О РАБОТЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ «ФИРМ - ОДНОДНЕВОК»
Тарасова И.Н. (СибГТУ, г.Красноярск, РФ)
About the work of tax agencies on showing-up «one-day» firms.
Основной задачей налоговой инспекции является увеличение поступления налогов в бюджетную систему РФ. Уклонение от уплаты налогов является одним из самых распространенных и массовых правонарушений в Российской Федерации. Оно сопряжено с построением хорошо проработанных, высокоинтеллектуальных и законспирированных налоговых схем. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Повышена роль налоговых органов в правоотношениях с организациями.
Методики ФНС России по выявлению схем уклонения от уплаты налогов постоянно совершенствуются. В первую очередь налоговые органы стремятся выявить фиктивных контрагентов. Для этого проводится встречная проверка контрагентов. Выясняется факт регистрации и постановки на налоговый учет субподрядчика или поставщика. Проверяется представление в налоговый орган отчетности и отражение в документации выручки от генподрядчика. Проверяется лицензия на проведение строительно-монтажных работ и наличие счета в банке. В настоящее время может проводиться почерковедческая экспертиза с целью подтверждения фиктивности исследуемых документов. Налоговые проверки могут осуществляться и на основании жалоб работающих или уволенных сотрудников организации, в которых упоминаются факты выплаты "серой" заработной платы или нарушения трудового законодательства. Во время налоговой проверки налоговые инспекторы проводят опросы работающих сотрудников с целью выявления реального положения дел в организации. Налоговыми органами осуществляется опрос сотрудников заказчика или генподрядчика с целью выяснения следующих вопросов: какой материал и где покупался; кто фактически выполнял работу; кто привозил груз, предоставлял технику; адреса, телефоны, данные о материалах и их цены; маршрут следования и номера машин местонахождение складов и т.д.
Особое внимание налоговые органы обращают на так называемые альтернативные формы расчетов: векселя, взаимозачеты, бартер, уступка права требования. Особенно подозрительна для налоговых инспекторов ситуация, при которой организация покупает у какой-либо организации вексель (либо по договору займа получает деньги) и одновременно заключает с ней договор подряда или поставки, причем на ту же сумму, по которой приобретается вексель. Налоговых инспекторов в данном случае интересует, не провела ли организация зачет задолженностей, избежав тем самым использования контрольно-кассовой техники. Имеются факты сделок по приобретению векселя с целью прикрыть другую сделку по оплате подрядных работ.
Борьба налоговых органов с "фирмами-однодневками" начинается на стадии их государственной регистрации (рисунок 1). При проверке документов сотрудник отдела государственной регистрации ИФНС России должен вынести решение об отказе в государственной регистрации организации при выявлении:
- совпадений адреса государственной регистрации многих организаций и наличии у регистрирующего органа заявления (письма) собственника такого адреса регистрации о недопущении регистрации юридического лица без его письменного согласия;
- недостоверности нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию;
- недостоверности платежных документов при государственной регистрации юридического лица.
Одновременно с принятием решения об отказе в государственной регистрации сотрудник налогового органа, ответственный за проведение контрольных мероприятий, готовит документы для возбуждения дела об административном правонарушении.
Следующий этап - проверка личности руководителя организации. Если при вводе сведений, содержащихся в заявлении о государственной регистрации, в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц обнаруживается, что руководитель вновь регистрируемой организации является таковым в ряде уже созданных юридических лиц, документы передаются для проведения последующих контрольных мероприятий и возможной дисквалификации этого руководителя.
Если же, несмотря на предыдущие этапы контроля, организацию, имеющую признаки "фирмы-однодневки", все же пришлось зарегистрировать, то она попадает в специальную базу данных "Однодневка". За организациями, включенными в данный список, устанавливается специальный контроль. Так, отдел государственной регистрации и учета налогоплательщиков налогового органа проводит осмотр (обследование) помещения по адресу (местонахождению) юридического лица, приведенного в учредительных документах, чтобы установить, действительно ли организация находится по вышеуказанному адресу.
Так как "фирма-однодневка" только инструмент, то задача налоговых инспекторов состоит в том, чтобы пройти по всей цепочке контрагентов и установить реальный источник денежных средств. Как правило, это действующая организация, которая уплачивает налоги, но использует "фирмы-однодневки", чтобы не платить НДС (или незаконно возмещать его из бюджета) и налог на прибыль.
Для выявления бенефициаров разработаны методики по установлению маршрута движения денежных средств через "фирмы-однодневки", по которым выявляются организации, перечисляющие или получающие денежные средства от организаций, имеющих признаки "фирм-однодневок". Организации, связанные с "фирмами-однодневками", попадают в план проверок налогоплательщиков.
запрос в банки о предоставлении информации об операциях по расчетному
счету организаций, сдающих нулевую отчетность
отбор организаций, перечисливших или получивших от "фирмы-однодневки"
за период существования ее расчетного счета сумму от 10 млн руб. и более
запрос в банк о предоставлении выписки по счетам организаций, -
крупных контрагентов "фирмы-однодневки".
Рисунок.1 - Этапы работы налоговых органов по выявлению "фирм-однодневок"
То же осуществляется и в части взаимоотношений каждой последующей организации, выявляемой налоговым органом по цепочке контрагентов, пока не будет определена организации - владелец средств, прошедших через расчетный счет "фирмы-однодневки". Такая организация устанавливается по следующим признакам: она имеет собственное имущество, собственные денежные средства, нанимает персонал, ведет реальную хозяйственную деятельность, имеет значительные обороты, регулярно сдает налоговую отчетность, хотя и уплачивает налоги в минимальном размере, снижая свои налоговые обязательства путем увеличения расходов через фиктивные договоры. При проверке анализируются также налоги, которые исчисляет данная организация. Особое внимание уделяется НДС (какие суммы начислены в бюджет, а какие - возмещены), выручке (форма N 2 бухгалтерской отчетности), финансовому результату деятельности (прибыль, незначительная прибыль, убыток), заявленным льготам, убыткам предыдущего налогового периода, уменьшающим базу текущего периода.
В отношении контрагентов "фирмы-однодневки" недостающие сведения запрашиваются по встречной проверке. Результаты исследования, на основании которого налоговый орган делает вывод о наличии схемы ухода от налогообложения, оформляются в виде блок-схемы (по каждой цепочке отдельно); схема передается налоговым инспекторам, которые будут проводить выездную проверку. В этой блок-схеме по каждому перечислению денежных средств между участвующими в схеме организациями указывается основание платежа (например, возврат займа, взнос в уставный капитал, оплата товаров, услуг) и приводятся следующие признаки этих организаций:
- "организатор схемы" (присваивается источнику денежных средств);
- "звено цепочки" (присваивается вспомогательным организациям - посредникам в цепочке движения денег от источника к "фирме-однодневке");
- "фирма-однодневка".
Организация, которую на основании совокупности признаков налоговые инспекторы сочтут "организатором схемы", будет включена в план выездных налоговых проверок.
Налоговые органы обращают особое внимание на "фирмы-однодневки" ввиду того, что они играют ведущую роль в схемах уклонения от уплаты налогов. Отличительными особенностями подобных схем, как правило, являются наличие цепочки гражданско-правовых сделок между легальной организацией и "фирмой-однодневкой" и оформление документов по таким сделкам чисто формального характера. При этом отсутствует реальное движение товара или оказания услуги. Выделяются основные виды таких схем:
1) с использованием фиктивных посреднических отношений. Смысл данной схемы заключается в том, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом "вешались" бы на баланс реально не существующих организаций. Гражданско-правовые отношения оформляются агентским договором, договором комиссии или договором простого товарищества;
2) с искусственным занижением налога на прибыль и НДС. Это делается посредством отнесения легально действующим налогоплательщиком в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходов, "осуществленных" в отношении "фирмы-однодневки". Аналогичная ситуация возникает и с уплатой НДС;
3) с отчуждением долей (вкладов) организации третьим лицам. Это делается прежде всего по результатам проведенных налоговым органом контрольных мероприятий, когда сумма начисленных налогов значительна. При таких налоговых обязательствах владельцу организации намного выгоднее "продать" ее посредством изменения состава учредителей и смены руководителя;
4) необоснованное возмещение НДС. В основе этой схемы лежит правило: обязанность перечисления продавцом полученной суммы НДС в бюджет не является одним из условий для возврата экспортеру этой суммы. Этим активно пользуются индивидуальные предприниматели, устраивающие длинные цепочки подставных посреднических "фирм-однодневок", получающих НДС в составе цены товара.
Такие мероприятия, как: проверка документов; ежеквартальный мониторинг отчетности по НДС; повышение качества проведения встречных проверок; систематизация сведений об индивидуальных предпринимателях, участвующих в схемах по незаконному возмещению (вычету) сумм НДС; проведение встречных проверок поставщиков по всем нестандартным ситуациям позволяют выявить нарушения по уплате налогов и увеличить налоговые поступления в бюджет.