АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОЛОГИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Маклашина З.В., Хуажев О.З. (КубГТУ, г.Краснодар, РФ)
Aspects of economic and legal management of ecology of Krasnodar territory.
В настоящее время стратегической целью государственной политики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Для реализации данной стратегии необходимо предпринять
определенные правовые, организационные, экономические и иные меры,
направленные на:
– сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия
и способности к саморегуляции;
– обеспечение рационального природопользования, недропользования, равноправного
доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
– обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого
условия качества жизни населения.
В соответствии с Экологической доктриной РФ основными
принципами государственной экологической политики являются:
- устойчивое развитие, приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций
биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
- справедливое распределение доходов от использования минеральных и иных
природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий в результате
хозяйственной деятельности предприятий, учет ее отдаленных экологических
последствий;
- отказ от хозяйственных проектов, связанных с воздействием на природные
системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей
среде ущерба, наносимого предприятиями в результате нарушения законодательства
об охране окружающей среды;
- открытость экологической информации о деятельности предприятий;
- участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в
подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны
окружающей среды и рационального природопользования.
Поэтому первостепенной задачей федерального и регионального законодательства является обеспечение устойчивого природопользования, неистощительное использование предприятиями невозобновляемых и рациональное использование возобновляемых природных ресурсов.
Краснодарский край, как курортный регион РФ, несмотря на удовлетворительную в целом экологическую обстановку, имеет ряд проблем. Одной из самых существенных является загрязнение атмосферы.
На территории Краснодарского края в 2008 году было проведено более 6,5 тыс. проверок, в результате которых выявлено около 77,6 тыс. правонарушений в области технологической и экологической безопасности. В итоге было наложено более 16 млн. рублей штрафных санкций.
Таблица 1 - Выбросы в атмосферу наиболее распространенных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, по субъектам РФ, тыс. тонн, Краснодарский край
Показатель |
2008 |
Твердые вещества |
11.48 |
Газообразные и жидкие вещества |
135.21 |
Окись углерода |
47.25 |
Углеводороды, включая летучие органические соединения |
61.2 |
Сернистый ангидрид |
5.05 |
Окислы азота |
17.92 |
Всего |
146.69 |
Только в Краснодаре в атмосферу выбрасывается около 2 млн. тонн загрязняющих веществ. Это отходы от предприятий и заводов, ТЭЦ, аэропорта, но 94% всех выбросов в атмосферу приходится на автотранспорт. Это неудивительно, учитывая, что половина всего автотранспорта края приходится на столицу Кубани. Также проблемы с атмосферой наблюдаются и в Новороссийске, где этому способствуют многочисленные промышленные предприятия и, в первую очередь, порт. К сожалению, статистика показывает, что эти два города вошли в тридцатку городов России с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. Также опасение вызывает атмосфера города Туапсе, где сосредоточено множество предприятий по переработке и хранению газо- и нефтепродуктов.
Таблица 2 - Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Забор воды из природных водных объектов для использования, млрд. куб. м |
72,2 |
69,2 |
69,3 |
70,1 |
69,6 |
Сброс загрязненных сточных вод, млрд. куб. м |
19,0 |
18,5 |
17,7 |
17,5 |
17,2 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, млн. т |
19,8 |
20,5 |
20,4 |
20,6 |
20,6 |
Однако в остальном ситуация с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу признана удовлетворительной. Наименьшее их количество зарегистрировано на Черноморском побережье и в степной зоне края.
Другой проблемой является вопрос по утилизации бытовых и промышленных отходов. Из 380 полигонов и свалок края современным требованиям отвечают только две. И хотя ведется активная работа с законодательным собранием, осуществляется контроль лицензий и разрешительных документов, в крае все равно остается множество бесконтрольных свалок.
С промышленным мусором ситуация несколько лучше. Существует около 60 организаций, занимающихся сбором промышленного мусора, однако и это до конца не решает проблему его хранения и утилизации. Загрязнение сточных вод — еще один вопрос, требующий решения. С рисовых полей Адыгеи и Краснодарского края в Кубань попадает огромное количество пестицидов, не эффективны и комплексы очистки на промышленных предприятиях. Все это приводит к повышенной концентрации вредных веществ в реке. Для стабилизации данной ситуации необходима постройка новых очистных сооружений, а также модернизация 26 уже существующих коллекторов.
Таблица 3 - Инвестиции в капитал, направленный на охрану окружающей среды тыс. руб.
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Всего из них на охрану: |
35407 |
41168 |
58738 |
68188 |
76884 |
атмосферного воздуха |
10889 |
15521 |
19839 |
21316 |
21642 |
водных ресурсов |
14915 |
15748 |
26143 |
30241 |
32823 |
земель |
6415 |
5563 |
9206 |
11027 |
15749 |
Таблица 4 - Ввод в действие мощностей по охране от загрязнения окружающей среды и атмосферного воздуха
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Станции для очистки сточных вод, тыс. куб. м в сутки |
522 |
544 |
1292 |
489 |
1502 |
Системы оборотного водоснабжения, |
1130 |
786 |
1090 |
2045 |
1697 |
Установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, тыс. куб. м в час |
4378 |
2090 |
4209 |
5062 |
4127 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников, в I полугодии 2009г., составила9,6 млн. тн, что на 6,9% меньше, чем в I полугодии 2008 года. В течение I полугодия 2009г. службами мониторинга природной среды Росгидромета зафиксирован 31 случай экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха (10 ПДК и более). Кроме того, зафиксировано 7 случаев аварийного загрязнения. Для реализации целей и задач проекта важное значение имеет совершенствование регионального экологического, природоресурсного законодательства.
Важное значение имеет разработка регионального экологического законодательства, которая должна основываться на Концепции устойчивого социально-экономического развития территории, Концепции развития экологического законодательства, Экологической доктрине РФ, и согласована с принятием в перспективе Концепций развития законодательства РФ о недрах, иных природных ресурсах и учитывать социально-экономические и экологические условия региона.
Составной ее частью должна быть программа законопроектных работ с определением перечня вновь подготавливаемых правовых актов, очередности их принятия, этапов разработки, источников финансирования.
Кроме того следует обеспечить применение в этой сфере новых мер организационного характера. К их числу, в частности, относятся:
- оценка воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду (ОВОС). В переходный период ей принадлежит важная роль в недопущении экологически вредной деятельности в промышленности, новых источников вредного воздействия на природную среду, а также предупреждении неприемлемых для общества экологических, социально-экономических и других последствий. Поэтому, учитывая передовой опыт стран ЕС, следует закрепить в специальном нормативном акте цели, принципы, порядок и условия проведения ОВОС, которое регулируется в основном ведомственными актами;
- экологическая сертификация направлена на соответствие продукции обязательным требованиям по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека.
- экологический аудит направлен на проверку и оценку состояния природоохранительной деятельности предприятий, ее соответствия экологическим требованиям.
Важная роль в реализации эколого-правовых требований предприятиями и организациями принадлежит мерам экономического характера, которые в РФ используются в настоящее время недостаточно. В связи с этим необходимо в ближайшее время внести изменения в экологическое, хозяйственное и налоговое законодательство по расширению мер экономического характера в природопользовании и охране окружающей среды, которые постепенно начинают применяться.
Таким образом, совершенствование федерального и регионального законодательства, регулирующего деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды, потребует значительных экономических затрат, переходного периода, в течение которого с учетом социально-экономических, технологических, иных условий должны быть приняты новые законы и иные правовые акты, а также внесены необходимые изменения и дополнения в существующие нормативные акты.