РОЛЬ ТОРГОВЫХ ПАЛАТ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

 

Дерябина Н.Н. (ФА при Правительстве РФ, г. Москва, РФ)

 

The results of studying experience of chambers of commerce in USA, Japan, Britain and Germany in support of small business.

 

Статистика многих развитых стран мира свидетельствует о том, что от 50 до 80% доходной части бюджета государства приносит малый бизнес (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% в Японии, 40% в США). Доля малых форм предприятий в предпринимательском секторе экономики непрерывно растет, отражая тенденцию к расширению и децентрализации как наиболее соответствующим потребностям человека в его творческой самореализации, о чем свидетельствует тот факт, что сегодня в мировой экономике в секторе малого бизнеса заняты 60–75% всех работающих, а число малых и средних предприятий превышает 80% общего числа предприятий. [1]

 Защита интересов малого бизнеса в различных формах входит в сферу деятельности торговых палат многих стран мира, прежде всего США, Японии и стран Западной Европы. Что касается США, то участие торговых палат в такой деятельности объясняется прежде всего тем, что малые предприятия являются основой американской экономики, а местные торговые палаты - это прежде всего деловые объединения малого бизнеса. Соответственно, делами малого бизнеса занимаются все без исключения многочисленные торговые палаты. В этом плане характерна позиция Торговой палаты США (ТП США), одной из приоритетных задач которой является изучение проблем и защита интересов малого бизнеса. Достаточно сказать, что почти каждое четвертое обращение президента ТП США по актуальным проблемам национального бизнеса в той или иной степени посвящено вопросам малого предпринимательства.

В начале 1998 г. ТП США вдвое увеличила число своих лоббистов в Конгрессе с тем, чтобы ускорить решение ряда проблем, включая малый бизнес. Усилия ТП США приносят конкретные результаты. Например, под давлением деловых кругов, мобилизованных Торговой палатой, Администрацией президента Клинтона было принято решение о реорганизации Налогового Управления, которое постоянно превышало свои полномочия во взаимоотношениях с предприятиями малого бизнеса.[2]

Также интересен опыт работы торговых палат по поддержке малого бизнеса в Японии. После финансового кризиса 1998 г. правительство Японии приняло ряд долговременных стратегических решений по повышению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики в условиях нарастающей глобализации рыночных отношений. Быстрый научно-технический прогресс во всех отраслях реальной экономики потребовал ускоренной реструктуризации промышленности на национальном и региональном уровнях. Это в значительной мере связано с разукрупнением сверхмощных предприятий и корпораций путём принудительной продажи крупных блоков акций другим компаниям на открытых торгах с выделением дочерних производственных и венчурных МСП.

К концу 2006 г. было сформировано около 50 тысяч производственных центров предпринимательства, объединяющих на технологической и организационной основе различные группы МСП. Это, в свою очередь, позволило организовать 19 крупных индустриальных кластеров, деятельность которых в значительной мере способствовала экономическому оздоровлению регионов. На эти цели в бюджете страны, начиная с 2006 г. ежегодно выделялось около $8,5млрд.

В условиях ужесточения конкурентной борьбы при одновременном усложнении деятельности во всех сферах бизнеса отмечается тенденция к сокращению выживаемости стартующих МП. Продолжительное время в японской экономике существует превышение количества закрываемых МСП над числом вновь создаваемых предприятий. В этой связи возникла необходимость в дополнительной поддержке стартующих предприятий, и особенно в сфере венчурного бизнеса, где существуют наибольшие деловые риски.

Важную роль здесь играют созданные так называемые специальные консультационные бюро по предотвращению банкротств, действующие в рамках местных ТПП. Специалисты, работающие в этих бюро проводят комплексный анализ деятельности малых предприятий, находящихся в тяжелом положении, и вырабатывают соответствующие рекомендации для предпринимателей. Получение таких рекомендаций, утверждаемых председателем соответствующего отделения ТПП, является необходимым условием для оказания предпринимателю финансовой помощи. Кроме того, если малое предприятие, не имеющее поручителя и залога или испытывающее трудности с получением средств в коммерческих банках, обращается за ссудой, то оно предварительно должно заручиться согласием местного отделения ТПП. Отделение рассматривает обращение предпринимателя и готовит т.н. "рекомендательное письмо", которое является основанием для получения суммы. Ее размер составляет до 5,5 млн. йен, выдаваемой сроком на 6 лет из расчета 3,4% годовых с льготным периодом в 6 месяцев.

Без рекомендаций местной ТПП малые предприятия, работающие меньше года, не могут получить также беспроцентную ссуду на модернизацию оборудования в размере 50% от стоимости оборудования, но не более 40 млн. йен, сроком на 5 лет.[3]

Значительный интерес, на наш взгляд, представляет разработанная во Франции по инициативе Ассамблеи торгово-промышленных палат Франции программа "Предпринимательство во Франции", в рамках которой во всех торгово-промышленных палатах страны создаются специальные отделы, где начинающий предприниматель может представить свой проект и получить необходимые консультации. При соответствии проекта предъявляемым требованиям его автор получает паспорт Программы, который дает право на бесплатную экспертизу и содействие при оформлении документов для получения банковской гарантии.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

·  кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

·  кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

·  кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

·  кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

·  проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

·  программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;

·  программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.[4]

Исходя из зарубежного опыта, можно сделать вполне определенный вывод, что роль и значение торговых палат в формировании социально-экономического климата в стране и развитии рыночных отношений зависит не только от их активной деятельности в структурах государственной власти, но и инициативы самого бизнес-сообщества, выразителем интересов которого являются торговые палаты.

В рамках такой инициативы, по нашему мнению, можно выделить основные направления деятельности торговых палат, которая способствовала  бы поддержки малого бизнеса и стимулированию инноваций.

Прежде всего, это консультативная помощь членам палаты по организации предпринимательской деятельности, ВЭД и другим финансовым и экономическим вопросам; экспертиза проектов законодательных актов и подготовка по ним заключений для представления властным структурам коллективного мнения деловых кругов по их соответствию политике рыночных реформ и развитию деятельности малого предпринимательства.

Использование зарубежных представительств и совместных палат по оказанию содействия ВЭД своим членам, в том числе по подбору контрагентов, определению их надежности, налогообложению, таможенным процедурам, адаптации к местным условиям, так же играет немаловажную роль в поддержки предприятий малого бизнеса и прежде всего, экспорто- ориентированных.



[1] Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы совместного российско-германского проекта под общей редакцией Э. Маркварта и И. Путинцевой. Москва. 2005 г. 258 с. Стр. 9

[2] Reisman, Jane, Anne Gienapp, and Sarah Stachowiak. A Guide to Measuring Advocacy and Policy. Baltimor, MD: Annie E. Casey Foundation, 2007.

[3] Organization for SME and Regional Innovation of Japan – SMRJ = http://www.smrj.go.jp/index.html

[4] К.Брюммер - Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии – возможный ориентир для России? //Кредитование малого бизнеса в России и Германии. Материалы совместного российско-германского проекта под общей редакцией Э. Маркварта и И. Путинцевой. // Москва. 2005 г. 258 с. Стр. 205-219

Сайт управляется системой uCoz