ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Сергеенко И. А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
The article is the scientific review of economic problems of Russian health care for the last period of time.
В настоящий период общественного развития основной задачей является создание социально-ориентированной рыночной экономики.
Немаловажная роль принадлежит региональному здравоохранению, как основному фактору в достижении высоких показателей экономической и социальной деятельности. Приоритеты современного здравоохранения смещаются в сторону модернизации отрасли, решению существующих проблем и внесению корректив в управление системой здравоохранения.
При рассмотрении управления системой здравоохранения необходимо выделить следующие проблемы:
· финансовая фрагментарность и бюджетный дисбаланс;
· организационные барьеры и дублирование управленческих функций;
· отсутствие административной вертикали, неуправляемость и пассивность структур;
· инертность и неальтернативность в принятии управленческих решений;
· низкая эффективность использования экономических регуляторов, методов прогнозирования и проектирования;
· несовершенство законодательства и правовой произвол;
· отсутствие информационно-аналитического анализа и принципа системности в управлении;
· низкая эффективность использования человеческих ресурсов;
· отсутствие методов научного исследования.
Финансовая фрагментарность связана с низким уровнем финансового обеспечения системы здравоохранения.
В настоящее время в отечественном здравоохранении складывается следующая ситуация. Потребитель платит государству за пользование услугами здравоохранения, а государство не в состоянии эффективно использовать полученные средства, например, повысить уровень технической оснащённости.
Важной проблемой является наличие двуканального финансирования. Это связано с наличием особенности в системе российского здравоохранения. Особенность состоит в приспособлении сложившейся модели к негосударственной схеме страхования. При наличии данной особенности создаётся конструкция при которой государство сохраняет в своей собственности лечебную сеть и некоммерческую форму изъятия страховых финансовых ресурсов через социальный налог и бюджет, а функцию прямого финансирования доверяет коммерческим субъектам.
В результате складывается система с участием страховых медицинских организаций, территориальных фондов Обязательного Медицинского Страхования, которые осуществляют административные, расчётно-экспертные и резервно-финансовые функции.
В сложившейся системе здравоохранения в Российской Федерации трудно балансировать между возможностями и обязательствами государства. Отсутствие действенных механизмов выравнивания условий финансирования здравоохранения приводит к бюджетному дисбалансу.
В законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. №1499-1 указывается, что Правительство Российской Федерации, органы государственного управления, краёв, областей, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.
Следовательно, органы управления должны проводить своевременную политику по решению следующих задач:
· разработка и реализация целевых программ;
· обеспечений высокого уровня профессиональной подготовки кадров;
· активное финансирование научных исследований;
· широкое развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
· расширение возможностей оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
· выравнивание средств территорий за счёт использования механизма субсидирования;
· совершенствование системы финансовой помощи медицинским учреждениям при социально-значимых и массовых заболеваниях.
Кроме финансовых проблем существуют проблемы организационного и структурного характера. Отсутствует чёткое разделение полномочий и функций в сфере государственного управления здравоохранением.
Сущность характеристик заключается в наличии учреждений здравоохранения, множество из которых дублируют друг друга в своих функциях (медицинские подразделения, департаменты и т. д.). Наличие такого дублирования приводит к неповоротливости, неуправляемости и отсутствию функциональности.
Важным звеном в структуре органов управления здравоохранением является Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время миссия ФОМСов не определена. Фонды осуществляют одновременно административные и контрольные функции.
В системе обязательного медицинского страхования отсутствует вертикаль «ФОМС - территориальные фонды», что ведёт к отсутствию прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным.
Итак, внутри самой системы ОМС существует ряд ключевых проблем:
· отсутствие механизма принятия управленческих решений;
· сохранение системы регулирования с наличием медицинских учреждений с высоким уровнем теневых проплат;
· отсутствие прогрессивных методов планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
· отсутствие информационно-аналитического механизма управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений;
· несовершенство системы подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.
В период с 2005 г. в законодательстве наблюдается постепенное формирование новой модели распределения полномочий между различными уровнями управления. Эта модель называется управляемой «мягкой» децентрализацией. Данная модель имеет следующие особенности:
· передача части полномочий федерального центра регионам, при этом за Федеральным центром остаётся регулирование, финансирование и контроль исполнения полномочий;
· появление новых полномочий у регионов, связанных со стандартизацией и организацией оказания медицинской помощи;
· возвращение практики долгосрочного и среднесрочного планирования.
Таким образом, проблемы и пути их решения можно представить следующим образом (Рисунок 1)
Финансовую фрагментарность и бюджетный дисбаланс представляется возможным преодолеть при разработке и реализации целевых программ, учитывая возможности бюджетов различного уровня.
Структурная перестройка и использование принципов адаптивности и модификации позволяют преодолеть организационные барьеры, дублирование управленческих функций и создать административную вертикаль.
Построение системы стратегического управления позволит обеспечить альтернативность в принятии управленческих решений и способствовать повышению эффективности использования экономических регуляторов, таких, например, как цена. Для того чтобы регуляторы работали необходимо планировать потребности в ресурсах с использованием современных подходов на основе анализа интегральных показателей.
Для совершенствования правового законодательства необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих управление системой здравоохранения.
Построение информационно-аналитической системы позволит усовершенствовать процесс обмена и обработки информации и достичь системности в управлении.
Проблему повышения эффективности использования человеческих ресурсов возможно решить путём использования качественной подготовки специалистов и планирования в их потребности.
Подготовка и реализация научных программ будут способствовать расширению методов научного исследования.
Рисунок 1 - Проблемы управления системой здравоохранения и пути их решения