Перспективные направления развития лесохозяйственного комплекса региона: Опыт украины    

 

Колиснык Б.И., Шубалый А.М. (Волынское областное управление лесного и охотничьего хозяйства, ЛНТУ, г.Луцк, Украина)

 

Experience of development of perspective directions of rise of efficiency of functioning of wood economic complex is laid out on the example of separate region of Ukraine. Base principles of rise of profitableness of the use of forest resources and perfection of mechanism of withdrawal of the rent payments are definite.

 

На данный момент, лесохозяйственные комплексы регионов Украины не отмечаются высоким уровнем эколого-экономической эффективности хозяйствования, что проявляется в преобладании лесоэксплуатационных работ над лесовосстановительными, сырьевой ориентации внешнеэкономической деятельности, уменьшении в общей структуре части спелых древостоев, увеличении удельного веса менее ценных пород древесины.

Для Волынской области также характерны ряд эколого-экономических проблем, обусловленных наличием разного рода противоречий между развитием экономики, потребностями населения и состоянием лесных экосистем.

В то же время, высокий уровень лесистости территории области свидетельствует, с одной стороны, о ее высоком ресурсном потенциале. Однако, имеется ряд локальных территорий (Каминь-Каширский, Любешовский и Маневицкий районы), где полноценное использование лесных ресурсов ограничено в связи с их радиационным загрязнением в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Индикативные показатели развития лесохозяйственного комплекса Волынской области обоснованы в областной целевой программе „Леса Волыни на период 2002-2015 гг.” [1]. Этот документ, который охватывает деятельность как предприятий Госкомлесхоза Украины, так и других лесопользователей, содержит обоснование показателей лесохозяйственной деятельности и расчеты объемов и источников финансирования.

Основным направлением развития лесного хозяйства Волынской области определено обеспечение эффективности процессов лесовосстановления (в объемах, что соответствуют площади сплошных рубок) охраны и защиты леса, усовершенствование методик проведения рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, рубок главного пользования, побочного пользования лесом, сохранения и возобновления охотничьей фауны, комплексная переработки древесины. В частности, за счет облеснения сельскохозяйственных земель, виведенных из сельськохозяйственного пользования, создание полезащитных и водозащитных насаждений, облеснение эродированных земель, предусматривается увеличение лесистости области до уровня – 35%, хотя по экспертным оценкам оптимальный показатель -  36%.

На основе расчетной лесосекой на плановый период предусмотрено стабилизировать объемы рубок леса всех видов по площади и кубомасе заготовленной древесины, в полной мере реализовав один из приоритетов развития лесохозяйственного комплекса области – обеспечение устойчивого лесопользования. Предлагается потдерживать стабильные объемы проведения лесохозяйственных работ в течение всего планового периода, что обеспечит снижение уровня антропогенной нагрузки на лесные экосистемы территории, которые характеризуются уникальными свойствами.

В то же время, основное внимание планируется уделить увеличению объемов лесовосстановления путем увеличения площадей промышленных плантаций, реконструкции малоценных насаждений и содействия природному возобновлению леса. Основной акцент предусмотрено сделать на увеличение объемов возобновления дуба.

Важным направлением развития лесного хозяйства также определена охрана и защита леса. Соответственно, планируется увеличить площади благоустройства рекреационных участков на территории всех лесохозяйственных предприятий, повысить требования противопожарной безопасности, а также увеличить объемы финансирования содержания лесной пожарной службы, содержания временных пожарных надзирателей и ведомственных инспекторов милиции.

В сфере лесозаготовки и использования ликвидной продукции леса за счет уменьшения непродуктивных потерь и повышения качества лесохозяйственных работ предусматривается постепенно увеличивать объемы заготовки древесины от рубок главного пользования и лесохозяйственных рубок, параллельно увеличивая рентабельность этих работ. Это позволит увеличить объемы привлечения лесного сырья в хозяйственноый оборот и на собственные потребности предприятий, ограничив объемы отгрузки на экспорт в виде полуфабрикатов.

Параллельно предусмотрено обеспечивать стабильное использование недревесных лесных ресурсов, не снижая рентабельность их переработки. В то же время, одним из приоритетных направлений технической политики является  обеспечение расширенного воссоздания основных средств в этой сфере и увеличения объемов реализации продукции.

С целью проведения всего комплекса лесоохранных мероприятий предлагается постепенно увеличивать расходы на ведение лесного хозяйства в направлении увеличения удельного веса расходов на борьбу с вредителями и болезнями леса, на лесокультурные работы, защитное лесоразведение, развитие охотничьего хозяйства. При этом, около 73% средств планируется привлечь из внутренних источников лесхозов.

В лесопромышленной сфере деятельности предлагается уменьшить общее количество цехов переработки древесины. Но, с другой стороны, предусматривается проведение их технического перевооружения. При этом, большую часть современного ресурсоэкономного оборудования планируется импортировать на условиях лизинга, уменьшив часть бартерных расчетов. Таким образом, предусматривается обеспечить постепенное наращивание, как объемов, так и глубины переработки древесины и создание дополнительных рабочих мест, наполняя внутренний рынок качественной продукцией, постепенно уменьшая объемы ее экспортных поставок. В конечном итоге, это должно обеспечить дополнительный экономический эффект благодаря росту масштабов производства, что позволит увеличить прибыльность этой сферы деятельности, а, следовательно, появится возможность реинвестирования чистого денежного потока средств на развитие лесного хозяйства, обеспечивая его самоокупаемость.

Основным резервом увеличения уровня лесистости территории без негативных последствий для сельского хозяйства определено консервирование деградированных сельскохозяйственных угодий путем них облеснения. Для государственых лесхозов области программой предусмотрено облеснение оврагов и балок, а для межхозяйственных лесхозов – часть песчяных земель и других угодий. Приоритетным направлением работы межхозяйственных лесхозов должно стать также создание полезащитных насаждений на площадях почти втрое больше чем в гослесхозах.

Развитие охотничьего хозяйства предлагается проводить не путем экстенсивного увеличения площадей закрепленных охотничьих угодий, а увеличивая численность основных видов охотничьих животных, учитывая необходимость поддержки биологически обоснованного их количественного соотношения. На выполнение этих положений предусмотрено увеличение расходов на ведение охотничьего хозяйства и на охрану, а также воссоздание государственного охотничьего фонда в частности. Стимулирование развития инфраструктуры охотничьих хозяйств позволит постепенно обеспечить самофинансирование этой сферы деятельности, как это сложилось в развитых европейских странах.

Таким образом, в рамках отмеченных реформирований с целью закрепления позитивных тенденций стабилизации и последующего развития лесохозяйственного комплекса региона необходимо обеспечить разработку и реализацию следующего комплекса первоочередных мер:

- создание условий для перехода к устойчивому развитию лесопользователей на всей территории области с соблюдением соответствующих экологических требований и стандартов ведения лесного хозяйства;

- поддержка ряда конкурентоспособных предприятий, которые бы действовали на принципах самофинансирования и обеспечивали реальный и прогнозируемый платежеспособный спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- обеспечение ускорения инвестиционного процесса, направленного на обновление, техническое и технологическое перевооружение производства, ориентированного на выпуск конкурентоспособной продукции;

- приоритетное развитие лесоперерабатывающих подразделений, которые обеспечивают увеличение объемов промышленного потребления древесины и комплексное использование древесинного сырья в регионе, включая переработку мелкотоварной, низкокачественной древесины и древесных отходов;

- повышение социальной защищенности рабочих отрасли, сохранение существующих и создание новых рабочих мест;

- организация лесозаготовительного производства на принципах, что отвечают требованиям неистощимого и устойчивого лесопользования, охраны окружающей среды [2].

При проведении структурных реформ управления лесами на региональном уровне важным направлением работы должно стать повышение доходности лесопользования, ведь в настоящее время средняя цена древесины на пне (попенна плата) является слишком низкой сравнительно с развитыми зарубежными странами. В результате, в государстве возникла ситуация, что характеризуется недостаточностью средств на финансирование воссоздания, охраны и защиты лесов по тем нормативам, которые бы обеспечили устойчивое  ведение лесного хозяйства на основе международных принципов и критериев.  Для повышения доходности лесопользования нужно формировать платежи за использование лесных ресурсов не на основе налоговых ставок, а на базе лесной ренты с учетом спроса и предложения на лесных рынках [3].

В условиях преобладания государственной собственности на лесной фонд формой изъятия лесной ренты, определенной как цена лесных ресурсов, должны стать рентные платежи. Одна их часть должна оставаться у лесопользователя в специальном инновационном фонде или компенсировать часть бюджетных средств предусмотренных на развитие лесного хозяйства. Другая часть - на региональном уровне для формирования региональных специальных фондов для финансирования приоритетных направлений развития лесохозяйственного комплекса. А третья часть -  направляться непосредственно в государственный бюджет (для последующего перераспределения между  лесопользователями) и целевые фонды развития лесного комплекса (для содействия реализации приоритетных проектов общегосударственного значения). Основная работа по реализации механизма рентных платежей должна проводиться на уровне областных и районных органов исполнительной власти, которым предлагается дать право на передачу лесных ресурсов в аренду.

Изложенные предложения носят модельный характер и, при условии учета региональной специфики, могут быть использованы в практической деятельности лесохозяйственных комплексов других регионов Украины и за границей, обеспечив обоснованость решений в этой сфере.

 

Литература

1.   Областная целевая программа „Леса Волыни на период 2002-2015гг.” - Луцк, 2001. – 96 с.

2.   Парахонский Э.В., Парахонский М.Э. Формирование принципов развития региона в переходный период (на примере Вологодской области). – Вологда, 2001. - 431 с.

3.   А.П.Петров. Доходность лесопользования: налоги и рентные платежи. //Природно-ресурсные ведомости. -2001.- № 8-9. - С. 63-64.

Сайт управляется системой uCoz