Особенности интеллектуализации
экономики региона в условиях глобализации
Дзобелова В.Б. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)
We consider the role of knowledge and information in the economics of the region
В условиях повышения роли знаний и информации существенно меняется характер социально-экономического развития региона. Подобное изменение идет по целому ряду направлений.
Одно из основных отличительных требований, которое выдвигает процесс интеллектуализации региона, — наличие полной и качественной информации по основным аспектам деятельности органов власти, населения и хозяйствующих субъектов. Так, результат деятельности предприятий региона обусловлен не только производством и реализацией продукции или услуг, получением прибыли; он в определяющей мере зависит, прежде всего, от возможности работников получить, проанализировать и правильно интерпретировать информацию о состоянии рынка и его динамике, возможностях партнеров, реальной оценке потенциала конкурентоспособности предприятий. Причем, количественные и качественные характеристики информации (объем, достоверность, оперативность и другие), необходимые для принятия решений, становятся важнейшим ресурсным и стратегическим фактором и определяют успех или неуспех деятельности предприятий региона.
Следует также учитывать, что на смену общему требованию выпуска определенного количества продукции в соответствии с потребностью рынка (что характерно в целом для рыночной экономики), приходит более жесткое требование — выявить конкретные группы потребителей (как правило, локальные), определить их потребности (в том числе к параметрам продукции) и целенаправленно удовлетворить этот индивидуальный спрос. Любое наращивание объемов производства целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции, что связано либо с расширением целевой аудитории потребителей, либо с ростом доходов и возрастанием потребительского спроса индивидуальных клиентов.
В условиях интеллектуализации экономики региона предприятия не только выполняют функцию фактора производства, производителя основных материальных благ. Наряду с этим они принимают форму социального фактора развития личности на основе высоконаучного производства, и в этой связи приобретают характер всеобщего интеллектуального фактора развития общества. Предприятия выступают как «информационно открытые» социально-экономические институты, поскольку они являются формой всестороннего выражения и развития личности человека, его способностей и высших потребностей в труде, социальном статусе и самовыражении. Экономические и социальные потребности людей в рамках предприятий определяют их стремление к свободному выбору способа реализации трудового потенциала и форм хозяйственной деятельности, выбор которых ограничивается лишь их эффективностью и конкуренцией. Деятельность работника все теснее связывается с состязательностью и творчеством, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе, получить возможность принимать самостоятельные решения.
Кроме того, в современной региональной экономике широкий доступ к необходимой деловой информации делает поведение потребителей гибким и выборочным. Даже региональный потребитель имеет широкую возможность провести сравнительный анализ потребительских качеств товара, привлекательных сторон сервиса и т.п., сделать соответствующие выводы о выгодности приобретения того или иного товара. Причем, очень часто на принятие решения покупателем, влияют едва заметные нюансы, связанные с продукцией или поведением предприятия, что значительно увеличивает информационные потоки, которые должны быть учтены сотрудниками предприятия. Данное обстоятельство вынуждает производителей стремиться к получению знаний о ситуации на рынке, адекватно и гибко реагировать на изменение потребительского спроса. Это, в свою очередь, требует, во-первых, заблаговременности действий по выявлению изменений в состоянии потребительского спроса (наличие мониторинга рынка); во-вторых, наличие разработок (НИОКР, инноваций, проектов) и возможностей их быстрого применения в производстве; в-третьих, наличие ресурсов (финансов) для осуществления изменений на предприятии.
Интеллектуализация экономики региона проявляет себя в ряде следующих изменений.
1. Превращение информации в важнейший производственный фактор и ресурс деятельности предприятий региона. Первостепенной проблемой развития предприятий в конкурентной экономике является постоянное исследование рынка и выявление на этой основе потребительского спроса, скорейшая разработка и освоение новой продукции, информирование покупателей об ее преимуществах.
2. Превращение информации и знаний в непосредственно производительную силу. Особенность системы управления регионом и предприятиями состоит в принципиально новой способности воспринимать информацию и претворять его в реальную управляющую силу. Тем самым завершается превращение информации (в форме знания) в непосредственную производительную силу, проявляемую на уровне системы управления регионов или предприятия. При этом информационные технические средства, информационные технологии и информационные функции, обеспечивающие целеполагающую деятельность сотрудников, представляют собой один из главных каналов, по которым информация непосредственно включается в производственный процесс.
3. Изменение структуры экономики региона. В современных условиях иерархические структуры управления все больше уступают место сетевым взаимосвязям и кооперациям. Преимущественное развитие получает не вертикальная, а горизонтальная кооперация, что способствует увеличению производственной автономии работников и полностью изменяет систему экономических и трудовых отношений. Например, системы информации позволяют сотрудникам дистанционно взаимодействовать на объекты управления по самым сложным задачам в режиме реального времени, обмениваясь огромными массивами информации. Выделение в составе предприятий региона бизнес-процессов и формирование бизнес-единиц, реализующих конечную для фирм продукцию (центры прибыли), или обслуживающих процесс производства и управления (центры затрат), передача им функций оперативного менеджмента и переход на этой основе от чисто иерархических (вертикальных) к горизонтальным коммуникациям резко сокращает число посредников в среднем звене.
4. Изменение логики и процедур управления деятельностью хозяйствующими субъектами региона. Важная особенность современной системы управления состоит в резком увеличении объема, разнообразия и скорости передачи, обработки и выдачи информации. Появилась возможность управлять объектом в рамках «реального масштаба времени» и получать ответный сигнал о параметрах такого управления.
5. Повышение требований к человеку. Современной экономике необходим человек, обладающий умением концептуально мыслить и работать с нечеткими категориями, способностью фантазировать и генерировать идеи, действовать в противоречивых ситуациях. При этом управлять творчески мыслящей личностью - главным действующим лицом современной экономики прежними методами невозможно и неэффективно. Необходим переход к управлению с позиций сотрудничества.
6. Усиление адаптивной способности предприятий региона, что означает широкое использование имитационного моделирования, переход от стандартизированных к гибким процедурам, позволяющим вести учет деятельности в режиме реального времени, используя результаты анализа для принятия управленческих решений. За счет большей доступности источников финансирования на глобальном рынке, доступа к информации о клиентах, поставщиках, рабочей силе, технологиях и т.д. предприятие региона способно более точно выбирать линию поведения на рынке.
7. Создание коммуникативного пространства предприятий региона для взаимодействия с поставщиками, потребителями и обществом. В современной экономике возникает необходимость формирования предприятием своего коммуникативного пространства. Информационные возможности позволяют предприятию сокращать трансакционные издержки на маркетинг, обеспечивать поиск заказчиков и поставщиков, осуществлять заключение контрактов, обработку заказов (заявок), их оформление и согласование, подготовку и рассылку рекламных материалов и т.д.
8. Изменение схем кооперации и интеграции предприятий региона Повышение роли информации и знаний вызывает переход от вертикальной кооперации и интеграции предприятий региона к глобальной экономической кооперации и интеграции на базе всеобъемлющих сетей (например, научно-производственно-торговых сетей), включающих корпорации, средний и малый бизнес (в качестве субподрядчиков, франчайзеров и т.д.).
9. Повышение значимости информации и знаний в эффективности деятельности экономики региона. Так, развитие каналов связи приводит к ускорению передачи информации между подразделениями, удаленных друг от друга на значительные расстояния, возможность дистанционного управления подразделениями и т.д. Например, на уровне управления экономикой региона можно обеспечить координацию рыночного взаимодействия в технологических цепях; повышение качества управленческих решений на основе более полного учета внешней информации; выполнение многовариантных расчетов и имитационных моделей; обеспечение учета информации в режиме реального времени; рост планомерности бизнеса на базе повышения информационной открытости предприятий и т.д.
10 Повышение требований к качеству организации предприятия. В условиях глобализации предприятия региона вынуждены обеспечивать переход от региональных и национальных нормативных документов к глобальным стандартам качества, самым современным технологиям, эффективным методам управления и организации других сторон своей деятельности с учетом мировых тенденций.
11. Возникновение синергического эффекта. Широкое применение информации и знаний в экономической деятельности на региональном уровне создает потенциальные возможности возникновения синергического эффекта, под которым понимаются такие преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа факторов. При этом эффект совместных действий выше простой суммы влияния индивидуальных факторов. Современные системы управления на основе знаний увеличивают эффективность деятельности предприятий, позволяя находить и обрабатывать большое количество разноплановой информации, соединять данные из разных источников, работать одновременно с одной и той же информацией многим участникам и т.д. Это позволяет резко ускорить оборот и эффективность использования средств, повысить производительность и эффективность работы предприятий, обеспечивает потенциал для создания конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов региона.