О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Долженко Л.М., Тарасова И.Н. (СибГТУ, г.Красноярск, РФ)
About the measures of increasing tax returns to the budgetary system of Russian Federation.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Одной из серьезнейших проблем Российской экономики является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджет всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики, повысить инвестиционную активность, решить назревающие социальные проблемы в обществе.
Проведен анализ работы Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю. Рассмотрены методы работы по исполнению налогового законодательства. Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Красноярскому
исполнением налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами на обслуживаемой территории. К территории обслуживания относится г.Канск, Канский, Тасеевский, Абанский и Дзержинский районы. В организационной структуре налоговой инспекции действует 18 отделов, общая штатная численность инспекции 236 человека. Динамика основных технико-экономических показателей инспекции представлена в таблице 1.
Важным показателем, характеризующим работу Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю, является поступление в бюджет налогов (сборов), пеней, штрафов. За 2007 г. они составили 1,55 млрд.руб., что на 4,3 % больше предыдущего года. Поступления в федеральный бюджет составили 739,5 млн.руб., в бюджет субъекта РФ – 530,3млн.руб, местный бюджет – 278,7млн.руб.. Состав и структура платежей представлены в таблицах 2-4.
Главным фактором, влияющим на увеличение поступления налоговых платежей, является зачет в счет погашения недоимки по тем или иным налогам сумм НДС, признанных налоговым органам к возмещению по ставке 0 % (ст. 78 НК РФ). В соответствии с НК РФ с 01.01.2007 г. стало возможным проведение зачета по решению налогового органа без заявления налогоплательщика. Фактором, повлиявшим на снижение поступлений налоговых платежей, в территориальный бюджет, является нежелание физических лиц в добровольном порядке уплачивать транспортный налог. Увеличение сумм поступлений в местный бюджет связано с введением новых кадастровых номеров и увеличением ставки земельного налога.
Таблица 1 - Динамика технико-экономических показателей работы Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Темп изменения, % |
|
06/05 |
07/06 |
||||
1. Поступление налогов в бюджет, тыс.руб. |
1177948 |
1484350 |
1548447 |
126 |
104,3 |
- федеральный бюджет |
563782 |
656254 |
739495 |
116,4 |
112,7 |
- бюджет субъекта РФ |
368756 |
554084 |
530273 |
150,3 |
95,7 |
- местный бюджет |
245410 |
274012 |
278679 |
103,2 |
101,7 |
2. Количество действующих налогоплательщиков, всего: |
7997 |
9004 |
10238 |
112,6 |
113,7 |
- юридические лица |
3532 |
3880 |
4273 |
109,9 |
110,1 |
- предприниматели |
4465 |
5124 |
5965 |
114,8 |
116,4 |
3. Количество выездных налоговых проверок всего: |
208 |
223 |
202 |
107,2 |
90,6 |
- юридические лица |
161 |
143 |
149 |
80,8 |
104,2 |
- предприниматели |
47 |
80 |
53 |
170,2 |
66,3 |
4. Количество выездных налоговых проверок выявивших нарушения |
187 |
196 |
184 |
104,8 |
93,9 |
- юридические лица |
143 |
127 |
137 |
88,8 |
107,9 |
- предприниматели |
44 |
69 |
47 |
156,8 |
68,1 |
5. Доначислено по выездным налоговым проверкам, тыс.руб. |
|
|
|
|
|
- юридические лица |
142147,4 |
148854,6 |
143531,7 |
104,7 |
96,4 |
- предприниматели |
22927 |
24204 |
23113 |
105,6 |
95,5 |
Увеличилось количество налогоплательщиков поставленных на учет в налоговом органе. В 2007 году количество налогоплательщиков составило 10238 лиц. Прирост по сравнению с 2006 годом составил 13,7%.
За 2007 г. проведено 202 выездных налоговых проверок, из них выявлено нарушений по результатам 184 проверок. Результативность проверок составила 90,6%. Общая сумма дополнительно начисленных платежей равна 166млн. руб.. Наибольший удельный вес занимают доначисления по юридическим лицам – 86,1 %. В качестве самого эффективного способа борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов налоговые органы применяют так называемые налоговые расследования, в которые фактически превратились камеральные и выездные проверки. По их результатам налоговой инспектор должен обнаружить схему, используемую организацией с целью оптимизации своих налогов. Методы и направления работы по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов представлены в таблице 5.
Таблица 2- Структура налоговых поступлений в Федеральный бюджет
Наименование показателя |
2006 г. |
2007 г. |
Изме-нение % |
||
тыс.руб |
уд. вес,% |
тыс.руб |
уд. вес,% |
||
Всего поступлений в ФБ |
656254 |
100 |
739495 |
100 |
112,7 |
налог на добавленную стоимость |
225095 |
34,3 |
286185 |
38,7 |
127,1 |
акцизы |
107625 |
16,4 |
117580 |
15,9 |
109,3 |
единый социальный налог ФБ |
177523 |
27 |
187092 |
25,3 |
105,4 |
налог на прибыль организаций ФБ |
92531 |
14,1 |
110998 |
15 |
119,9 |
налог на добычу полезных ископаемых |
4437 |
0,7 |
4511 |
0,6 |
101,7 |
водный налог |
49043 |
7,5 |
33129 |
4,5 |
67,6 |
Таблица 3 - Структура налоговых поступлений в территориальный бюджет
Наименование показателя |
2006 г. |
2007 г. |
Изме-нение, % |
||
тыс.руб |
уд. вес, % |
тыс.руб |
уд. вес, % |
||
Всего поступлений в ТБ |
554084 |
100 |
530273 |
100 |
95,7 |
налог на прибыль |
151819 |
27,4 |
134159 |
25,3 |
88,4 |
налог на доходы физических лиц |
238810 |
43,1 |
238093 |
44,9 |
99,7 |
налог на игорный бизнес |
50976 |
9,2 |
46134 |
8,7 |
90,5 |
налог на имущество организаций |
73139 |
13,2 |
80601 |
15,2 |
110,2 |
транспортный налог |
39340 |
7,1 |
31286 |
5,9 |
79,5 |
Таблица 4 - Структура налоговых поступлений в местный бюджет
Наименование показателя |
2006 г. |
2007 г. |
Изме-нение% |
||
тыс.руб. |
уд. вес, % |
тыс.руб. |
уд. вес, % |
||
Всего поступлений в МБ |
274012 |
100 |
278679 |
100 |
101,7 |
земельный налог |
124025 |
45,3 |
128606 |
46,2 |
103,7 |
налог на имущество физических лиц |
149987 |
54,7 |
150073 |
53,8 |
100,1 |
Таблица 5 - Методы и направления работы по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов
Методы выявления фактов уклонения от уплаты налогов |
Направления работы |
||
проверка документов при государственной регистрации |
- проверка совпадений адреса государственной регистрации многих организаций; - проверка на достоверность нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию; - проверка подлинности платежных документов при государственной регистрации юридического лица |
||
проверка личности руководителя организации |
- запрос о руководителе организации в органы внутренних дел; - проверка подлинности составляемых документов; - почерковедческая экспертиза; - совместная деятельность с органами МВД (паспортный стол) по месту регистрации по проверке подлинности паспортов, для подтверждения (опровержения) фактов выдачи (утери, замены) ими паспортов |
||
проверка юридического лица по адресу местонахождения |
- осмотр помещения по адресу (местонахождению) юридического лица, с целью установления, действительно ли организация находится по месту ее регистрации указанному в учредительных документах |
||
проверка источника денежных средств организации |
- запросы в банк о наличии расчетных счетов у организации; - запрос в банк о предоставлении выписки о движении денежных средств |
||
|
проверка формы расчетов с поставщиками |
- проверка формы расчетов: векселя, взаимозачеты, бартер, уступка права требования; - выявление нарушений использования контрольно-кассовой техники |
|
|
выездная налоговая проверка организации, встречные проверки (поставщики, заказчики) |
- проверка представления в налоговый орган отчетности; - проверка отражения выручки; - проверка правильности расчетов с бюджетом по всем налогам |
|
Осуществления перечисленных выше мероприятий при взаимодействии с правоохранительными и другими органами; улучшение материально-технического оснащения налоговых органов позволит увеличить собираемость налогов и сборов в государственный бюджет Российской Федерации.