УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ
ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Аликаева М.В., Кучукова З.Т, Солодовникова О.С.(КБГУ, г. Нальчик, РФ)
In the article role of anticrisis management in removing regional economy from crisis is shown: basic making anticrisis management, including preventing management, purpose of anticrisis management; features диверсификации; stages of achievement of the purposes of investment within the framework of procedures превентивного of management.
В настоящее время интеграционные процессы, как в российской, так и в региональной экономике осуществляются лишь в узком спектре областей, таких как: экспортно-ориентированные производства с конкурентоспособной продукцией; новые высокоэффективные производства по выпуску продукции, пользующейся повышенным и устойчивым спросом; сфера снабжения и сбыта – осуществление функций синдикатов в сочетании с параллельным объединением других инфраструктурных подразделений и финансовых ресурсов участников
Через крупные интегрированные структуры государству легче проводить специальную экономическую политику, защищать внутренний рынок от конкуренции со стороны иностранных фирм, регулировать в разумных рамках конкуренцию внутри страны на базе снижающихся издержек и роста капиталовложений.
Поэтому важное значение приобретает формирование межотраслевых корпораций, позволяющих российской экономике на равных конкурировать с мировыми ТНК. При формировании такого рода корпораций предприятия, входящие в их состав, располагаются на территории различных регионов. Взаимодействие региональных администраций и руководства корпораций (при их независимости друг от друга и федеральных властей) позволит рационально разместить существующие производства, что приведет к созданию условий для общеэкономического роста. Необходимо отметить, что хозяйственные контакты из вертикальной плоскости (регионы – центр; предприятия – министерства) будут переводиться в горизонтальную. Последнее позволит решать хозяйственные проблемы путем переговоров представителей территорий и корпораций, а в сложных случаях роль арбитра возьмут на себя федеральные власти. Таким образом будет создан элемент конкуренции (как между корпорациями, так и между регионами страны), который сможет определять многие структурные сдвиги в экономике.
Создание межотраслевых корпораций позволит решить одновременно целый ряд актуальных проблем: повысить управляемость экономики, стимулировать инвестиционную активность, увеличить экспортный потенциал России и т.д. В развитии с такой интеграции большое значение будет иметь расширение участия банков в акционерном капитале промышленности, то есть создание финансово-промышленных корпораций.
Таким образом, в реальном секторе появится недостающее на сегодняшний день среднее звено управления. Не менее важным является и то, что новые корпорации станут носителями новой идеологии реформ на территории страны, способствуя ее интеграции.
Развитие региональной экономики протекает в условиях глубочайшего кризиса всей экономической системы. Поэтому для выведения ее из кризиса необходимо, чтобы экономическая политика строилась в рамках антикризисного управления. Под антикризисным управлением понимается управление ходом текущего кризиса, либо управление с целью устранения последствий случившегося ранее кризиса[1]. В таких условиях реализация комплекса управленческих мер, имеющих, тактический характер является очевидной. Однако эти условия жестко ограничиваются промежутками времени между моментом принятия решения, моментом его реализации и проявлением отклика управляемой системы, поскольку само управление кризисом по определению предполагает использование наиболее активных, действенных, дающих наиболее быструю отдачу методов. Такой подход объективно предопределяет использование оперативных приемов (экспресс-методов) анализа для формирования исходной информативной базы принятия подобных решений.
Основными составляющими термина «антикризисное управление» являются 1) управление текущим кризисом и 2) управление его последствиями. Но существует и третья составляющая – превентивное антикризисное управление, под которым понимается способность прогнозировать причины и момент наступления кризиса, а в случае объективной невозможности избежать вхождения в кризисный период принять необходимые меры (разработать и реализовать комплекс управленческих действий), направленные в краткосрочном периоде на снижение потерь в отраслях экономики, в долгосрочном – на упразднении неэффективных и обновлении потенциала наиболее приоритетных отраслей.
Используемая в настоящее время политика антикризисного управления недостаточно использует элементы превентивного антикризисного управления. Его преимущество заключается в наличии более продолжительных, промежутков времени между моментами принятия, реализации и проявления соответствующих решений в управляемой системе. Поэтому, необходимо отметить, что превентивное антикризисное управление должно рассматриваться не только как эффективный инструмент преодоления кризиса, но и как инструмент квалифицированного стратегического управления. Положительным моментом в пользу такого подхода является то, что резкое увеличение количества факторов, влияющих на положение отрасли, и усложнение характера их взаимодействия значительно сокращают промежутки времени стабильного развития отрасли. Однако, при этом важным инструментом обеспечения динамичного и устойчивого развития любой отрасли является развитие инвестиционных процессов. Поэтому весьма актуальной становится задача разработки методологического аппарата органической связи целей инвестиционной политики и антикризисного управления. Основой такой связи должна стать разработка техники прогнозирования и анализа, которая могла бы использоваться и в инвестировании и в антикризисном управлении. Основу такой техники должна составлять достаточно развитая и понятная всем управленцам общая концепция анализа для целей инвестирования, которая, после соответствующей модификации могла быть использована для определения задач антикризисного управления.
Целью инвестиционной политики в рамках антикризисного управления должны стать ресурсная достаточность и оптимальная (наименее затратная) и предельно гибкая структура ресурсов. Достижение этой цели возможно с использованием диверсификации.
Наиболее точно генеральную цель инвестирования в рамках процедур антикризисного (и, прежде всего, превентивного) управления можно определить, как обеспечение прогнозируемого, эволюционного, долгосрочного развития отраслей региональной экономики в качестве цели поддержки на основе[2]:
1. Выбора наиболее эффективных и перспективных отраслей в зависимости от фазы протекания кризиса. Переход к практике сокращения средневзвешенного инвестиционного периода по мере приближения к пику кризиса и переход к практике увеличения инвестиционного периода по мере удаления от него.
2. Выявления и отсечения взаимоисключающих инвестиционных направлений.
3. Выбора направлений долгосрочного, реального инвестирования как: во-первых, возможных направлений в рамках диверсификации деятельности отрасли; во-вторых, следствия стремления к максимизации прибыли.
4. Выбора инструментов для финансового инвестирования.
5. Формирования внутренне сбалансированного инвестиционного портфеля, который существовал бы на основе предельно возможного применения внутрипортфельного самофинансирования с учетом реальных возможностей притока внешних (по отношению к портфелю) средств. Доходные потоки от инвестиций в первую очередь направляются на поддержание направлений, обеспечивающих достижение максимальной прибыли.
6. Формирования инвестиционных портфелей финансовых инструментов таким образом, чтобы обеспечить генерацию внутри портфельных защитных конгломератов при стремлении к максимально возможному сокращению трансакционных издержек дополнительных финансовых операций.
7. Обеспечения: 1) максимально возможного уровня диверсификации инвестиционного портфеля с приоритетом в пользу направлений инструментов-субститутов и 2) стремления к минимизации суммарных собственных рисков инвестиционного портфеля.
8. Вовлечения новых заинтересованных групп, в процедуры финансирования инвестиционной деятельности.
9. Обеспечения приоритетного направления внешних ресурсов в инвестиционные направления, обладающие более высокой внутренней нормой доходности по сравнению с нормой платежей за пользование ресурсами с учетом необходимости соблюдения сроков возврата ресурсов.
10. Переход к политике долгосрочного инвестирования при использовании финансовых инструментов, если направление бизнеса прибыльно и связано с низким риском, а имеющегося объема ресурсов управляемой системе недостаточно для перехода к данному направлению бизнеса.
Основываясь на принципе продолжения развития организации как конечной цели антикризисного управления, можно привести оценку Жан-Жака Ламбена, который отмечает, что в центре любой стратегии развития лежат цели расширения, диверсификации и инновации[3].
Задача диверсификации должна быть разделена на два самостоятельных направления: 1) оценка пригодности частных традиционных направлений деятель-ности для включения в портфель антикризисных мероприятий и 2) оценка пригодности частных нетрадиционных направлений деятельности для включения в портфель антикризисных мероприятий.
На наш взгляд, диверсификация деятельности предприятий представляет собой одну из форм концентрации собственного или заемного капитала в целях выполнения новых видов деятельности и проникновения на новые рынки работ (услуг, изделий, товаров), которые предприятие ранее не смогло бы осуществлять из-за отсутствия одного или нескольких необходимых компонентов (лицензий, основных средств, квалификационной рабочей силы и нематериальных активов и т.д.).
Диверсификация может быть естественной, либо вынужденной. Естественная представляет собой заранее запланированный бизнес-планом процесс расширения сферы деятельности предприятия или его перепрофилирование в целях увеличения нормы или массы прибыли.
Вынужденная – одна из форм избежания несостоятельности предприятия; сохранения экономического потенциала предприятия и прежде всего, квалифицированных работников; создания прежнего уровня занятости населения в небольших городах и населенных пунктах. При проведении вынужденной диверсификации важная роль отводится своевременной диагностике (предупреждению) несостоятельности предприятий. Проекты по осуществлению вынужденной диверсификации рекомендуется классифицировать на две группы:
Первая группа – диверсификационные проекты, не требующие значительных инвестиций. На их осуществление достаточно собственных средств (на проведение маркетинговых исследований и получение лицензий, приобретение инструмента, производственного инвентаря, приборов и т.п.). Сроки осуществления данных проектов от одного до трех месяцев.
Вторая группа – диверсификационные проекты, требующие значительных инвестиций, как правило, заемных. Для осуществления проектов необходимо, не только провести комплекс маркетинга, получить лицензии, приобрести инструмент и т.д., но и приобрести специальную технику, ноу-хау, переобучить производственный персонал и т.п. Сроки реализации свыше 3 месяцев.
Для включения в портфель антикризисных мероприятий частных нетрадиционных направлений деятельности необходимо правильно выбрать тип диверсификации, учитывая стадию развития предприятия либо направление деятельности, а также особенности различных видов диверсификации (табл. 1).
Виды диверсификации |
Содержание |
Достоинства |
Недостатки |
Реальная |
Производство значительного количества модификаций одной и той продукции |
Расширение ассортимента продукции; удовлетворение требований конкретных потребителей |
Удорожание товаров, рост затрат |
Мнимая |
Качественные характеристики товаров неизменны, меняется только дизайн, упаковка, внешний вид |
Удовлетворение интересов конкретных потребителей; нет необходимости в дополнительном производстве новых видов товаров; тесная связь с существующим производством |
Удорожание товаров, рост затрат, создание иллюзии новизны |
Концентрическая (центрированная) |
Переход к новым видам деятельности, дополняющим существующие в технологическом или коммерческом плане |
Соприкосновение в условиях производства и реализации новой и основной продукции. |
Рост затрат |
Конгломеративная (чистая) |
Переход к новым видам деятельности, не связанным с традиционно существующими в технологическом и коммерческом плане |
Максимальная концентрация усилий и средств на самом стабильном и перспективном направлении, уход от устаревших технологий |
Рост затрат, увеличение степени риска, освоение нового рынка |
Горизонтальная |
Поиск новых возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии отличной от используемой. Новый продукт должен быть сопутствующим или связанным с основным |
Ориентация на один тип потребителя |
Рост затрат, разработка новых технологий |
Любые диверсификационные решения не могут быть быстро реализованы. Поэтому в зависимости от глубины преобразования структуры деятельности их практическое применение может последовательно протекать через инновационную и инвестиционную стадии.
Таким образом, повысить управляемость региональной экономики, невозможно без учета антикризисных мероприятий, которые позволят остановить нарастание кризиса, затормозить рост цен, восстановить нормальное функционирование рыночных механизмов, стабилизировать положение в банковской системе, защитить большинство населения страны от последствий хаотической девальвации и инфляционного скачка.
[1] Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1994. – 525 с.
[2] Кирсанов К.А., Малявина А.В., Попов С.А. инвестиции и антикризисное управление. – М.: МАЭП;
ИИК Калита, 2000. – 184 с.
[3] Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.