ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СИСТЕМЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Жуков Я.Д. (СПбГУЭФ, Санкт-Петербург, РФ)

 

The article is dedicated to the problems of creating an effective quality management system in industrial organizations. It proves that the implementation of ISO 9000 standards is closely connected with the development of the system of general management.

 

Несмотря на существование на российских промышленных предприятиях давних традиций управления качествам, оно,  в основном, осуществляется на основе методов статистического контроля параметров качества, и при этом качество понимается, в первую очередь, как инженерно-техническая проблема. Соответственно, имеет место определенный разрыв между управлением качеством с позиций инженерно-технических мероприятий и с позиций менеджмента. Поэтому при применении стандартов на системы менеджмента качества ИСО серии 9000 возникает непонимание многих важных организационных основ их внедрения.

У некоторых специалистов в области качества сложилось мнение, что система менеджмента качества является локальной системой менеджмента организации. Наличие требования международного стандарта ИСО 9001 о необходимости назначения представителя руководства по системе менеджмента качества в некоторой степени также указывает на это, что приводит к тому, что система менеджмента качества разрабатывается исключительно силами отдела качества без включения в эту деятельность руководства и других подразделений организации. А это означает невозможность полноценного применения стандартов ИСО серии 9000, которое позволило бы существенно повысить эффективность как управления качеством, так и всего менеджмента организации.

Несмотря на то, что часто в публикациях можно встретить утверждение, что применение стандартов ИСО создает современную систему менеджмента организации на основе принципов качества, в реальной практике этого не происходит. Именно поэтому при построении систем менеджмента качества необходимо понимание того, что система качества, соответствующая стандартам ИСО 9000, создается не основе принципов регулярного менеджмента, разрабатываемых не только внутри менеджмента качества, но и в других сферах науки управления. Несмотря на то, что факт неразрывности деятельности в сфере качества и деятельности в сфере развития принципов общего менеджмента может восприниматься как достаточно обоснованный, достаточным доказательством важности построения системы общего менеджмента при построении системы качества является тот факт, что при детальном анализе стандартов ИСО серии 9000 в них обнаруживаются принципы, заимствованные из различных областей общего менеджмента, такие, как теория заинтересованных сторон, теория управления знаниями, принципы стратегического планирования, различные теории мотивации, лидерства и т.д.

Вполне можно утверждать, что многие теории, имеющие место в менеджменте, нашли свое отражение в МС ИСО серии 9000, а развитие менеджмента качества основывается на развитии теории общего менеджмента и вбирает в себя его новейшие достижения. Более того, именно в менеджменте качества теории менеджмента могут зачастую найти наибольшее свое отражение. В качестве примера можно привести уже упоминавшуюся теорию заинтересованных сторон, которая в наибольшей степени проявляется именно в менеджменте качества, основанном на МС ИСО серии 9000. С применением теории заинтересованных сторон в ИСО 9000 связано также применение процессного подхода, при котором учитываются интересы тех лиц, с кем непосредственно связан тот или иной процесс; стандарты ИСО также указывают на важность системного подхода. А оба эти подхода относятся к системе общего менеджмента.

Отображение  концепций менеджмента в стандартах, посвященных управлению качеством, а, следовательно, и в практике управления качеством, также приводит к развитию этих концепций и их новому пониманию. Причиной этому может служить то, что при построении системы менеджмента качества в соответствии с принципами менеджмента качества, основанными на принципах общего менеджмента, имеет место не что иное, как построение эффективной системы общего менеджмента.

Все это делает невозможным решение проблемы построения системы качества только в рамках применения инженерно-технических мер. Так что только понимание прямого происхождения принципов, изложенных в МС МСО серии 9000, от принципов, происходящих из многих различных теорий менеджмента, может создать основу для правильного понимания деятельности по построению системы качества. При этом в практической деятельности, связанной с качеством, недостаточно только лишь понимания ее связи с другими видами деятельности, необходимо также знание того, с какими конкретно видами деятельности вступает в непосредственную связь работа в области качества. Иными словами, необходимо понимать тот контекст, в который включаются цели и задачи при построении системы качества (либо развитии уже существующей системы). Поэтому важно понимать также соотношение менеджмента качества и общего менеджмента в их развитии.

Если рассмотреть историю развития обеих дисциплин, можно обнаружить, что на протяжении своей истории менеджмент качества постоянно обогащался за счет влияния общего менеджмента При этом о полноценной интеграции можно говорить только в период доминирования классической школы Ф. У. Тейлора, в которой управление качеством было встроено в систему управлением организацией, а также применительно к современного этапа, когда эти две области все больше проникают друг в друга, что и демонстрируют стандарты ИСО серии 9000.

Таким образом, практически все основные существующие в менеджменте концепции нашли свое отражение в МС ИСО серии 9000, что доказывает существующую тесную связь между общим менеджментом и менеджментом качества, а также высокую степень их взаимной интеграции. Тот факт, что в стандарте на систему менеджмента качества присутствуют принципы общего менеджмента, свидетельствует о том, что построение системы менеджмента качества охватывает всю организацию и изменяет всю систему менеджмента, а, следовательно, должно быть объектом стратегического управления и происходить под руководством высшего управленческого звена организации. Кроме того, проблема построения и управления системой менеджмента качества не может решаться только в рамках специального отдела и не может решаться только как техническая, напротив, она должна быть объектом пристального внимания всего персонала организации и должна решаться с позиций комплексного подхода.

Сайт управляется системой uCoz