ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ТРЕНАЖЁРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ ВАГОНОРЕМОНТНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Буштрук Т.Н., Кленюшин Д.С. (СамГУПС, г. Самара, РФ)
Using of program simulator for preparing of railway wagon operators repairer complexes is stated. Program complex for distant education is considered in this paper.
Обязанностью специалиста по эксплуатации подвижного состава является своевременное обнаружение различных неисправностей вагона и их устранение при производстве текущего ремонта (отцепочного и безоотцепочного). Для решения первой задачи используются различные диагностические установки, представленные в вагоноремонтных комплексах (ВРК). С помощью ВРК производят обнаружение и устранение таких неисправностей, как дефекты кузова вагона, автосцепного устройства, рамы вагона, ходовой части, тормозной системы и пр. Наряду с проведением диагностических мероприятий данные комплексы обеспечивают выполнение различных видов ремонтов вагонов. Сложность внедрения ВРК обусловлена тем, что эксплуатация данного оборудования требует подготовки квалифицированных специалистов – операторов [1]. Ускорить подготовку операторов ВРК помогут программные тренажеры, реализованные на персональном компьютере. Обзор литературы по данной проблеме подтверждает ее актуальность. Тем не менее, отечественный и зарубежный опыт разработки автоматизированных тренажеров направлен в основном на создание рабочих места дежурных по различным станциям, дежурного по парку и парку формирования, поездных диспетчеров, диспетчеров энергоучастка пути, СЦБ и связи, машинистов поездов, хотя разработка тренажеров локального использования, не менее важно.
В полной мере подготовка оператора может быть осуществлена только при непосредственной работе на данной установке, при условии отработки всех стандартных операций обнаружения неисправностей и методов их устранения, а также изучения всех особенностей и нюансов эксплуатации ремонтно-диагностической установки. Один из оптимальных вариантов повышения уровня подготовки специалистов-операторов состоит в автоматизации процесса обучения путем использования компьютерных обучающих систем, в том числе автоматизированных тренажерно-обучающих комплексов, имитирующих как нормальную работу данного оборудования, так и различные аварийные ситуации. С помощью таких тренажеров можно наработать квазипрактический опыт по технологии использования ВРК [2]. Программный тренажёр разрабатывается для использования на персональных компьютерах.
Один из вариантов реализации программного тренажёрного комплекса – создание двухмерного симулятора пульта управления вышеназванных ВРК. Для этой цели наиболее целесообразно использовать набор программных средств aswGameTools 1.0. [3], позволяющий впоследствии усовершенствовать симулятор, сделав его трёхмерным.
Рисунок 1 - Блок-схема программного комплекса по обучению операторов вагоноремонтных установок
Повысить эффективность данного тренажёра можно, включив его в программный обучающий комплекс. В обучающий комплекс (рис. 1) должны входить текстовые файлы, представляющие инструкции, правила технической эксплуатации и иные руководящие документы; описания принципа работы используемых устройств, обслуживания и ремонта подвижного состава; рекомендации по использованию диагностического оборудования, видеофайлы, наглядно демонстрирующие эксплуатацию оборудования, и автоматизированные тесты, позволяющие проверить усвоение учебного материала пользователем. Техническое и программное обеспечение тренажера должно в максимальной степени приближать оператора-машиниста ВРК к производственным ситуациям.
В основу создания программного тренажера положен модульный принцип. Интерфейсы между основными модулями тренажера должны обеспечивать простое, быстрое и недорогое изменение его компоновки и наращивания дополнительных приложений
Литература
1. Лукин В.В., Анисимов П.С., Федосеев Е.П. Вагоны. Общий курс: Учебник для вузов ж.-д.трансп./ Под ред. В.В.Лукина. – М.: Маршрут, 2004. – 424с.
2. Делооз Ф. Применение тренажёров на железнодорожном транспорте // Железные дороги мира 09-1999. -М.: ЖДМ,1999. – 62с.
3. www.softsearch.ru