МИНИМИЗАЦИЯ МАССЫ СТЕРЖНЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОРОБЧАТОГО СЕЧЕНИЯ
Моисеев Г.Д. (БГИТА, г.Брянск, РФ), Савельев А.Г. (МАДИ, г.Москва, РФ)
The result of optimisation of the box-shaped section cores of the minimum weight is considered.
Машины лесного комплекса имеют рабочие органы, связанные с тяговым или энергетическим средством стержневыми системами коробчатого тонкостенного сечения, например: стрелы, рукояти, толкающие брусья. Одним из основных показателей качества стержневых систем является их металлоемкость при соблюдении условий прочности.
Масса стержневой системы
,
где V - объем; ρ – объемная масса, для стали ρ=const.
Критерием оптимизации при ресурсосбережении может быть выбран минимум объема стержневого элемента при выполнении условия прочности.
Схема коробчатого поперечного сечения приведена на рисунке 1, где В и Н – соответственно ширина и высота сечения; δ1 и δ2 – соответственно толщина вертикальной и горизонтальной стенок сечения; γ = В/H и α = δ1/δ2 – параметры, определяющие форму поперечного сечения.
Рисунок 1 – Схема коробчатого сечения
В работе [1] исследовалась взаимосвязь между параметром сечения γ с постоянной толщиной стенок (δ1=δ2=const) и силовыми факторами, действующими в сечении, при косом изгибе.
Для этого случая было получено уравнение экстремали:
, (1)
где Мy, Мz – изгибающие моменты в сечении, действующие относительно осей y и z.
Решая уравнения экстремали при известных величинах Мy и Мz, , получим значение параметра γ, определяющего форму сечения минимальной массы. Величины Н и В = γН могут быть получены из условия равнопрочности, записанного для данного сечения. Однако, кроме изгибающих моментов Мy, Мz, в сечении обычно действуют продольная сила N и крутящий момент Т.
При определении оптимальных размеров стержня необходимо учитывать влияние различной толщины стенок δ1 и δ2 на форму поперечного сечения и массу.
Определим объем стержня
, (2)
где x1 и x2 – пределы интегрирования, взятые по координате х, направленной вдоль продольной оси стержня; А – площадь поперечного стержня; yi (x) – некоторая задаваемая функция i-x размеров сечения от координаты х, которой могут быть размеры сечения В, Н и толщина стенок δi, а также соотношения этих размеров.
Минимум массы стержня может быть достигнут только при соблюдении условия его равнопрочности, которое в угловых точках сечения по третьей теории прочности [2]
, (3)
где Wy , Wz, Wk –
соответственно моменты сопротивления сечения при изгибе в двух взаимно перпендикулярных
плоскостях и кручении; Т – крутящий момент; σadm – допускаемые
нормальные напряжения.
Функции Yi, реализующие экстремум определенного интеграла (2) при условии равнопрочности (3), определяются из системы уравнений Эйлера [3]
, (4)
m
где Ф – целевая функция, Ф = А + ∑ λk φk,
k=1
i = 1, 2, …, n; n – число искомых параметров сечения;
m – число дополнительных условий; λk – неопределенные множители Лагранжа; φk – k-е дополнительное условие.
В нашем случае на величины, входящие в выражение (2), наложено одно условие равнопрочности (3), то есть m = 1.
Система уравнений (4) при m = 1 преобразуется после подстановки значения Ф и последующего дифференцирования по Yi в систему n равенств
(5)
Подставив значение φk в (5) и проведя необходимые преобразования, получим при числе искомых параметров сечения n = 2
(6)
Уравнение (6) устанавливает параметры, минимизирующие объем и массу стержня, общие зависимости между функциями размеров сечения Y1 и Y2 и силовыми факторами, действующими в сечении.
Площадь поперечного сечения А определяется по формуле:
А = ВН – bh = ВН – (В - 2δ1) (Н - 2δ2),
подставляя значения В = γН и δ1 = αδ2, получим
А = 2αδ2 Н + 2δ2γ Н - 4αδ22.
При δ1 « В и δ2 « Н величиной 4αδ22 можно пренебречь. Тогда
А = 2 Н δ2 (γ + α)
;
(7)
Момент сопротивления замкнутого тонкостенного сечения Wk при свободном
кручении определим по формуле, приведенной в [2]:
Wk = 2 A1δmin,
где А1 – площадь, ограниченная средней линией замкнутого контура;
δmin – минимальная толщина стенок.
Принимая А ≈ ВН = γН2, получим
Wk = 2γН2δ2 при α ≥ 1;
Wk = 2γН2δ2α при α ‹ 1.
Тогда Wk = 2γН2ζδ2, где ζ = 1 при α 1 и ζ = α при α ‹ 1. (8)
Найдем зависимости высоты Н поперечного сечения и параметра формы сечения γ = В/Н от действующих в сечении силовых факторов N, My, Mz и T, определяющие минимум интеграла объема стержня (2) при соблюдении условия равнопрочности стержня (3).
Функции размеров поперечного сечения Yi определим как y1 = γ, y2 = H.
Используя приближенные зависимости для геометрических характеристик сечения (7,8), найдем частные производные в равенстве (5).
Подставляя значения производных в выражения (5,6) и, произведя преобразования, получим уравнение экстремали (9), которое совместно с уравнением равнопрочности (10) образует систему двух уравнений относительно двух независимых параметров γ и Н
(9)
(10)
Система уравнений (9,10) устанавливает минимизирующие объем и массу стержня зависимости для каждого сечения по длине стержня между высотой сечения Н и параметра формы γ от действующих в сечении силовых факторов N, My, Mz и T. Полученные зависимости позволяют определить размеры стержневого элемента конструкции лесных машин минимальной массы с коробчатым тонкостенным поперечным сечением при соблюдении условия прочности.
При действии в сечении отдельных силовых факторов имеем следующие частные случаи [4]:
1. В сечении действует только продольная сила N. Уравнение экстремали (9) принимает вид тождества 0 = 0. В этом случае оптимума сечения по параметру формы γ нет.
2. В сечении действует только крутящий момент Т. Условие оптимальности сечения из уравнения экстремали принимает вид:
γ – α = 0 или γ = α, или В / Н = δ1 / δ2.
3. В сечении действует только один изгибающий момент Мy или Мz. В первом случае условие оптимальности γ - 3α = 0 или γ = 3α, во втором случае 3γ – α = 0 или γ = α/3.
4. В сечении действуют изгибающие моменты Мy и Мz. Уравнение экстремали принимает вид уравнения (1), решая которое определим оптимальный параметр формы сечения γ. Интервал, в котором находится решение γ Є [1/3, 3].
Литература
1. Софронов Ю.Д. Об оптимальной форме поперечного сечения при косом изгибе. Оптимальное проектирование конструкций / Труды/КАИ,1975, вып.189.-С.36-42.
2. Дарков А.В., Шапиро Г.С. Сопротивление материалов: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1975. – 654 с.
3. Гольдштейн Ю.Б., Соломещ М.А. Вариационные задачи статики оптимальных стержневых систем. – Л.: ЛГУ, 1980. – 208 с.
4. Савельев А.Г., Моисеев Г.Д. Анализ качества стержневых систем дорожно-строительных машин// Методы менеджмента качества. -2002. - №11.