Прогнозирование спроса на перерабатывающих предприятиях АПК РСО-Алания
Дзагоев В.Р. (ГГАУ, г. Владикавказ, РФ)
The methods of forecasting of demand at the reproducing enterprises of agriculture have been presented in this paper.
В качестве основного ориентира при прогнозировании уровня потребления продуктов питания и перспектив развития отраслей, вырабатывающих эти продукты, приняты научно обоснованные нормы.
Перерабатывающие предприятия АПК Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) по многим продуктам определяют лишь суммарный размер потребления без подразделения на конкретные изделия, которые должна вырабатывать промышленность, а по некоторым видам продукции прогнозы спроса совсем отсутствуют. Часто спрос определяется на основе определенных норм потребления. Например, потребление сахара определяется с учетом общей нормы, соответствующей потребностям организма и включающей не только сахар как самостоятельный товар, но также сахар в кондитерских изделиях, мороженом, безалкогольных напитках и пр. Между тем для определения перспектив развития отраслей перерабатывающей промышленности надо оценить перспективную потребность отдельно в сахаре-песке, рафинаде, конфетах, печенье и т. д.
Аналогичная ситуация складывается и с рыночным спросом на овощи и фрукты. Известны научно обоснованные нормы потребления овощей и фруктов, но сколько в том числе потребуется свежих, а сколько консервированных и замороженных — это можно определить лишь с учетом тенденций спроса и экономических соображений (соотношение затрат на сохранение и транспортировку свежих овощей и фруктов и на разные способы переработки).
Кроме того, по некоторым видам продуктов (водка, вино, пиво и др.) нормы потребления вовсе не установлены, так как ученые считают потребление таких напитков спорным и не видят оснований включать их в рекомендуемые рационы. Тем не менее, реальный спрос на эти напитки существует, административно ограничивать их потребление нет оснований, и, естественно, что спрос этот должен быть учтен при прогнозировании и планировании развития предприятий.
Имеются, конечно, и другие причины, по которым установление научно обоснованных норм не может рассматриваться как прямое и окончательное решение вопроса о перспективных размерах потребления.
Рассмотренные и другие обстоятельства актуализируют проблему организации прогнозирования спроса на перерабатывающих предприятиях АПК РСО-Алания. При этом, прогнозирование необходимо не только для выполнения расчетов по отдельным видам, разновидностям и сортам продуктов. Определение перспективных размеров потребления по конкретным видам или группам пищевых продуктов, во многих случаях необходима, так как именно этим может определяться величина и направление капитальных вложений, развитие перерабатывающего машиностроения, организация сырьевой базы перерабатывающей промышленности и т.п. Кроме того, в условиях значительного уровня бедности населения, величина средств, которыми может распоряжаться каждый потребитель, остается ограниченной. Потребитель может тратить доходы по своему усмотрению, и нет, разумеется, никакой автоматической гарантии, что он распределит свои траты именно так, как следует из рационального бюджета и научно обоснованных норм потребления. Приходится считаться с большим разнообразием вкусов и предпочтений. Нередко, в силу различных причин, люди готовы сократить расходы на питание.
Разумеется, и государство и предприятия перерабатывающей промышленности не наблюдают пассивно за этими процессами, а стараются воздействовать на них. Для этого применяются разнообразные меры информирования, воздействия, рекламы, а также меры материального стимулирования путем соответствующей корректировки цен. Но для того чтобы воздействовать на спрос, надо прежде всего знать, как он складывается и в каком направлении развивается.
Вопросам изучения закономерностей и прогнозирования спроса посвящена обширная литература. Строятся различные экономико-математические модели, обычно включающие уравнения регрессии, с помощью которых спрос выражается в виде функции других экономических процессов, принимаемых за независимые переменные. На основе этого выводятся коэффициенты эластичности, показывающие насколько меняется величина потребления или спроса при увеличении (или уменьшении) доходов или цен на 1%.
Применительно к перерабатывающим предприятиям АПК РСО-Алания автором выявлено, что показатели эластичности потребления совершенно не одинаковы для различных видов товаров. При росте доходов обычно увеличивается потребление сравнительно дорогих и высококачественных товаров, тогда как потребление более обычных и дешевых товаров может даже уменьшаться. На основе ряда наблюдений и расчетов, по данным статистики, получены такие показатели роста потребления при увеличении дохода на 1 %: в среднем для всех продовольственных товаров - 0,8% (а для непродовольственных - 1,2%), для мяса - 0,7%, для молока 0,4%, сахара - 0,5%, фруктов 0,9%, овощей - 0,5%. Для хлебопродуктов показатель определен в минус 0,2%, т.е. при росте дохода на 1% потребление хлебопродуктов уменьшается на 0,2%.
Одновременно происходят изменения в разновидностях и сортах потребляемых продуктов. Например, при общем уменьшении потребления хлебопродуктов увеличивается потребление хлеба и булок высших сортов. По этой причине показатели эластичности потребления, применительно к количеству потребляемых товаров обычно ниже, чем показатели эластичности расходов на приобретение товаров этого вида или этой группы. Например, по мясу показатель эластичности потребляемого количества — 0,7%, а расходов на покупку мяса —0,8%, для кондитерских изделий — по количеству 0,6, по величине расходов на покупку —0,9.
Прогнозирование спроса на продукцию перерабатывающих предприятий АПК должно основываться на данных о размерах потребления в семьях с разным уровнем дохода. Например, по данным обследования семей РСО-Алания, структура расходов на покупку товаров складывается (в %) следующим образом (см. табл.)
Таблица- Структура расходов (в %) на покупку товаров при доходах на одного члена семьи в месяц, тыс. руб.
Группы товаров |
До 3 |
3- 4 |
4 -5 |
5 - 6 |
более 6 |
Продовольственные в % к общим затратам на продовольственные товары хлеб и хлебопродукты мясо и мясопродукты Непродовольственные |
61,3 16,5 19,6 38,7 |
57,1 12,5 21,7 42,9 |
53,5 9,6 22,1 46,5 |
51,7 7,9 22,5 48,3 |
49,3 6,5 23,0 50,7 |
Соответственно этому меняются и размеры потребления продуктов в семьях с разным уровнем доходов.
Не только сложившиеся размеры потребления, но и показатели эластичности потребления существенно меняются в зависимости от исходного уровня доходов семьи. Поскольку потребности в продуктах питания в конечном счете ограничены, эти показатели тем меньше, чем выше уровень доходов и достигнутый уже уровень потребления; в группах с наиболее высокими доходами показатели эластичности потребления могут снизиться до нуля или даже приобрести отрицательное значение (как в приведенном выше примере по хлебопродуктам).
Уровень потребления и показатели эластичности потребления в семьях с высоким уровнем доходов могут служить важным ориентиром на будущее, так как по мере роста среднего уровня доходов структура потребления, характерная для этой части семей, будет распространяться на более широкий круг. Изменения в соотношении количества семей с разным уровнем доходов являются одним из важнейших факторов, определяющих размеры потребления разных продуктов в перспективе.
К сожалению, изыскания эти пока проходят преимущественно в плоскости построения теоретических математических моделей и пробных иллюстративных расчетов. Гораздо меньше удается сделать в изучении реальных тенденций спроса из-за недостатка необходимой исходной информации. Сведения о размерах потребления в семьях с разным уровнем доходов удается получить лишь в результате выборочных обследований, охватывающих слишком малый круг и не во всех социальных группах. На основе таких данных нельзя сделать достоверные и надежные выводы для всего населения РСО-Алания, для отдельных его районов.
В связи с этим было сделано несколько попыток установить связь размеров потребления отдельных продуктов с суммарным уровнем доходов всего населения РСО-Алания или с другими имеющимися статистическими показателями. Для этого используются показателями общего объема розничного товарооборота в целом по республике, строятся уравнения регрессии и выводятся коэффициенты эластичности, показывающие, насколько увеличивается (или уменьшается) реализация мяса, рыбы, молока, хлеба и т. д. при росте розничного товарооборота на определенную величину.
К числу важных факторов, влияющих на средние размеры потребления, относится соотношение между численностью городского и сельского населения. Хотя различия в уровне и структуре потребления между городом и селом постепенно сглаживаются, но все же они вряд ли будут целиком устранены в ближайшем будущем. Если же говорить не об общих размерах потребления, а о размерах продажи в расчете на душу населения через торговую сеть, то тут различия между городом и селом еще больше, так как часть потребности сельского населения покрывается продукцией приусадебных хозяйств, натуральными выдачами из колхозов и пр.
Нередко в той или иной связи приводятся данные о размерах потребления в экономически наиболее развитых зарубежных странах или в странах, где уровень потребления данного продукта наиболее высок. Конечно, информация о размерах потребления за рубежом представляет определенный интерес, но возможности практического использования такой информации для прогнозирования потребления в РСО-Алания весьма ограничены.
В общей форме последовательность исследований при прогнозировании потребления и спроса должна быть примерно такая:
разработка рациональных потребительских бюджетов с известной дифференциацией их по группам населения с разным уровнем доходов;
исследование на основе практически доступной информации наблюдающихся тенденций изменения спроса и потребления;
экстраполяция наблюдающихся тенденций на будущее с учетом, в тех случаях, когда это надо, поправочных факторов, и установление на этой основе перспективной связи между уровнем доходов и размерами потребления разных видов товаров;
сопоставление наблюдаемых тенденций в развитии спроса и потребления;
выявление демографических сдвигов (распределение населения по полу, возрасту, составу семей) и ожидаемого распределения населения по группам с разным уровнем дохода;
установление перспективных размеров потребления в среднем на душу населения, общих размеров потребления и необходимых размеров производства.