В процессе развития рыночной экономики происходят концентрация собственности и интеграция экономических субъектов хозяйственной деятельности. В результате этого формируются группы взаимосвязанных организаций, состоящие из материнских, дочерних и зависимых обществ. Это различные финансово-промышленные группы, холдинги, концерны, корпорации, объединенные не столько благодаря хозяйственной необходимости, сколько из-за принадлежности единому собственнику. Как правило, для осуществления руководящих и управленческих функций владелец всех компаний создает специальную организацию, имеющую организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью.
Можно рассматривать вопросы контроля как группы (холдинга) в целом, так и отдельных входящих в нее организаций. Потребность в проверке и анализе составляемой консолидированной отчетности группы возникает у руководства холдинга в связи с необходимостью:
• достоверной оценки объема операций, совершаемых отдельными организациями в интересах группы или других лиц;
• определения влияния этих операций на финансовые показатели деятельности группы (в том числе на налоговые платежи);
• установления правильности взаиморасчетов головной организации, дочерних и зависимых обществ;
• оценки степени управляемости группы;
• разработки стратегии развития бизнеса.
Планировать, финансировать, анализировать и, в конечном счете, контролировать деятельность экономической системы становится возможным при условии функционирования органов внутреннего (системного) контроля. В деятельности таких органов нуждаются также системы управления крупных организаций. Отметим, что таких субъектов в стране становится все меньше в связи с усиливающимися процессами концентрации капитала и их присоединением к группам [4].
Стратегия в области формирования систем внутрихозяйственного контроля – важная составляющая бизнес-стратегии компании. Роль внутреннего контроля трудно переоценить. При его помощи обеспечивается сохранность собственности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства и в финансах, формируются условия для повышения эффективности управления компанией.
Системы контроля в той или иной форме существуют на каждом предприятии. Тем не менее, приходится констатировать, что практика формирования в России полноценных систем внутрихозяйственного контроля только начинает складываться. Чем больше компания и чем сложнее ее организационная структура, тем шире требования к системам контроля и актуальнее задача повышения их качества [2].
В настоящее время существуют различные мнения относительно толкования термина «внутрихозяйственный контроль».
В самом узком понимании внутренний контроль означает всего лишь сбор информации об объекте контроля. Такого рода контроль осуществляется всеми менеджерами компании (субъектами контроля) в рамках выполняемых ими функций. Так, директор по продажам с целью управления регулярно собирает сводки об объемах продаж в натуральном и денежном измерении, информацию о претензиях к качеству проданного товара и т.д. В широком понимании контроль - это непрерывный процесс управления деятельностью компании, включающий сбор информации, анализ ее, принятие на основе данного анализа решений регулирующего характера, обеспечение процедур обратной связи [2].
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений[3].
Внутренний контроль организации – это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:
- определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
- сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;
- оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования организации;
- выявление причин данных отклонений [1].
Процесс контроля имеет две основные формы организации: структурно-функциональную через функциональные связи между структурными подразделениями и форму прямого контроля через специализированные обособленные подразделения, основной функцией которых является контроль деятельности компании. Формирование качественной системы контроля в средних и крупных компаниях всегда предполагает наличие обеих форм. Специализированными подразделениями внутреннего контроля являются службы внутреннего аудита и контрольно-ревизионные управления, подчиняющиеся, как правило, генеральному директору компании, а также комитеты по аудиту при советах директоров. Наличие той или иной специализированной службы внутреннего контроля в структуре компании определяется масштабом деятельности, особенностями ведения бизнеса, отношением руководства к внутреннему контролю и структурой акционерного капитала компании. Ее появление - результат стремления высшего органа управления компанией (совета директоров) получать объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления [2].
Литература
1. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. – М.: «Экзамен», 2000.
2. Гогишвили В. Внутренний контроль в системе управления холдингом/ Управление компанией. -2004. -№3 (34).
3. Жминько С.И. Внутренний аудит/ Жминько С.И., Швырева О.И., Сафонова М.Ф. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
4. Серебрякова Т.Ю. Сущность и задачи внутреннего аудита/ Аудиторские ведомости. -2008. -№11.