Особенности проведения эффективной инновационной деятельности в пищевой промышленности
Гапонова С.Н., Серебрякова Н.А., Смольянова Е.Л. (ВГТА, г. Воронеж, РФ)
In management practices by enterprises innovation performance long plays a key role. Efficient of innovation proved to be a significant reserve of increasing economic growth is closely associated with successful strategies – adjusts the growth and competitiveness of firms.
Для успешной работы в рыночных условиях необходимо выявить особенности проведения эффективной инновационной деятельности пищевой промышленности в регионе. Они вытекают из особенностей самой пищевой промышленности и положения региона на современном этапе.
Многие компании достигают повышения эффективности хозяйствующей деятельности путем перераспределения активов и сокращения издержек. Но большинство из них столкнулись или вскоре столкнутся с проблемой разработки нововведений. Нововведения представляют собой процесс внедрения, распространения и использования новшеств. Целью нововведений является непосредственное удовлетворение общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня.
Инновации являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий. Предприятия стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления эффективной инновационной деятельности в различных сферах. Эффективная инновационная деятельность включает приобретение дополнительных торговых точек, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, освоение новых видов деятельности, расширение круга поставщиков, расширение внутреннего и внешнего рынков, поиски новаторских идей, решений и предприятий-партнеров аналогичного профиля, создание новых объектов, принадлежащих фирме, совместных предприятий по финансированию и внедрению инновационных проектов.
В практике управления предприятиями инновационная деятельность давно играет одну из ключевых ролей. Эффективное использование нововведений оказалось значительным резервом увеличения экономического роста, тесно связанным с успешными стратегиями роста и конкурентоспособностью фирм.
Инновационная деятельность осуществляется в системе научно - исследовательских, проектно-конструкторских, научно-производственных организаций либо соответствующих подразделениях производственных объектов. Профиль инновационной деятельности обусловливает особенности их материально-технической базы и кадрового обеспечения и находится в прямой зависимости от того, какой этап инновационного цикла эта деятельность охватывает. Поэтому в понятие эффективной инновационной деятельности следует включить совокупность материально-вещественных, организационно-экономических условий, кадровую и информационную составляющие, а также процессы непроизводственного характера, сопровождающие научно-техническое развитие и экономический рост предприятия.
Таким образом, развернутое определение инновационной деятельности должно включать два аспекта:
во-первых, это процесс взаимосвязанного поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества:
во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экологического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности их предприятия.
В общем виде основу инновационной деятельности составляют фундаментальные теоретические исследования, в том числе естественнонаучного характера. Итог таких исследований — научные открытия ранее неизвестных законов развития природы и общества, объективно существующих явлений и процессов. Затем в ходе дальнейшего изучения возможностей практического применения новых знаний разрабатываются конкретные методы и формы их материализации, овеществления в виде новых продуктов, технологий, приемов организации и управления производством и т. п. Исследования ведутся в различных направлениях, поэтому могут быть получены как положительные, так и отрицательные результаты. Однако последние также имеют практическую ценность, так как расширяют имеющиеся знания о предмете исследования и выражаются в отказе от бесперспективных направлений. На основании данных об уровне развития хозяйственной системы и состояния инновационного и производственного потенциала производится оценка сроков получения реального эффекта от внедрения нового знания в производство
«Инновационная деятельность» — относительно новое для российской экономики понятие. По мнению ряда авторов (Завлин В.П., Руменцева З.П.), инновационная деятельность предприятия представляет собой практическое использование научной, научно-технической деятельности и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта.
Ю.П. Анисимов дает четкое определение инновационной деятельности. Инновационная деятельность начинается с генерации и отработки новых научно-технических идей. Кончается выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности. Она включает маркетинговые исследования рынков сбыта, поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих предприятий, поиски новаторских идей, решений и партнеров по финансированию и внедрению инновационных проектов.
Из приведенного определения видно, что осуществление инновационной деятельности является важнейшим условием по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании, и обеспечению эффективной деятельности предприятия.
Основные принципы эффективной инновационной деятельности, применяемые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей, следующие:
1) рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла;
2) моделирование потоков денежных средств, ресурсов, продукции;
3) определение эффекта посредством сопоставления ожидаемых интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал. Для инновационной деятельности, основой которой является непосредственно нововведение, характерно непрерывное совершенствование на всех этапах жизненного цикла. Это может выражаться в улучшении конструкции изделия по мере накопления опыта его производства, внесения изменений в технологию производства в целях более успешного применения в других сферах или продуктах. Она изменяет следующие основные характеристики производства: объем производства и продаж; текущие затраты и длительность хозяйственного цикла; размер созданного и функционирующего имущества; численность рабочих, занятых в производстве.
Целью проведения эффективной инновационной деятельности в пищевой промышленности региона является интенсивное развитие региона, повышение эффективности использования ресурсов, а также обеспечение конкурентоспособности пищевой промышленности. Экономическая ценность инновационной деятельности определяется ростом прибыльности, расширением масштабов производства и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала.
Авторы предлагают использовать для оценки эффективности инновационной деятельности пищевой промышленности региона систему взаимосвязанных эффектов:
1) научно-технического (эффективность затрат на первом этапе жизненного цикла товара);
2) маркетингового (экономия за счет сокращения времени выхода па товарный рынок);
3) экологического (снижение загрязнений окружающей среды и повышение безопасности производства);
4) регионального (изменение числа рабочих мест и улучшение снабжения региона ресурсами).
Одним из важнейших вопросов теории эффективности следует признать критериальный подход, поскольку при разных критериях имеют место различные показатели эффективности. В основу критериального подхода заложено пять критериев: экономический, научно-технический, ресурсный, экологический и социальный. Такой подход значительно усложняет определение эффективности и нуждается в такой методике, которая сначала определяла бы оптимальные варианты в каждой из указанных сфер, а затем давала возможность интегрировать их данные.
Конкретный подход к учету влияния указанных сфер желательно свести к ограниченному количеству показателей, что даст возможность несколько упростить решение многофакторной задачи. Экономический критерий имеют тенденцию к минимизации фондоемкости, трудоемкости, материалоемкости для обеспечения большей эффективности инноваций. Социальный критерий учитывает необходимость улучшения коммунально-бытовых условий труда, снижение затрат ручного труда, а также увеличение дохода в расчете на одного работающего. Экологический аспект ориентирует на минимизацию использования воздушных, водных и земельных ресурсов, как при осуществлении строительства, так и в эксплуатационный период. Ресурсный критерий отражает влияние эффекта на объем производства и минимизирует потребления того или иного вида ресурса. Научно-технический критерий учитывает новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность.
Выявить критерии оценки эффективности инновационной деятельности мебельного производства можно на основе анализа и условий реализации основных этапов разработки и продвижения инновационной продукции. Анализ ситуации и проблем организации процесса разработки новых изделий представлен в виде алгоритма, состоящего из четырнадцати этапов.
На первом этапе — при первоначальном обзоре ресурсов — для эффективной организации процесса разработки нового товара достаточно провести экспертную оценку трудовых, финансовых и экономических ресурсов компании, а также осуществить отбор инновационных идей.
На втором этапе — при предварительной оценке рынка — отобранные идеи анализируют с позиции их возможного восприятия будущими (для нового продукта) или существующими (улучшающей технологии) потребителями и потенциальными или действующими конкурентами.
Третий этап — предварительная техническая оценка продукта — посвящается исследованию разрабатываемой новинки в отношении ее реализуемости. Изготовления нового товара в масштабах массового производства с учетом: 1) реальности изготовления всех необходимых комплектующих элементов и сырья; 2) наличия собственных или привлеченных ресурсов; 3) возможных сложностей в связи с сертификацией; 4) существования аналогичных технологий и патентов на них; 5) перспектив появления товаров-заменителей. Если результаты технической оценки оказываются неблагоприятными, то специалисты настоятельно рекомендуют отложить на некоторое время или вообще отказаться от реализации данного инновационного проекта, чтобы избежать больших потерь на последующих стадиях.
На четвертом этапе — при детальном исследовании рынка — изучаются потребности и нужды целевой аудитории из числа возможных покупателей, определяются способы и методы продвижения продукта на рынок, оцениваются конкуренты по всем важным маркетинговым позициям.
Пятый этап - предварительная разработка бизнес-плана. Составляется его финансовая часть, которая включает расчет показателей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, а также предусматривает оценку рисков.
Шестой этап - разработка - предполагает непосредственное изготовление продукта. На этом этапе основной задачей является установление взаимодействия между ценой будущей новинки и издержками на ее производство.
На седьмом этапе - при тестировании продукта внутри организации - выявляются недостатки разработанного продукта в лабораторных условиях.
Восьмой этап - апробирование продукта потребителями - необходим для пробного тестирования инновационного продукта будущими покупателями. Это позволяет выявить недостатки и собрать первые замечания, которые можно учесть до запуска новинки в массовое производство.
Девятый этап - опытные продажи на ограниченной территории или незначительной группе потребителей для получения большего числа откликов и мнений покупателей с целью внесения изменении в продукт до его массового сбыта и продвижения на рынке.
Десятый этап — массовое изготовление новинки - проводится с целью выявления производственных ограничений и технических возможностей.
Одиннадцатый этап - бизнес-анализ производства - является базовым при принятии окончательного решения о коммерциализации инновации. Для этого составляется детальный финансовый бизнес-анализ, который включает в себя бизнес-план производства с учетом всех необходимых расходов и планируемых доходов, новых данных по состоянию ситуации на рынке, состава и структуры управленческой команды, оценки риска и мероприятий по его недопущению. На этом этапе может быть также принято решение об отказе от проекта, если на рынке произошла смена технологии, появился товар-заменитель или предпочтения потребителей радикально изменились.
Двенадцатый этап - запуск полномасштабного производства - требует значительных финансовых затрат, связанных с приобретением производственных линий и формированием сбытовых каналов. Здесь также необходима высокая координация действий по всей технологической цепочке начиная от поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и до выполнения предписаний рабочими на производственных участках.
Тринадцатый этап — эффективность инновационной деятельности - оценивается в основном статическими методами (норма прибыли, срок окупаемости) и динамическими методами (чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, дисконтированный срок окупаемости).
Такие методы направлены, прежде всего, на оценку внешних показателей эффективности инновационного проекта. Они во многом не учитывают внутренних особенностей реализации тех или иных проектов в условиях конкретного предприятия. Речь, в частности, идет о таких внутренних возможностях, как инфраструктурные, кадровые, производственные, сбытовые, которые могут существенно повлиять на конечные сроки и результаты реализации проекта.
Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может не оказаться таковым для другого. Факторы развития внешнего окружения и внутренней среды у каждого хозяйствующего субъекта носят индивидуальный характер и оказывают существенное влияние на результативность инновационного проекта. Степень выполнимости инноваций у разных организаций будет различной. С позиции конкретного хозяйствующего субъекта оценивать эффективность реализации инновационного проекта необходимо с учетом внутренних, функциональных особенностей предприятия.
При создании и использовании инноваций задействуется широкий круг участников инновационного проекта. Период, в пределах которого осуществляются единовременные затраты и обеспечиваются доходы, обусловленные созданием, производством и эксплуатацией повой технологии, занимает значительно больший промежуток времени. Инновация разрабатывается и внедряется с тем, чтобы достигнуть лучших результатов по сравнению с существующим аналогом. Риск недостаточной перспективности инноваций, которые разрабатываются и внедряются с целью достижения лучших результатов по сравнению с принятым аналогом.
Инновация призвана решать такие задачи, как увеличение доли рынка, снижение себестоимости, повышение производительности, увеличение мощности. В этой связи специалисты в области инновационной деятельности выделяют ряд так называемых желательных характеристик, которыми должна обладать новинка для будущего успешного продвижения на рынке: принципиальная новизна или мировая уникальность; предложение технологии, обеспечивающей появление продукта, а не услуги; создание инновации, направленной на удовлетворение скрытых, а не явных потребностей. На этом этапе может быть принято решение о проведение корректирующих мероприятий, если значение показателей эффективности, ниже рекомендуемого норматива.
Четырнадцатый, завершающий, этап — выход продукта на рынок — направлен главным образом на маркетинговые мероприятия и рекламные воздействия на потребителей. Это этап установления конкурентоспособной цены для новинки, выбора формы и содержания ее рекламной кампании, способов дистрибуции и механизмов продвижения, а также формирования нужного общественного мнения.
Обобщая приведенное описание этапов, следует отметить, что инновационный процесс начинается с анализа рынка, а не с оценки технических характеристик продукта. Именно новизна потребительских, а не технических свойств играет сегодня первостепенную роль для эффективности инновационной деятельности. Целью анализа рынка является определение коммерческих перспектив будущего продукта. Еще на этапе разработки новинки важно оценить рыночную привлекательность и потенциал продукта, возможное восприятие продукта рынком, его размер, тенденции и темпы изменения.
Особенности эффективной инновационной деятельности в пищевом производстве России очень тесно связаны со спецификой самих пищевых предприятий. Пищевая отрасль — высокотехнологичное производство. По историческим причинам большинство пищевых предприятий представляют собой масштабные производства полного цикла, выполняющие множество технологических операций. Они изначально были предназначены для производства огромных партий изделий. Долгое время в пищевой промышленности существовал диктат производителя, что зачастую негативно отражалось на качестве и ассортименте продукции и влекло за собой неразвитость системы сбыта продукции. Предприятия не были приспособлены к работе в рыночных условиях, в том числе и с точки зрения управления предприятием в данных условиях.
Проектирование и производство пищевых продуктов в настоящее время ведется с достаточно глубоким всесторонним анализом запросов потребителя. Для него характерны особенности, оказывающие существенное влияние на проведение инновационной деятельности.
1. Ускоренная модернизация производимого продукта.
1.1. Определение и развитие отдельных свойств выпускаемых изделий, которые выгодно отличают их от продукции конкурентов.
1.2. Формулирование сравнительных преимуществ своей продукции в виде лозунгов, правил, которыми должны следовать все работники предприятия при производстве и сбыте изделий.
1.3. Снижение затрат на производство и сбыт продукции.
1.4. Повышение технических характеристик изделий, доведение их до мирового уровня.
1.5. Упрощение технологических процессов, составных элементов и операций на основе функционально-стоимостного анализа и обеспечение на основе этого экономии средств на автоматизацию производства.
1.6. Применение метода базовых моделей для ускоренного создания и освоения новых изделий по заказам потребителей.
1.7. Совершенствование системы обслуживания продукции у потребителя, улучшение сервиса.
1.8. Установление цен в соответствии с конъюнктурой рынка.
2. Активный поиск рынков сбыта.
2.1. Организация службы маркетинга во главе с первым заместителем руководителя предприятия, обладающим широкими полномочиями.
2.2. Создание внешнеторговой фирмы-подразделения, обеспечивающей внешний маркетинг, и сети экономических связей в зарубежье.
2.3. Обеспечение взаимосвязи производственного подразделений со службой маркетинга, включение в функциональные обязанности их руководителей задач маркетинга.
2.4. Проведение маркетинговых исследований, изучение рыночных условий, покупателей, товаров, конкурентов.
2.5. Активный поиск своей «ниши» на отечественном и мировом рынке.
2.6. Разработка гибкой экономически обоснованной ценовой политики в соответствии с конъюнктурой рынка.
2.7. Формирование системы спроса и стимулирования сбыта продукции.
3. Четкий контроль безопасности продукции.
3.1. Осуществление контроля качества выпускаемой продукции.
3.2. Соответствие определенным потребностям, сфере применения или назначения.
3.3. Удовлетворение требованиям потребителя.
3.4. Соответствие применяемым стандартам и техническим условиям.
3.5. Соответствие действующему законодательству и другим требованиям общества.
4. Высокий удельный вес ручного труда.
4.1. Сведение к минимуму физических и тяжелых, вредных работ.
4.2. Изменение режима работы.
4.3. Координация и поддержка работы по улучшению организации труда.
4.4. Улучшение использования предметов труда или их замена другими.
4.5. Изменение мотивации к труду.
Особенности проведения эффективной инновационной деятельности определяют направления и темпы развития пищевых предприятий, достижения необходимых конечных результатов инновационной деятельности и постоянного экономического роста.
На основе вышесказанного выделены следующие особенности проведения эффективной инновационной деятельности пищевой промышленности в регионе:
1. Наличие высокого спроса на продукцию пищевого производства на региональном рынке, вызванного ростом доходов населения Воронежской области.
2. Возможность привлечения квалифицированной и дешевой рабочей силы в границах региона.
3. Использование передовой технологии, основанной на росте потребительского спроса населения на продукцию.
4. Формирование тесных связей и взаимная координация деятельности с предприятиями, изготавливающими технологическое оборудование и разрабатывающими технологические процессы для производства продукции.
5. Организация взаимосвязи функциональных подразделений, осуществляющих производственно-техническую, финансово-экономическую, инвестиционную, инновационную деятельность в период освоения новых изделий.
6. Развитие маркетинговой деятельности по исследованию динамики потребительского рынка пищевого производства как внутри региона, так и за его пределами.
7. Создание специальных экологически чистых материалов для производства и упаковки пищевых продуктов.
8. Улучшение системы контроля качества и сертификации сырья и материалов для производства пищевой продукции.
9. Проведение организационных и технических инноваций, направленных на снижение потерь от брака.