ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Демиденко И.А., Козлова Н.А. (БГТУ, г.Брянск, РФ)
Construction of a new branch of pipeline system, BPS-2, has already begun. In analysts opinion, profitability of the current project takes place, though its cost is very great (4,8-5,2 billion dollars). The Route of construction hasn’t coordinated yet so far as the decision release about construction of a pipe delays. And the question about influence of construction and the subsequent pipeline work is still been opened.
Сегодня в негативном процессе загрязнения окружающей среды во многих случаях ключевую роль играют продукты добычи и переработки нефти и газа, в том числе сырая нефть, моторное топливо, смазочные масла и т.п. Новое строительство и увеличение добычи (транспортировки) нефти влечет за собой новые проблемы, связанные, прежде всего, с экологией. При этом помимо хорошо известных проблем, связанных с технической стороной проекта, имеют место и новые возможные угрозы, связанные с безопасностью нефтепровода, возможностью террористических угроз. Немаловажно, чтобы эти проблемы в полной мере осознавали организаторы подобных проектов.
Трасса БТС-2, нового нефтепровода, пройдёт через Брянскую, Смоленскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. Брянскую область пересечёт 91 км трассы. Нефтепровод будет проложен по участкам, расположенным в Унечском, Мглинском, Суражском, Клетнянском районе, в непосредственной близости от Клетнянского федерального заказника, но не пересечёт его. В Брянской области трасса БТС-2 пересечёт 20 автомобильных дорог, 14 крупных и мелких рек, в том числе реки Ипуть и Воронуса. Дополнительных нефтеперекачивающих станций (нефтяных насосных, осуществляющих поддержание необходимого давления в нефтепроводе) строиться на территории области не будет, произойдёт расширение существующей станции около Унечи.
По проекту БТС-2 будет запущена не раньше 2012 г.
Вопрос о финансировании проекта еще обсуждается, отметил вице-президент трубопроводной монополии Михаил Барков. По подсчетам «Транснефти», БТС-2 обойдется примерно в 4,8-5,2 млрд. долл.
Эксплуатация нефтепровода может привести к дальнейшим затратам на предотвращение и ликвидацию опасных для окружающей среды последствий функционирования БСТ-2.
«Сегодня одна из основных угроз для России - безопасность трубопроводов, которые крайне уязвимы с точки зрения возможной террористической атаки. В случае, если группа террористов изберет своим следующим объектом нефтяные трубопроводы - это приведет не только к срыву экспортных поставок, но и к колоссальной экологической катастрофе», - заявил Алексей Григорьев, эксперт Социально-Экологического Союза.
Что касается непосредственно Брянской области, то в первую очередь хотелось бы обратить внимание на экологическую сторону вопроса.
По плану строительство нефтепровода будет проходить недалеко от Клетнянского федерального заказника, на территории которого произрастает 9 видов редких растений и находится немало редких животных. По лесным рекам много колоний бобров. Пойменные урочища рек Ипути, Надвы, Воронусы являются прекрасными угодьями для водоплавающих. Весной и осенью здесь скапливаются многочисленные стаи уток, гусей и других птиц. А, как планируется, именно через эти реки и будет проходить нефтепровод. Это дает возможность предполагать, что существует вероятность загрязнение заказника, пусть даже нефтепровод не проходит непосредственно через него.
Кроме того, лесной фонд занимает 77,5% всей площади заказника. Да и на всей территории Брянской области значительную долю занимает лесное хозяйство. Именно поэтому особое опасение вызывает возможность лесных пожаров. Унечский район, например, располагает разведанными запасами торфа, что может только способствовать распространения пожара.
Все это несет за собой угрозу исчезновения отдельных видов растений (животных) и сотен гектаров леса, а также возникновения новой экологической проблемы как для России, так и для мировой экосистемы. Ведь в Брянской области, кроме всего прочего, находится биосферный резерват (брянский лес) «Неруссо - деснянское полесье». И хотелось бы, чтобы при возможной переработке маршрута нефтепровода и его утверждения правительством, это учитывалось, и БСТ-2 проходила максимально далеко от этих зон. Хотя в настоящее время нефтяные компании менее всего беспокоятся о состоянии окружающей среды.
«Реальность же такова, что растущий экспорт нефти ведет к неминуемой экологической деградации из-за того, что российские нефтяные компании имеют низкие экологические и моральные стандарты. Кроме того, в России фактически отсутствует экологический контроль со стороны государства, что ведет к вседозволенности нефтяников, загрязняющих природу, игнорирующих общественное мнение и демократические стандарты», - заявил на конференции «Экологические аспекты нефтедобычи и энергетическая политика» в Москве Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!»
Хочется отметить немаловажный факт: не так давно в городе Приморске на Балтике были построены аналогичная трубопроводная система и нефтяной терминал, которые встали в один ряд с лучшими мировыми объектами. Все близлежащие страны, такие как Финляндия, Швеция, Дания, не говоря уже о Балтии, признали мировой уровень российской технологии. Строительство вела та же компания ОАО «АК Транснефть». Необходимо, чтобы и в данном случае столь высокое признание будет подтверждено не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения экологии.