Экономические основы устойчивого лесопользования Волгоградской области

 

Васильев А.К., Ефимова Н.Б. (ВГСХА, г. Волгоград, РФ)

 

Forests are determining the ecological state of environment. Longtime forest using efficiency is the main aim of forest economy. Sustainable forest economy is the sphere of recreation forest resources basing on the specific principles of forest using.

 

Волгоградская область относится к малолесным регионам и естественных лесов почти не имеет. Встречается лишь большое разнообразие искусственных массивных посадок. Главные лесообразующие породы сосна, дуб, вяз, тополь, ясень, береза, клен обыкновенный, акация белая; из кустарниковбересклет, боярышник, желтая акация, крушина.

Общая площадь земель лесного фонда составляет 698,9 тыс. га, из них покрытая лесом – 530 тыс. га; лесистость области – 4,3 %. Все леса области отнесены к 1 группе (защитные).

Цель лесного хозяйства состоит в обеспечении долговременного экономически эффективного лесопользования. Достижение данной цели может быть достигнуто за счет: неистощительного лесопользования; ведения экономически эффективных рубок, приносящих максимально возможный рентный доход; применения таких систем воспроизводства лесов на вырубках, при которых сохраняется экологический и ресурсный потенциал лесов и в то же время расходы не превышают доходов.

Лесные насаждения Волгоградской области выполняют важные природоохранные функции: защита сельскохозяйственных угодий от засух, суховеев и ветровой эрозии; водоохранное и водорегулирующие назначение в бассейнах рек; рекреационно-эстетические функции. В области сегодня примерно 200 лесопользователей. В основном лесные участки арендаторы используют для культурно-оздоровительных, туристических, спортивных целей. Размер арендной платы за год примерно составляет 30 тыс. р. за один гектар.

В малолесных регионах (к которым относится и Волгоградская область) к первоочередным задачам лесного хозяйства относят: сохранение и воспроизводство лесов, повышение их продуктивности и устойчивости к неблагоприятным факторам; увеличение лесистости территории.

Основным принципом управления лесным хозяйством должно стать устойчивое экономическое развитие территорий без разрушения лесных экосистем. Устойчивое экономическое развитие лесного сектора включает в себя доходность деятельности всех субъектов лесного сектора.

Лесной бюджет представляет собой баланс доходов и расходов. Расходная часть регионального лесного бюджета состоит из затрат на воспроизводство лесов и суммы, используемой на социальные нужды. Последняя есть ни что иное, как чистый лесной доход. Чистый лесной доход – показатель эффективности лесного хозяйства, эффективности лесных ресурсов, эффективности лесоуправления. Пользование лесными ресурсами только тогда с национальной точки зрения целесообразно, когда оно приносит рентный доход, достаточный для воспроизводства лесов и частичного финансирования социальных программ (например, обустройства лесных поселков). Отступления от этого правила допустимы в кризисных ситуациях.

Общенациональные интересы состоят в сохранении защитных функций леса. Региональные интересы – эффективное освоение ресурсов, развитие промышленности (сырьевое обеспечение), лесной доход как средство решения социальных проблем. Баланс поддерживается, если полномочия и доходы распределены в соответствии с интересами. Федеральный центр должен нести ответственность за состояние защитных лесов, охрану от пожаров и защиту всех лесов, лесную науку и образование, разработку и реализацию национальной лесной политики. Регионы должны отвечать за лесное планирование, эффективное пользование лесом и его воспроизводство. Лесной доход полностью должен принадлежать регионам, они должны самостоятельно решать, какую его часть следует использовать на воспроизводство лесов и какую направить на социальные нужды. Тем самым будет мотивирована гражданская (общественная) ответственность за сохранение ресурсного потенциала лесов. Центр же должен регулировать те нормы, которые в наибольшей степени делают пользование лесом неистощительным.

Следовательно, воспроизводство лесов – компетенция регионов, а источник финансирования – лесная рента, лесной доход. За воспроизводство лесов должно платить население региона. Для этого могут использоваться следующие механизмы:

-  лесной доход поступает в региональный и местный бюджеты;

-  определяются системы ведения лесного хозяйства (формы хозяйства), реализация которых обеспечивается лесным доходом;

-  оставшиеся средства расходуется на социальные нужды региона (района).

 

Таблица 1 - Состав и структура поступления платежей по видам лесопользования за 2006г.

Показатели

Сумма, тыс. р.

Структура, %

Заготовка и реализация древесины

56587,0

58,97

Заготовка и реализация второстепенных лесных ресурсов

843,9

0,88

Заготовка и реализация посадочного материала

1079,1

1,12

Реализация продуктов переработки древесного сырья

16465,6

17,16

Реализация продукции пчеловодства

108,7

0,11

Побочное пользование

9879,5

10,30

Оказание услуг по тушению лесных пожаров

1977

2,06

Пользование в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях

9022,6

9,40

Итого платежей

95963,4

100

 

По удельному весу в величине дохода от лесопользования за 2006г. виды лесоиспользования можно разделить на следующие группы (таблица 1): заготовка древесины (58,97% от общего дохода за лесопользование); пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, или осуществление рекреационной деятельности (9,40%); другие виды (суммарно 31,63%).

Отдельную группу составляют такие виды использования лесов, как выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых; оказание услуг автомобильного транспорта, тракторов; оказание услуг по уборке деревьев в парках, скверах, и на улицах (таблица 2).

 

Таблица 2 - Поступление платежей за пользование лесным фондом по основным статьям дохода (по данным 2006г.)

Показатели

Сумма, тыс.р.

Структура, %

Проведение гидромелиоративных работ

152,0

1,88

Оказание услуг автомобильного транспорта, тракторов

3996,5

49,44

Оказание услуг по распиловке древесного сырья

701,8

8,68

Оказание услуг по уборке деревьев в парках, скверах, улицах

2405,5

29,76

Средства, перечисляемые арендаторами на возмещение затрат на административно-хозяйственные услуги

537,3

6,64

Прочие доходы и поступления

290,7

3,60

Итого платежей

8083,8

100

 

Из таблицы 3 видно, что средние затраты на выращивание 1 м3 древесины в Волгоградской области превышают по отдельным культурам ставки платы за единицу объема лесных ресурсов.

 

Таблица 3- Показатели средних ставок платы за древесину, отпускаемую на корню и затраты на выращивание 1 м3 древесины

Показатели

Сумма, руб.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов:

 

Ольха черная, липа

44,28

Ольха белая, осина, тополь, ива

21,06

Сосна

125,82

Дуб, ясень клен

284,58

Береза

73,80

Средние затраты на выращивание 1 м3 древесины

70,00

 

Таким образом, необходимы меры по совершенствованию системы установления платежей за использование лесов. Они должны заключаться в следующем:

1. Установить порядок и условия пересмотра ставок платы за единицу лесного ресурса и единицу площади лесного участка с учетом условий региона;

2. Пересмотреть ставки размера арендной платы за заготовку древесины, установленного на аукционах;

3. Разработать механизм учета затрат на работы по охране, защите, воспроизводству лесов, выполняемые арендатором, при установлении ставок платы за заготовку древесины.

Все вышеизложенные мероприятия требуют осуществления на федеральном уровне контроля за процессом их установления. Практически это должно выражаться в получении от региональных органов, ответственных за установление ставок, необходимой для проверки информации.

Также нужно учитывать, что в одном и том же субъекте РФ могут находиться предприятия с разной глубиной переработки древесины, разным уровнем рентабельности, следовательно, необходимо разработать механизм установления ставок для каждого предприятия-лесозаготовителя.

Стратегическая цель экономики лесопользования на данном этапе – установление экономически обоснованных ставок платы за лесные ресурсы с учетом опыта в данном вопросе развитых стран и адаптация методик применительно к российским условиям.

 

Сайт управляется системой uCoz