РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИОРЕСУРСАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МАКРОРЕГИОНА «ЮГО-ЗАПАД ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ»

 

Смирнов С.И. (БГИТА, Брянское РО Секции МЭЭСИ РАЕН, г.Брянск, РФ)

 

In given article by bioresources existing problems of management are reflected in territory of macroregion the Southwest of the European part of Russia, ways of their overcoming are offered.

 

Макрорегион «Юго-запад Европейской части России» представляет собой  обособленное административно-территориальное  образование,  включающее регионы, расположенные на юго-западе Европейской части  Российской Федерации: Брянскую, Калужскую, Курскую, Орловскую, Смоленскую и др. области,  территории которых в свою очередь входят полностью или частично в состав крупных природно-территориальных комплексов (Смоленско-Московскую, Предполесскую, Полесскую и Среднерусскую физико-географические провинции), охватывающих также части территорий республик Беларусь и Украина. Кроме этого, население, проживающее на данной территории  тесно связано не только исторически и генетически с  народами республик Беларусь и Украины, но и в научной и экономической сферах, о чем свидетельствует наличие  ряда межгосударственных  (например: «Программа ПРООН-ГЭФ экологического оздоровления бассейна Днепра») и межрегиональных  (например: «Приграничное сообщество «Еврорегион Днепр»)  проектов и соглашений.

На современном этапе управление биоресурсами: охотничьими, лесными (древесными и недревесными), рыбными, биологическими объектами различного назначения (защитного,  рекреационного, научного, санитарно-оздоровительного, познавательного, исторического и т.д.), являющихся составной частью природных ресурсов, осуществляется на различной методологической основе. Это обстоятельство не позволяет создавать на региональном уровне современную и целостную систему управления ими, что в конечном  итоге  приводит к   появлению негативных тенденций и явлений.

Очевидно, что в качестве методической основы региональных и межрегиональных систем управления биоресурсами должен быть принят популяционно-ландшафтный подход в сочетании с современными ГИС-технологиями, который позволит информационно объединить в единую целостную систему все пока ещё ведомственно разобщенные подсистемы управления конкретными видами биоресурсов.

На первом этапе, в соответствии с решением  российско-белорусского семинара совещания на тему: «Теоретические и методические основы организации и управления региональными охотничьими ресурсами на Ю-З Русской равнины» (Брянск, БГИТА, 21.05.2008г.), подготовлен проект соглашения о научно-техническом  сотрудничестве между Кафедрой лесозащиты и охотоведения БГИТА и Брянским РО Секции МЭЭСИ РАЕН с одной стороны  и региональными органами управления охотничьими ресурсами макрорегиона «Ю-З Европейской части России» с другой стороны.

Целью данного соглашения является содействие в  разработке региональных комплексных планов управления охотничьими ресурсами, посредством объединения усилий ученых и специалистов вне зависимости от их ведомственной принадлежности для создания максимально скоординированного нормативно-правового пространства по вопросам управления ими, с учетом накопленного зарубежного опыта, и в первую очередь в Республике  Беларусь.

К числу основных задач, решаемых в рамках соглашения,  относятся обоснование региональных нормативных документов и корректировка существующих, с учетом специфики (ландшафтной приуроченности) территории макрорегиона «Ю-З Европейской части России»  по ведению охотничьего хозяйства и разработка методических основ для составления планов управления охотничьими ресурсами.

В качестве отправной точки предлагается использовать практический  опыт,  накопленный в Республике Беларусь, связанный  с правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, а также с нормативными документами  об организации охотустройства и по разработке охотустроительной документации, о порядке согласования возведения и осуществления биотехнических и охотхозяйственных сооружений и мероприятий на участках лесного фонда, о порядке проведения мониторинга животного мира и  т.д., что, в конечном итоге  позволит образовать достаточно большое на достаточно большой  площади и в определенной мере унифицированное  эколого-охотничье нормативно-правовое пространство на территории макрорегиона «Ю-З Европейской части России», созвучное по ряду позиций с белорусской системой управления охотничьими ресурсами.

Целесообразность использования зарубежных нормативных документов обусловлена с одной стороны отсутствием в настоящее время  таковых в РФ, а с другой стороны в связи с прогнозируемым потеплением климата, на наш взгляд, наиболее подходящей нормативной основой для разработки планов управления для пользователей представителями животного мира, отнесенным к объектам охоты будут нормативно-справочные материалы, применяемые в настоящее время на смежных территориях в Республике Беларусь.

Вне зависимости от ранга охотпользователей (региональный орган управления охотничьими ресурсами рассматривается нами, в том числе как региональный охотпользователь) комплексные планы управления охотничьими ресурсами должны включать: раздел всесторонне характеризующий пользователя представителями  животного мира, отнесенными к объектам охоты и территорию, закрепленную за ним;  план управления охотничьими угодьями, на закрепленной территории;  план управления популяционно-ландшафтными группировками (или их частями)  видов охотничьих животных на  закрепленной территории и план управления собственно пользователем представителями животного мира отнесенными к объектам охоты на закрепленной территории.

В  состав характеристики организации - пользователя объектами животного мира включены все сведения необходимые для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, а также данные о дифференциации территории, закрепленной за ним по  природно-географическим (ф.-г. провинции, области, районы, ландшафты и их крупные морфологические части), природно-прикладным (охотхозяйственные, лесорастительные, геоботанические, зоогеографические и т.д. районы, бассейны рек, крупные лесные массивы и т.п.) и административно-хозяйственным (административные районы, лесопользователи, пользователи земель с.-х. назначения и т.д.) признакам. 

План управления охотничьими угодьями состоит из исходных данных, результатов мониторинга структуры охотничьих угодий и предложений по управлению их структурой посредством проведения ландшафтных биотехнических мероприятий.  Схема дифференциации охотничьих угодий основана на подразделении территорий, закрепленных за охотпользователями различного ранга,   на группы типов охотничьих угодий (лесную, кустарниковую, луговую, полевую, болотную, водную и т.д.) и далее в определенной последовательности на типы и варианты типов охотничьих угодий (например: лесная группа типов охотничьих угодий → сосновый тип охотничьих угодий →  сосновый молодняк вариант типа охотничьих угодий или сосновый молодняк по верховому болоту,  закустаренный комплексный вариант типа охотничьих угодий).

В общем виде план управления популяционно-ландшафтными группировками (или их частями)  видов охотничьих животных на  занимаемой территории состоит из  анализа результатов  оценки охотничьих угодий как среды их обитания, данных для организации мониторинга структуры популяционно-ландшафтных группировок видов охотничьих животных и  среды их обитания, а также предложений  по управлению их структурой посредством проведения видовых  и охотхозяйственных биотехнических мероприятий. В качестве традиционных объектов планирования для территории макрорегиона «Ю-З Европейской части России»  выступают следующие виды охотничьих животных: лось, благородный олень (в случае присутствия его на анализируемой территории), европейская косуля, кабан, заяц-беляк, заяц-русак, тетерев и в отдельных случаях глухарь, рябчик, а также представители полевой и водоплавающей дичи.

Основу плана управления пользователем представителями  животного мира, отнесенными к объектам охоты составляют разделы,  дополнительно характеризующие организацию - пользователя объектами животного мира,  результаты инвентаризации охотничьих угодий и обитающих в них охотничьих животных, а также разделы,  содержащие предложения по мониторингу и по ведению охотхозяйственной  деятельности, в том числе предложения: по дифференциации территории по основным составляющим охотничьим участкам и егерьским обходам, режиму ведения охотничьего хозяйства;  по территориальной  пропускной способности охотничьих угодий в различные охотничьи сезоны;  по  объему добычи охотничьих животных; по дополнительным видам и объемам   охотхозяйственных   и других биотехническим мероприятий;   по совершенствованию охотхозяйственной деятельности, по штатному  расписанию, по материально-техническому обеспечению  и т.д.

В дальнейшем накопленный опыт по оптимизации управления охотничьими ресурсами предполагается распространить на другие виды региональных биоресурсов (лесные, рыбные, рекреационного назначения и т.д.).

В целях кадрового обеспечения  региональных систем управления биоресурсами  в рамках совершенствования учебного процесса  планируется на первом этапе (2008-2009 учебный год) открытие на базе  Кафедры лесозащиты и охотоведения специализации «Управление региональными биоресурсами»  с соответствующим набором целевых подготовок по управлению видами биоресурсов (охотничьих, лесных, рыбных, рекреационного назначения и т.д.), а на втором этапе обоснование специальности «Управление биоресурсами».   В настоящее время в Центре дополнительного профессионального образования БГИТА, осуществляется набор по целевой подготовке «Управление охотничьими ресурсами в рамках дисциплины «Управление биоресурсами».

Подробно проблемы управления региональными биоресурсами,  в том числе расположенными на ООПТ, намечено обсудить с представителями федеральных и региональных органов управления охотничьими, лесными, рыбными и другими видами биоресурсов, в рамках проведения настоящей конференции в формате «круглого стола» и в случае необходимости подписать соответствующее соглашение о  научно-техническом сотрудничестве.   

Сайт управляется системой uCoz