СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Айдинова А.Т., Черепухин Т.Ю. (СГАУ, г.Ставрополь, РФ)
The basis of the growth of the economic competability and passing ahead development of Stavropolsky region is a correctly drawn and economically based strategy of social-economic development.
В условиях, многократного усиления конкуренции территорий за привлечение экономических ресурсов и факторов производства и очевидном росте конкуренции в перспективе, принципиально важным обстоятельством является точное определение векторов региональной политики Ставропольского края, с тем, чтобы адекватно встроиться в систему межрегиональных и международных отношений.
В основе Стратегии заложена задача – развития человеческого потенциала, которая ставит человека в центр общественного прогресса и рассматривает экономический рост как средство реализации намеченной цели. Развитие человеческого потенциала есть расширение возможностей каждого жителя края, а конкретно – повышение профессиональной компетентности и мобильности, формирование инновационной культуры и продуктивной ментальности, развитие способностей к конструктивной самоорганизации и эффективной самореализации.
Основой роста конкурентоспособности экономики и опережающего долгосрочного развития Ставропольского края является ориентация на ведущий инновационный ресурс современного общества - человеческий потенциал, когда производство рассматривается уже не как конечная цель, а как средство повышения жизненного уровня людей. Это определяет необходимость формирования принципиально новой социальной политики – политики социального развития, главным приоритетом которой должен стать человек.
В условиях создания национальной инновационной системы необходимо понимание стимулирования опережающих вложений в человеческий капитал, основополагающим условием которого является доверительное партнерство и диалог между государственными органами, бизнесом и гражданским обществом.
Политика социального развития базируется на реализации следующих принципов.
В области управления региональной социальной политикой:
Ø экономическое развитие Ставропольского края является производной от эффективности социального, духовного развития отдельной личности, взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества;
Ø человеческий потенциал – это главный ориентир развития общества, любых преобразований, проводимых в крае;
Ø социальная политика в регионе, направленная на развитие человеческого потенциала, рассматривается как долгосрочная перспектива, не ограниченная временными рамками;
В области развития возможностей самореализации личности:
Ø максимальной автономности человека, расширения возможностей личности в решении жизненных проблем и проблем общества в целом;
Ø активизации человеческого потенциала, формирования у граждан установки на социальную активность и мобильность;
Ø альтернативных возможностей, предоставляемых гражданам в сферах профессиональной деятельности, образования, здравоохранения, культуры.
Экономика Ставропольского края объективно имеет несколько направлений хозяйственной специализации и в значительной степени диверсифицирована. Более того, конкурентные преимущества территории не позволяют однозначно определить приоритет, лидерство за каким-то одним сектором экономики, направлением развития или одной отраслью. Поэтому стратегические направления развития экономики будут опираться на систему выявления и формирования территориальных и отраслевых кластеров и определения их текущей и потенциальной конкурентоспособности, на уровне конкретных проектных решений на основе общего стратегического замысла, увязанного со стратегиями социально-экономического развития муниципальных образований.
Ставропольский край – житница Российской Федерации. Уникальные природно-климатические условия, наличие плодородных земель, богатый опыт и производственный потенциал предопределяют необходимость дальнейшего наращивания производства широкого ассортимента высококачественной конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Оплотом экономики края станет модернизированный агропромышленный комплекс мирового уровня производительности труда и доходности с развитой товаропроводящей системой. Аграрный сектор края займет ведущие позиции по семеноводству и селекционно-племенной работе, производству экологически чистой продукции, освоению ресурсосберегающих технологий, сохранению почвенного плодородия. Более 2/3 выращиваемой в крае сельскохозяйственной продукции будет перерабатываться в готовые высококачественные продукты по современным технологиям. Продуктовые бренды Ставрополья приобретут не только общероссийскую, но и мировую известность.
Ставропольский край – всероссийская здравница. Край позиционируется как территория здоровья, отдыха и бизнес - коммуникаций. Жемчужина Ставрополья – Кавказские Минеральные Воды – должна стать международным брендом, эталоном качества в сфере лечебно-санаторных услуг. Развитие новых рекреационных зон и транспортных коммуникаций на территории края позволят усилить сформировавшийся современный мощный туристко-рекреационный кластер.
Ставропольский край – территория инновационных технологий. Дальнейшее укрепление фундамента инновационного потенциала – научной базы научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, конструкторских бюро позволит привлечь к развитию инновационной инфраструктуры ученых, специалистов, техническую интеллигенцию, имеющих высокий творческий потенциал, в том числе и из-за пределов Ставропольского края. Создание комплекса «образование – наука – инновации» обеспечит край квалифицированными трудовыми ресурсами, поддержит и разовьет высокий уровень инновационной активности в промышленности и сельском хозяйстве.
Стратегия экономического развития Ставропольского края базируется на реализации следующих принципов.
В области региональной экономической политики:
Ø создание новой конкурентоспособной экономики;
Ø поддержка переориентации малого и среднего бизнеса на промышленность и строительство в условиях доминирования торговых сетей;
В области управления развитием территорий:
Ø движение к «экономическому суверенитету» муниципальных образований, достижение баланса между объемом полномочий и возможностью их осуществления за счет максимального использования собственных ресурсов;
Ø использование инструментов стимулирования органов исполнительной власти и местного самоуправления с целью активизации местных инициатив, повышения ответственности за уровень экономического развития соответствующей территории;
Ø увязка регионального стратегического планирования со стратегиями муниципальных образований на основе общей методологии.
В области инновационной политики:
Ø стимулирование смены технологического уклада в промышленном производстве;
Ø приоритетная поддержка проектов, основанных на инновационных технологиях, в том числе с помощью инструментов государственно-частного партнерства;
В области инвестиционной политики:
Ø создание благоприятных условий для привлечения на территорию края прямых стратегических инвесторов;
Ø развитие эффективной инвестиционной инфраструктуры, формирование региональной инвестпроводящей сети;
Прогнозная оценка достижений стратегических целей экономики Ставропольского края представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели оценки достижения стратегических целей экономики Ставропольского края
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
2008 г. |
2012 г. |
2015 г. |
2020 г. |
||
I. Новое качество жизни |
|||||
1. |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
69,5 |
70,0 |
72,0 |
75,0 |
2. |
Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) |
11,5 |
12,5 |
13,5 |
15,0 |
3. |
Темп роста числа мест в детских дошкольных учреждениях, процентов |
99,4 |
112,0 |
123,2 |
141,6 |
4. |
Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте по отношению к уровню 2008 года, процентов |
100,0 |
91,0 |
83,0 |
75,0 |
5. |
Реальные доходы населения по отношению к уровню 2008 года, процентов |
100,0 |
115,0 |
130,0 |
160,0 |
6. |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, процентов (не более) |
18,7 |
16,5 |
15,5 |
13,0 |
7. |
Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий и прожиточного минимума пенсионера, раз |
1,12 |
1,85 |
2,1 |
3,0 |
8. |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год, процентов |
7,8 |
7,5 |
6,5 |
5,0 |
9. |
Удельный вес учащихся, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, процентов |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
100,0 |
10. |
Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов |
12,9 |
15,0 |
18,0 |
24,0 |
11. |
Уровень обеспеченности спортивными залами, тыс. кв. м на 10 тыс. населения |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
12. |
Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями, тыс. кв. м на 10 тыс. населения |
10,4 |
12,0 |
15,0 |
20,0 |
13. |
Обеспеченность плавательными бассейнами, кв. м зеркала воды на 10 тыс. населения |
44,6 |
50,0 |
52,0 |
60,0 |
14. |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя кв. м. |
20,9 |
22,5 |
25,0 |
30,0 |
15. |
Темпы роста, в процентах к 2008 году: |
|
|
|
|
|
розничного товарооборота; |
111,5 |
124,0 |
165,0 |
180,0 |
|
оборота общественного питания |
117,9 |
120,0 |
157,0 |
200,0 |
16. |
Обеспеченность бытовыми услугами, рабочих мест на 1000 жителей: |
|
|
|
|
|
в сельской местности; |
5 |
6 |
8 |
10 |
|
в городе |
10 |
10 |
10 |
10 |
17. |
Уровень газификации населенных пунктов, процентов |
94,6 |
96,7 |
98,6 |
100,0 |
18. |
Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, процентов |
90,4 |
92,0 |
95,0 |
100,0 |
19. |
Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, процентов |
25,5 |
17,5 |
12,0 |
5,0 |
20. |
Доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии, процентов |
11,8 |
9,5 |
7,5 |
5,0 |
21. |
Уровень износа коммунальной инфраструктуры, процентов |
70,0 |
60,0 |
45,0 |
30,0 |
22. |
Количество зарегистрированных преступлений, единиц |
41 735 |
35 000 |
27 000 |
20 000 |
23. |
Число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, единиц |
1 727 |
1 200 |
700 |
200 |
II. Динамичная инновационная экономика |
|||||
1. |
Рост валового регионального продукта (в сопоставимых ценах), процентов (не менее) |
109,9 |
114,6 |
140,0 |
200,0 |
2. |
Валовой региональный продукт на душу населения, руб. |
114 162 |
190 200 |
230 000 |
300 000 |
3. |
Доля обрабатывающей промышленности в ВРП, процентов |
14,0 |
15,8 |
16,7 |
20,0 |
4. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, процентов |
110,2 |
146,5 |
208,5 |
375,0 |
5. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство, в процентах от предыдущего года |
122,3 |
112,5 |
114,0 |
115,0 |
6. |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций промышленного производства, % |
6,8 |
17,0 |
31,0 |
47,0 |
7. |
Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни, процентов |
94,1 |
95,5 |
97,0 |
100,0 |
6. |
Рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), процентов |
115,7 |
120,3 |
135,8 |
151,7 |
8. |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю, процентов (не более) |
116,3 |
116,3 |
114,0 |
110,0 |
9. |
Доля продукции малых предприятий в ВРП, процентов (не менее) |
15,9 |
30,0 |
40,0 |
60,0 |