размеры и размещение ферм, состав и структура стада, материально-техническое снабжение, маркетинг).
На сельскохозяйственных предприятиях рост эффективности производства во многом обеспечивается наличием системы машин и оборудования по производству продукции молочного скотоводства. Система машин повышает производительность труда и снижает затраты на единицу продукции. Технология производства молока - это сочетание животных, машин, оборудования, инструментов, кормов, профессиональных знаний и навыков специалистов и рабочих в процессе производства продукции молочного скотоводства. Технология является способом, позволяющим преобразовать сырье в желаемый продукт. Продуктивный скот, машины, оборудование и корма могут рассматриваться как компоненты технологии. Технологию производства молока, также как и технику, следует отнести к внутренним факторам экономической эффективности молочного скотоводства [1].
Таким образом, себестоимость продукции, характеризуя интенсивность ведения хозяйства и использования ресурсного потенциала, является одним из конечных показателей. Механизм минимизации себестоимости должен учитывать технологические, технические, экономические, социальные и биологические особенности молочного скотоводства.
В заключение можно отметить, что предложенная классификация факторов полностью охватывает основные направления снижения себестоимости и повышения эффективности производства молока. На сегодняшний момент Министерством сельского хозяйства РФ разработана "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", основными направлениями которой являются повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Материал статьи может быть использован для дальнейших исследований в области снижения себестоимости производства молока.
Литература
1. Обухова Т.Н. Основные направления снижения себестоимости производства молока // Экономические науки.- 2008. - №2. -С.228-232.