О некоторых Проблемах развития общества на этапе становления экономики знаний
Дзакоев З.Л. (СОГУ, г. Владикавказ, РФ)
The problems of development of society in conditions of knowledge are considerated.
Характер хозяйственной деятельности в условиях становления экономики знаний, утверждение элементов новой системы общественных отношений неизбежно создает ряд проблем теоретического и практического характера, которые призвана решать управленческая наука. В той связи современная наука все чаще вынуждена задаваться вопросами, которые не входили в область ее интересов еще некоторое время назад. Из множества проблем развития общества в условиях становления экономики знаний выделим и кратко рассмотрим наиболее характерные.
Взаимодействие «нематериального» и материального производства в экономике знаний. Сектор информации и знаний занимает достаточно прочные позиции в экономике развитых стран. Многие зарубежные и отечественные исследования приходят к выводу о становлении и развитии постиндустриального информационного общества как о свершившимся факте. В известной мере это так, однако, на наш взгляд, здесь необходим взвешенный подход. Так, нередко встречаются суждения о реиндустриализации производства в связи с его «тотальной» информатизацией и применения все новых знаний.
Реиндустриализация производства фактически означает, что предприятия материального производства устарели и обречены на замещение «информационными» хозяйствующими субъектами. В утверждениях о нематериальном типе производства содержится солидная доля сверхожиданий от возможностей информатизации общества и экономики знаний. Во-первых, материальное производство не может быть устранено в полном объеме. Причина подобного проста — материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен веществ с природой; они не могут прекратить потребление, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно и без последствий манипулировать объемами и видами производства.
Производство является материальной основой в жизни общества. Люди должны иметь для потребления пищу, жилище и др. жизненные блага. Природа, за немногими исключениями, не предоставляет людям готовых к потреблению жизненных благ - их нужно производить. Именно видоизменение и приспособление предметов и сил природы к удовлетворению человеческих потребностей выступает как материальное производство. В этой связи материальное производство - вечное естественное условие жизни людей и в этом значении оно есть производство самой человеческой жизни. А информация и знания выступают в роли факторов и катализаторов материального производства и сферы услуг.
Во-вторых—информационное производство и сфера знаний не являются самодостаточными, они не создают непосредственно материальные блага, а выполняют несколько подчиняющую, обслуживающую материальное производство роль и относятся к области специализированной инфраструктуры (что также вытекает из вышеизложенного).
Конечно, наступление эпохи информации и знаний должно кардинально изменить наши представления о составе, структуре и возможностях технологической основы материального производства, подобно тому, как это сделал в свое время индустриальный технологический способ производства, пришедший на смену аграрному. Однако информация и знания выступают в настоящее время скорее как специализированная инфраструктура производства, удовлетворяющая его информационно-технологические потребности, чем как самостоятельный способ производства материальных продуктов.
Проблема противоречия между производством и потреблением в экономики знаний. Производство и потребление представляют собой противоречивое единство: производство — создает продукт, а потребление уничтожает, утилизирует его. Противоречивому взаимодействию производства и потребления объективно присущи потребности, которые возникают:1) как на основе производства (т.е. потребности возникают вместе со средствами их удовлетворения по мере достижения соответствующих производственных возможностей); 2) с другой стороны потребности — это идеальный образ продукта, необходимого для предстоящего потребления. В этом качестве они возникли на основе потребления и из потребления. В силу их возникновения также и из потребления, потребности более мобильны, чем производство.
В условиях экономики знаний производство благ должно расти быстрее, чем ранее в индустриальной экономике, в силу все большего развития производительных сил. Производство, основанное на знаниях — это результат совершенствования вещественных факторов, нематериальных активов и всех других структур элементов производительных сил, рост научно-технического уровня квалификации работников на основе последних достижений науки и техники. Однако при этом и распространение знаний о появлении новых благ и характере их потребления также ускоряется. В этой связи противоречия между производством и потреблением сохраняются, и основным источником удовлетворения растущего спроса служит все возрастающее и совершенствующееся производство. На основе потребностей людей развиваются и функционируют их экономические интересы — это направленность внимания людей на реальные определенные и потенциальные объекты присвоения и потребления. Экономические интересы непрерывно выступают перед производством и предприятиями как идеальный образ необходимых людям предметов потребления и услуг, что служит стимулом непрерывного развития и совершенствования производства на более высоком уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономика знаний не решает полностью проблему противоречия между производством и потреблением. Оно позволяет решать это противоречие на другом уровне.
Проблема непроизводительного труда непроизводственной сферы.
В зависимости от уровня развития общественных потребностей и широкого набора, соответствующих им жизненных благ и услуг, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Материальное производство образуют различные отрасли, в которых на основе различных веществ и сил природы создаются материальные блага.
Нематериальное производство образуют отрасли, где оказываются непосредственно трудовые нематериальные услуги и создаются духовные ценности. До последнего времени ведущая и определяющая роль в составе совокупного общественного производство принадлежала материальному производству. В современных условиях в экономически развитых странах широкое развитие получили сферы образования, науки, информатики, услуг. В них занята преобладающая часть самодеятельного населения. Работники материальной сферы все меньше участвуют в производственно-технологических процессах, в основном они выполняют творческие функции по конструированию новой продукции, автоматизации и т.д.
Развитие экономики знаний связано с новыми формами экономических отношений и становлением принципиально нового технологического способа производства — информационного, когда на этом этапе меняется его структура и, соответственно, преобразуется само общество в целом, из индустриального оно трансформируется в постиндустриальное. Базисом перестройки экономики на наукоемкой основе выступает процесс получения новых научных знаний (открытия, изобретения) и их широкое внедрение в производство, коммерциализация передовых НИОКР и технологий. Современная экономическая деятельность фирм носит децентрализованный характер и базируется на творческом интеллектуальном потенциале конкретных личностей: ученых, инженеров, предпринимателей, обладающих соответствующими знаниями и умениями.
Организационной и институциональной формой воплощения новых экономических отношений выступает соответствующая отрасль или предприятие, использующие достижения науки и превращающие их в конкретный материально-вещественный товар, работу или услугу. Становление экономики знаний делает несостоятельными утверждения о непроизводительном труде непроизводственной сферы.
Проблема человеческого капитала. В экономике знаний решающее значение на предприятиях приобретает фактор человеческого капитала. Знания и квалификация людей становятся ключевыми ресурсами прогрессивного развития предприятий, создания современных форм их организации и повышения экономического потенциала.
В развитых странах органы власти, а также фирмы, расположенные на данной территории целенаправленно содействуют трансформации наиболее крупных региональных университетов в исследовательские центры, способные обеспечить предприятия квалифицированными кадрами, а точнее уникальными специалистами и новыми разработками. Так, крупнейшие исследовательские университеты США стали общепризнанными центрами мировой науки, именно здесь формируются научно-технологические и образовательные приоритеты, концентрируются основные ведущие научные лаборатории США. Они формируют научно-исследовательское ядро территориальных научно-производственных комплексов, таких как технополисы или технологические районы, на которых располагаются современные наукоемкие предприятия. Однако не все государства и фирмы могут себе позволить полноценное развитие человеческого капитала в силу финансовых, образовательных, научных, культурных и других ограничений, что естественно сказывается на формировании постиндустриального общества и конкурентоспособности национальных предприятий.
Проблема доступности знаний и адекватности желаний и потребностей людей. Человек — главный фактор производительных сил и субъект производственных и всех других отношений. Человек создает орудия труда, производства, его технологии, организует производство и своим трудом оживляет средства производства, превращает их в функционирующие, потому он является главной производительной силой общества. В условиях научно-технической революции человек перестает быть придатком к машине и все более переходит от непосредственного механического и физического взаимодействия на сырье и материалы, к работе с производственно-технической информацией о протекании соответствующих производственных процессов, к управлению ими на любом расстоянии.
Вместе с тем, условия экономики знаний делают чрезвычайно доступными огромные объемы разнообразной информации.
Проблема заключается в том, что при наличии выбора очень трудно навязать людям то, чего они не хотят. Сейчас объемы знаний, которые становятся доступными, растут со скоростью, превышающей способности людей к их освоению и пониманию. В аналогичной ситуации находятся и работники фирм. Возникает парадоксальная ситуация, в экономике знаний есть опасность превращения человека в придаток к информации (или к информационной технике). Решение данной проблемы видится в постепенном «научении» людей работе с информацией и знаниями. Человек, а не информация, является конечной целью общественного производства. Конечные продукты производства предназначены исключительно для удовлетворения человеческих потребностей, жизненных благ и услуг, и поэтому информация не может быть очередным средством производственного «закабаления» человека.