Емельянова И.Н. (РГЭУ, г.Ростов–на–Дону, РФ)
The system of balanced Scorecard (BSc) is an important tool for carrying out the strategic audit. The information necessary for the key factors` strategy control is formed with the help of BSc. It is impossible to Sind such information in accounting or other information system of enterprise without the above – mentioned one.
Несмотря на текущий контроль посредством управления и менеджмента, периодически требуется проводить аудит, то есть глубокий анализ каждой составляющей бизнеса.
Задача аудита реализации стратегии состоит в том, чтобы обеспечить собственников бизнеса и руководство компании информацией о том, как текущее положение бизнеса соотноситься с выполнением стратегических целей компании и при необходимости внести коррективы.
Стратегический аудит следует проводить в несколько этапов.
Первоначально аудитору необходимо определить и проанализировать ключевые бизнес-процессы, которые оказывают определяющее влияние на достижение целей организации.
На втором этапе по каждому бизнес-процессу выявляются реальные и вероятные риски, формируется взвешенное суждение о том, в какой степени эти риски или угрозы для бизнеса смогут повлиять на достижение целей компании, если они материализуются.
После этого принимается решение о характере реагирования на риски и при необходимости под каждый риск назначается ответственный, затем разрабатывается соответствующая процедура внутреннего контроля, направленная на его минимизацию.
Стратегический аудит состоит из двух основных частей: внутреннего и внешнего аудита. Внешний аудит, или аудит маркетинговой среды, исследует макросреду и среду задач компании.
При проведении стратегического аудита для получения финансовой информации о деятельности клиента может быть использована система сбалансированных показателей (ССП).
Данная система представляет собой сочетание объективных, легко поддающихся количественному учету результатов и субъективных в некоторой степени произвольных параметров будущего роста.
Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого системой оценок перспектив. И выступает новой схемой, которая включает в отчетность показатели стратегического развития компании.
ССП позволяет аудиторам избегать разрыва в информации между стратегическими целями бизнеса и оперативным управлением. И обеспечивает полное понимание того, как отдельные подразделения, службы и даже работники влияют на достижение поставленных перед компанией целей.
Преимуществом использования ССП при проведении стратегического аудита состоит в том, что аудиторы, использующие эту систему, в результате получают «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления.
В рамках ССП аудитор рассматривает стратегическое развитие предприятия в разрезе следящих четырех направлениях:
1. финансовый аспект;
2. взаимоотношения с потребителями;
3. внутренние процессы организации;
4. инновации и развитие персонала.
Анализируя первое направление, аудитор должен обратить внимание на то, как оценивают предприятие акционеры и насколько интересно инвесторам вкладывать деньги в данное предприятие.
При работе над вторым направлением аудитору необходимо оценить взаимоотношения с потребителями продукции аудируемого предприятия, то есть, чем предприятие может заинтересовать клиентов, чтобы привлечь их и добиться требуемых финансовых результатов.
Третье направление требует от аудитора оценки внутренних процессов, где необходимо ответить на вопрос - какие бизнес процессы играют наиболее важную роль при реализации предприятием своего конкурентного преимущества.
При анализе четвертого направления аудитору необходимо ответить на такие вопросы как: за счет, каких знаний, умений, опыта, технологий и прочих нематериальных активов предприятие сможет реализовать конкурентные преимущества.
Эти четыре проекции ССП взаимосвязаны и дают аудитору возможность выстроить план действий аудитора по проведению стратегического аудита.
Сбалансированный комплекс показателей - является краткой и в тоже время достаточно полной картиной достижений и итогов продвижения к целям, т.е. общая характеристика происходящего в организации. Итоговые показатели организации смешиваются с текущими, так как без информации об уровне данных показателей нельзя понять, как именно получены итоговые.
Российскими консультантами предлагается следующая схема ССП, изображенная на рисунке 1[1].
Основной задачей системы сбалансированных показателей является трансформация миссии компании в конкретные задачи и показатели. Эти показатели представляют баланс между внешними отчетными данными для акционеров и клиентов и внутренними характеристиками наиболее важных бизнес-процессов.
Рисунок 1- Система сбалансированных показателей: контур управления (стратегия – тактика - оперативное управление)
Применение аудиторскими фирмами при проведении стратегического аудита ССП позволит:
- рассмотреть бизнес как единое целое;
- мера объективной оценки бизнеса и способ проверки прогнозных сценариев развития организации;
- помогает перевести сложные и расплывчатые понятия в более точную форму, что помогает аудиторам прийти к единому мнению.
Таким образом, система ССП является удобным инструментом для проведения стратегического аудита, так как с её помощью формируется информация необходимая для контроля стратегии ключевых показателей, которые невозможно отыскать в бухгалтерском учете или другой информационной системе предприятия.