РЫНОК СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
In article are considered the modern situation on the market of farm machinery and how farms equipped by tractors and other agricultural machinery. Author proposes the main ways for improving this situation.
Главной целью развития сельского хозяйства страны является обеспечение продовольственной безопасности, удовлетворение потребностей в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье преимущественно отечественного производства.
Решение данной проблемы лежит в сфере технологического и технического переоснащения сельского хозяйства, модернизации отечественного сельхозмашиностроения и увеличения поставок современной техники.
В настоящее время техническое оснащение сельского хозяйства находится на низком уровне (табл. 1). С 1990 г. в разы увеличилась нагрузка на сельскохозяйственную технику: по тракторам - в 2 раза (до 197 га), по зерноуборочным комбайнам - в 1,9 раза (до 291 га), по кукурузоуборочным комбайнам - в 7,7 раза (до 629 га.). Например, в Канаде, США и Франции нагрузка на трактор составляет 63, 38 и 14 га соответственно. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим сельскохозяйственным машинам. Энерговооруженность труда на селе в 2,5 раза ниже, чем в других отраслях экономики и в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Удельная энергоемкость производимой продукции в 2 и более раз превышает уровень передовых стран Запада.
По данным Всероссийского научно-исследовательского института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ), при проведении весенних посевных работ в 2008 г. не хватало 55% тракторов, 63% плугов и 34% сеялок. В среднем по стране обеспеченность зерноуборочными комбайнами составляет 45%, кормоуборочными - 63%.
Большинство сельскохозяйственной техники эксплуатируется за пределами амортизационных сроков. Физический износ машинно-тракторного парка достигает 80%, что требует существенных затрат на поддержание его в работоспособном состоянии. При этом каждая пятая машина из-за технического состояния не принимает участия в полевых работах.
Во многом негативная ситуация обусловлена резким сокращением выпуска техники на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. По сравнению с 1990 г. объемы производства сократились в десятки раз. Не произошло кардинальных изменений и в последние годы. За период 2003-2007 гг. среднегодовой темп роста производства составил: по тракторам – 108,0 %, по зерноуборочным комбайнам – 99,0 %, по кормоуборочным комбайнам – 106,1 %.
Таблица 1 - Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами (на конец года)
Показатели |
Годы |
|||||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. |
10,6 |
9,3 |
7,4 |
7,1 |
6,8 |
6,3 |
5,9 |
5,5 |
5,3 |
5,1 |
Нагрузка пашни на один трактор, га |
95 |
108 |
135 |
141 |
148 |
158 |
169 |
181 |
187 |
197 |
Приходится на 1000 га посевов (посадки) соответствующих культур, шт.: |
||||||||||
комбайнов |
||||||||||
зерноуборочных |
6,6 |
5,8 |
5,1 |
4,7 |
4,5 |
4,7 |
4,2 |
3,9 |
3,7 |
3,4 |
кукурузоуборочных |
12,4 |
14,8 |
8,3 |
10,3 |
9 |
6,9 |
4,8 |
4,7 |
2,9 |
1,6 |
картофелеуборочных |
24,5 |
55,9 |
45,7 |
41,0 |
41,0 |
38,9 |
32,9 |
32,3 |
27,8 |
25 |
льноуборочных |
21,8 |
34,4 |
32,2 |
24,6 |
25,1 |
21,6 |
20,8 |
21,6 |
20,8 |
21,2 |
cвеклоуборочных машин (без ботвоуборочных) |
16,5 |
18,2 |
16,1 |
15,9 |
14 |
11,7 |
11,3 |
10,8 |
7,6 |
6,1 |
Приходится посевов (посадки) соответствующих культур, га: |
||||||||||
на один комбайн |
||||||||||
зерноуборочный |
152 |
173 |
198 |
212 |
221 |
212 |
236 |
253 |
270 |
291 |
кукурузоуборочный |
80 |
68 |
120 |
97 |
111 |
146 |
211 |
215 |
339 |
629 |
картофелеуборочный |
41 |
18 |
22 |
24 |
24 |
26 |
30 |
31 |
36 |
40 |
льноуборочный |
46 |
29 |
31 |
41 |
40 |
46 |
48 |
46 |
48 |
47 |
на одну свеклоуборочную машину (без ботвоуборочных) |
61 |
55 |
62 |
63 |
70 |
85 |
88 |
93 |
131 |
165 |
Однако следует отметить, что положительные изменения в макроэкономической политике, повышение доступности к кредитным ресурсам, относительно высокие цены на зерно в 2007 г. повысили финансовую устойчивость и платежеспособность сельхозтоваропроизводителей. Возросшая инвестиционная активность привела к значительному росту спроса на сельскохозяйственную технику.
Производство тракторов в первом полугодии 2008 г. составило 10 319 шт., что соответствует 170,9% от аналогичного показателя 2007 г. Было произведено 4588 зерноуборочных и 795 кормоуборочных комбайнов. Рост составил 28,2%.
В настоящее время основное технологическое оборудование организаций сельскохозяйственного машиностроения физически изношено на 65, морально на 90%, имеется существенный дефицит инженерно-технических кадров и высококвалифицированных рабочих. Отставание в технико-технологическом развитии не позволяет существенно увеличить номенклатуру выпускаемых машин, снижать издержки производства и повышать конкурентоспособность производимой техники.
Большинство отечественных машин существенно уступают зарубежным аналогам по технико-эксплуатационным, экономическим, эргономическим и экологическим характеристикам.
Результаты испытаний в 2001-2006 гг. показали, что 89...97% машин изготавливаются с отступлением от технических условий; 60... 72% не соответствуют требованиям безопасности и условий труда. При этом количество машин не соответствующих техническим условиям по эксплуатационным показателям увеличилось с 10,8% в 1991 г. до 39-41% в 2003-2006 гг.
В значительной степени спрос и увеличение потребности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных, надежных, высокопроизводительных и экономичных машинах удовлетворяется за счет импорта техники.
В 2003 г. объемы приобретаемой отечественной и зарубежной техники были примерно равны, в 2005 г. российская техника составляла 43%, а в 2006 г. – только 34%. За 2007 г. импорт сельхозмашин увеличился вдвое и его доля по тракторам составила 89 %, по зерноуборочным комбайнам - 25 %.
В январе-июне 2008 г. импорт сельхозмашин вырос более чем в полтора раза по сравнению с показателями первого полугодия 2007 г. и составил $1,99млрд. (против $1,28 млрд.). В отдельных секторах рынка, западная техника уже занимает доминирующее положение. Необходимо отметить, что подержанная зарубежная техника, которая занимала существенную долю поставок еще несколько лет назад, в настоящее время составляет около 1 % общего объема импорта.
Для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения необходимо значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции, освоить производство ряда новых моделей.
Одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки, направленных на техническое перевооружение предприятий сельскохозмашиностроения, должно стать субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам. По расчетам, в 2009 г. организациям сельхозмашиностроения необходимо привлечь кредиты на обновление производственных фондов на сумму не менее 7 млрд. руб. На возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам ежегодно потребуется не менее 500 млн. руб. средств федерального бюджета. Роль государственной поддержки бизнеса должна существенно возрасти при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоении на производстве приоритетных машин и комплексов современного технического уровня. В эффективном взаимодействии государства и бизнеса должны решаться вопросы подготовки и повышения квалификации кадров, закрепления их на предприятиях отрасли.
К числу приоритетных задач требующих решения следует отнести:
1. Повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции;
2. Разработка и освоение производства новых марок машин для применения в растениеводстве и животноводстве прогрессивных высокоточных ресурсосберегающих технологий;
3. Осуществление комплекса мер по защите от недобросовестной конкуренции на рынке сельскохозяйственной техники отечественных производителей машин.
4. Значительное повышение качества и надежности выпускаемой техники, достижение эксплуатационных, экономических, эргономических и экологических показателей соответствующих лучшим мировым аналогам.
Первоочередные меры регулирования рынка средств механизации и повышения уровня технического оснащения сельского хозяйства должны быть направлены на:
- устранение диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и поставщиков материально-технических ресурсов;
- повышение доступности кредитов для большинства сельхозпроизводителей;
- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- модернизацию и техническое переоснащение предприятий сельскохозяйственного машиностроения;
- проведение протекционистской политики в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций по производству сельхозтехники.
- интеграцию отечественного машиностроения в международную систему путем создания совместных предприятий;
- развитие федерального лизинга, сети региональных лизинговых фондов и фондов льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей;
- рост числа дилерских центров, обеспечивающих сельских товаропроизводителей техникой;
- формирование вторичного рынка восстановленной сельскохозяйственной техники;
- совершенствование форм совместного приобретения и использования дорогостоящей и производительной техники.
Реализация вышеперечисленных и других мер позволит решить проблему технико-технологического перевооружения сельского хозяйства и способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны.