СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Гуриева Л. К., Кабисов М.Е. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)
Новая роль образования в современном российском обществе определяется как на уровне общих идей, а так и политических стратегий и экономических инвестиций. В программных документах Правительства РФ поставлена задача качественно нового инновационного способа развития российского образования в целях придания ему динамичности, рыночной ориентации и международной конкурентоспособности[1]. Решение этой задачи затрагивает все аспекты улучшения интеллектуального потенциала России и ее регионов. Однако разработка стратегии реформирования и инновационной модернизации системы дополнительного профессионального образования российских регионов, несмотря на ее ведущую роль в приращении человеческого капитала регионов, пока рассматривается скорее на постановочном, нежели конструктивном уровне. В этой связи чрезвычайно актуальными являются исследования современных тенденций и проблем развития дополнительного профессионального образования (ДПО).
Профессиональное дополнительное образование специалистов в России имеет свою историю, в которой четко выделяются досоветский, советский и современный этапы развития. Последний связан с началом осуществления рыночных реформ в Российской Федерации в 1992 году и характеризуется многократным ростом потребности в подготовке, переподготовке кадров для работы в рыночных условиях хозяйствования. Именно система дополнительного профессионального образования в 1992–2000 гг. сыграла решающую роль в кадровом обеспечении переходной к рыночным условиям экономике и в сжатые сроки оказала действенную помощь гражданам России в овладении рыночными механизмами, организации собственного дела и пр. Гибкость, мобильность образовательных структур этой системы, отказ от единообразия программ обучения, максимальный учет потребностей заказчиков – предприятий и частных лиц – позволили адаптировать последних к изменяющейся среде, достаточно быстро развиваться в условиях институциональных изменений и рыночной трансформации российской экономики.
Вместе с тем именно в 1990-е годы произошли весьма негативные изменения в сфере образования России: сложилось хроническое недофинансирование высшего образования, произошло резкое сокращение научно-исследовательской деятельности вузовского сектора науки и как следствие упала эффективность использования человеческого капитала высшей школы, в структуре российского образования резко сузились сектора естественно-научного и инженерно-технического образования. На фоне бурного роста негосударственного сектора образования, особенно дополнительного высшего профессионального образования, к началу 2000-х гг. в целом в регионах России сложилась весьма неэффективная система управления ДПО, результатами деятельности которой явились снижение качества подготовки специалистов, неэффективное использование финансовых ресурсов и как следствие, неудовлетворенность отдельных индивидов и работодателей, а также общества в целом услугами системы дополнительного высшего образования [2].
Результатом реализации такой политики стало резкое падение индексов уровня образованности граждан России. Так коэффициент интеллектуализации населения, регулярно рассчитываемый ЮНЕСКО, в нашей стране имеет следующий вид: 50-е годы – 3-е место, 60-е – 2-е место, 70-е – 24-е место, 80-е годы – 45-е, 1990-е годы 60-е место, а в 2006 г. – 64 место в мире. Россия тратит на высшее образование чуть более 1% от ВВП, при том, что Канада тратит на высшее образование 2,5% ВВП, США – 2,9%, Южная Корея – 3,1 % ВВП[3]. В целом за период 1990–2005 гг. объем совокупного финансирования образовательной отрасли мира вырос более, чем в 40 раз [4].
В последние годы ситуация в России постепенно начала меняться и доля расходов на разные виды образования в ВВП ежегодно растет[5], а принятие национального проекта «Образование» положило начало системного развития всей образовательной отрасли России.
Так, в 2008 г. расходы федерального бюджета по разделу «Образование» установлены в размере 307,2 млрд. руб., а консолидированный бюджет образования в Российской Федерации составит не менее 1 411,0 млрд. руб.[6] При этом основная часть бюджета образовательной отрасли России (96%) направлена на мероприятия целевых программ и реализацию приоритетного национального проекта «Образование», в том числе поддержку инновационных программ вузов по подготовке и переподготовке специалистов.
В 2008 г. на цели «обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения и обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации» и «создание условий для развития непрерывного образования» из средств федерального бюджета планируется израсходовать 205,8 млрд. руб. или 67% общего объема финансирования[7].
В настоящее время в 87 субъектах Российской Федерации функционирует более 1459 учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В их числе 19 академий повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, 14 межотраслевых институтов повышения квалификации при вузах, 53 межотраслевых региональных центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, 103 института усовершенствования учителей и врачей, 140 отраслевых институтов повышения квалификации, 80 курсов (школ) повышения квалификации министерств и ведомств, более 300 факультетов повышения квалификации руководителей и специалистов при вузах, 160 курсов и 92 отделения при образовательных учреждениях среднего профессионального образования, 27 учебных центров переподготовки военнослужащих, 56 учебных центров занятости[8].
По официальным данным Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ в 2005/2006 учебном году в системе дополнительного профессионального образования прошли обучения 1,416 тыс. человек, в том числе 1,322 тыс. человек повысили квалификацию, 93,9 тыс. человек прошли профессиональную переподготовку. В 2006/2007 учебном году в системе дополнительного профессионального образования прошли обучения 2,5 тыс. человек, в том числе 2,334 тыс. человек повысили квалификацию, 1,455 тыс. человек прошли профессиональную переподготовку. Как следует из рисунка 6, 92,05% из них повысили квалификацию по программам в объеме 72–100 часов (49,67%), 101 час и выше (42,39%). Прошли стажировку 1,4% (около 35000 тыс. человек), и, наконец, прошли профессиональную переподготовку 6,56%. Причем из них по программам свыше 500 часов обучились 4,67% и 0,89% освоили программы свыше 1000 часов с получением диплома о дополнительной квалификации.
По данным федерального Агентства по образованию, среди прошедших переподготовку и повысивших квалификацию 450,2 тыс. руководителей, 650 тыс. специалистов, 87 тыс. государственных служащих, 6,6 тыс. уволенных с военной службы, 35 тыс. незанятых лиц по направлениям службы занятости. Из общего числа повысивших квалификацию и прошедших профессиональную переподготовку по актуальным проблемам рыночной экономики и социальным проблемам обучено 355 тыс. человек. По приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии – 204,5 тыс. человек. По сравнению с 2003/2004 учебным годом количество прошедших обучение в системе ДПО увеличилось в 2,1 раза.
В сфере ДПО в минувшем учебном году работало около 200 тысяч преподавателей, из которых 35,52% – штатные преподаватели, 12,82% – совместители и 51,52% – преподаватели, работающие на условиях почасовой оплаты. Малая, по сравнению с вузами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и приходящих на повышение квалификации с целью получения дополнительных знаний, которые, по общему мнению экспертов, далеко не каждый преподаватель вуза может им дать.
Сопоставительные исследования функционирования дополнительного профессионального образования в различных субъектах Российской Федерации позволяют выявить две диалектически противоречивые тенденции в его развитии: с одной стороны, значение частных, специфически национальных факторов в региональном образовании постепенно снижается, и на первый план выходят факторы и тенденции, общие для большинства развитых стран: налицо усилившееся под давлением Министерства образования и науки Российской Федерации внедрение в систему высшего образования регионов принципов Болонского процесса, ведущих его к европейской унификации и потере национальных научно- образовательных традиций страны[9]. С другой стороны, одной из главных тенденций изменения в сфере высшего профессионального образования России можно назвать усилившуюся регионализацию всех видов и форм дополнительного высшего образования, что ведет к углублению территориальной дифференциации качества образования и региональной специализации структуры образования в типологически разных регионах России.
Обзор существующих теоретических положений по формированию национальных систем непрерывного образования, методов изучения причин и фактор регионализации дополнительного образования позволяют выделить следующие факторы регионализации дополнительного высшего профессионального образования России в условиях углубления глобализации и вхождения России в ВТО: становление территориально-локализованных рынков образовательных услуг в рамках единого нормативно-правового пространства и формирование неоднородного филиального пространства крупнейших российских вузов, рост влияния на сферу высшего профессионального образования комплекса регионально-отраслевых факторов[10], дальнейшее усиление взаимозависимости между образовательной деятельностью и региональной организацией экономики в целом[11].
Регионализация сферы дополнительного профессионального образования в России проявляется, по нашему мнению, в трех взаимосвязанных тенденциях (рис.1):
Рисунок 1- Основные тенденции регионализации сферы дополнительного профессионального образования в России
– приоритетной ориентации региональных образовательных комплексов на удовлетворение конкретных региональных потребностей на услуги высшего профессионального образования, переподготовку и повышение квалификации специалистов;
– в интеграции сети учебных заведений высшего профессионального образования как институционально: создание региональных систем университетского типа (в последние годы именно университетские центры заняли ведущее место в региональной структурной перестройке профессионального образовании), так и предметно-содержательно: как правило, на региональном образовательном пространстве реализуются схожие по содержанию и уровню подготовки образовательные программы, что объясняется ограниченным числом профессорско-преподавательского состава региона;
– в снижении роли федерального уровня государственного управления дополнительным образованием и усилении влияния различных региональных структур государственно-общественного регулирования дополнительного образования. В этой связи можно говорить о региональных моделях управления дополнительного образования в типологически разных регионах России. При этом наиболее эффективная региональная модель непрерывного образования, по общему признанию экспертного сообщества, сложилась в Республике Татарстан.
[1] Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года. Одобренные на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г., протокол № 47, раздел 1.
[2] Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. -2005. -№ 3. -С.43
[3] Итого лондонской конференции министров образования Европейских стран// Вопросы образования. -2007. -№ 4. -С.5.
[4] Суэтин А. 2006 год: мир сегодня и завтра (обзор основных положений доклада «Состояние планеты –2006»//Вопросы экономики. 2-006.- № 4. -С.35.
[5] Так, финансирование только высшего образования из средств федерального бюджета выросло в 2004 –2006 гг. почти в два раза: с 71,8 млрд рублей в 2004 году до 161,7 млрд в 2006 г.( Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008–2016. // Эксперт. 2007. № 32.)
[6] Пресс-релиз заседания Правительства Российской Федерации 10 апреля 2008 года/Официальный сайт Правительства РФ. Для сравнения
[7] Там же
[8] VIII Всероссийская конференция по дополнительному образованию. Роль ДПО в повышении качества кадрового состава системы образования / Под ред. В.Л.Панкова. -М., 2007.
[9] Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005; Анализ рисков и потенциальных возможностей российского образования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации. / Под ред. М.В.Ларионовой. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.
[10] Чумадин А., Ершов В. Подготовка кадров для аэрокосмической промышленности: проблема стандарта //Высшее образование в России. 2006. №7; Жиганов А., Карпов С., Цепаева И. Подготовка специалиста-атомщика на интегративной основе //Высшее образование в России. -2007. -№9.
[11] Шестак Н. Технологии обучения в системе непрерывного профессионального образования //Высшее образование в России. -2006. -№12.